Учитель - вчера, сегодня, завтра
И каждый час, и каждую минуту -
О чьих-то судьбах вечная забота…
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, брат, у нас с тобой работа!
(Педагогический гимн)
Учитель вчера… Педагогическая мысль, педагогические системы всегда отражали, а иногда и опережали своё время, оказывая существенное влияние на жизнь общества. Достаточно вспомнить «Великую дидактику» Я. А. Коменского. В противоположность мрачному аскетизму средних веков он учил, что человек – это «совершеннейшее, прекрасное создание», «человек, руководимый природой, может дойти до всего». Коменский создал систему воспитания не для избранных, не для аристократической верхушки общества, а для демократических слоёв населения, для народных масс. Этого требовало его время.
Время всеобщего среднего образования потребовало от учителя решения задачи учить всех, независимо от способностей, желания, возможностей. Современно то, что соединено со временем. «Коперник детства» Жан Жак Руссо; защитник идеи воспитания гуманных людей и сознательных граждан Адольф Дистервег; «учитель русских учителей» К. Д. Ушинский; А. С. Макаренко, создавший на практике систему воспитания, построенную на уважении к личности воспитанника; защитник детей, великий гуманист В. А. Сухомлинский и многие другие выдающиеся педагоги и мыслители разных стран и эпох тесно соприкасались с педагогикой сотрудничества, питали её.
Во время, когда я оканчивала институт и начинала работать, очень популярна была педагогика сотрудничества и учителя-новаторы конца 1980-х: В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, О. С. Газман, И. П. Иванов, В. А. Караковский, Л. и Б. Никитины, С. Л. Соловейчик, М. П. Щетинин. Ну, и, конечно, Ш. А. Амонашвили, который, на мой взгляд, дал очень точное определение «мастера педагогического дела»: «Быть мастером педагогического дела – значит иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности. Чем моя позиция будет общественно ценнее и оптимистичнее, тем глубже отразятся в ней мысли и чаяния прогрессивной педагогики, идеалы моего общества, современной педагогической и психологической науки.
Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой, технологией реализации исходной позиции в педагогическом процессе.
Быть мастером педагогического труда – значит постоянно искать пути более полного, удачного, глубинного, точного, а порой и искусного разрешения проблем обучения и воспитания, организации жизни детей, проблем работы с родителями и общественностью.
Быть мастером педагогического труда – значит уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их. Уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьём, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с лёгкостью, быть в нём простым, обычным, но нужным и любимым детьми человеком, вселяющим в них радость, уверенность и оптимизм».
Учитель сегодня… Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжёл. Конец второго тысячелетия и начало третьего ознаменованы экологическими катастрофами. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.
Следствием этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования, учебного курса кубановедения. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникают у людей сами по себе. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.
Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, Кубани, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Почитание родной земли – духовно-нравственная ценность русского народа. Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно. Это чувство у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой, великой Родины, где испокон веков жили наши отцы и деды. Но воспитание патриотизма и гражданственности к Родине нужно начинать с любви к родному кубанскому краю. Любовь к малой своей родине, Кубани перерастает у детей в огромную и всеобъемлющую любовь к своей стране, Родине, России.
Учитель завтра… Наш взор всегда с надеждой обращается в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И наши учащиеся, как правило, ждут помощи в том, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.
Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в детстве. Ребята чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы Кубани, России, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, воспитает их стремящимися сделать нашу кубанскую землю еще лучше. А для этого очень важно учителю кубановедения правильно построить работу в направлении духовно – нравственного воспитания: мудро, с огромной любовью к детям, Кубани, спокойно и доброжелательно!