Эссе «Дети стали хуже, или это нам кажется?..»
Вступление
Времена меняются, мир вокруг нас меняется, школа тоже не остаётся в стороне. Применяются новые виды обучения, компьютер – уже не диво дивное, а средство обучения, учителя осваивают новые педагогические технологии, стараясь идти в ногу со временем, а ученики – какими они должны быть, чтобы успешно овладевать знаниями (самостоятельно или с помощью учителя), чтобы не потеряться в этом мире, найти себя в профессии. Им сложно, но быть молодым трудно во все времена. Мне нравится в них самостоятельность, направленность на будущее, умение быстро осваивать новые информационные технологии, пользоваться ими, вызывает улыбку их самоуверенность, настораживает их потребительское отношение ко всему и ко всем: мне должны, для меня обязаны, отсутствие какого-то внутреннего такта, воспитанности, что может сыграть с ними злую шутку во взрослой жизни.
Какие они, сегодняшние дети? Умные, добрые, развитые не по годам, а может быть, избалованные и капризные?
Основная часть
Современные будущие школьники
Чтобы вступить в новый этап своей жизни — школьный, будущие ученики должны быть, во-первых, подготовлены физически, готовы личностно и психологически. В физиологическом плане большинство современных детей, конечно, подготовлены к школе. Если сравнить их, к примеру, с нашим поколением, когда нам было по 6-7 лет, то сегодняшние детишки просто акселераты: рослые, крепкие, развитые не по годам. Но наряду с этим нынешних малышей можно охарактеризовать как часто болеющих. Это зависит от образа жизни, питания, окружающей среды и социального положения семьи. А ведь здоровье ребенка — это залог успешной учебы в школе. Здоровый ученик меньше пропускает занятия, больше учится и без труда усваивает знания.
Как показывает практика, современные дети все меньше и меньше общаются со своими родителями. Общение заменили компьютерные игры, просмотр DVD, игровые приставки. Родители все больше, не желая решать конфликт, например, по поводу покупки новой игрушки, предпочитают покупать их снова и снова. А в случае, когда ребенок жалуется на сверстников, попросту отмахиваются от решения проблемы и находят простейший выход — советуют: «А ты дай сдачи!» Большинство будущих первоклассников с удовольствием хотят примерить на себя новую роль ученика. Многие хотят учиться в школе лишь потому, что не будут больше спать днем, как в детском саду, не будут проводить в школе весь день до вечера, как это было в «любимой» группе.
Современные дети стали более развитыми, чем, к примеру, наше поколение в 6-7 лет. В эпоху современных технологий так и должно быть. Как правило, ребята идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Могут поговорить на любую тему, проявить познания в области географии, биологии, физики и даже иностранных языков. Как правило, уже в детском саду они начинают получать дополнительное образование в сферах изобразительного искусства, музыки, танцев, лепки, конструирования, многие уже к 7 годам виртуозно владеют компьютером. Все чаще и чаще встречаются, не побоюсь этого слова, вундеркинды. Как правило, они всесторонне развиты и легко находят общий язык с детьми и со взрослыми.
Вот такие они, современные первоклашки: умные, самостоятельные, развитые не по годам и немного избалованные.
Считаю, что современные дети более мобильные, более активные и самостоятельные. А учить их по учебникам, учебным программам, которые переиздаются из года в год практически без изменений, действительно сложно.
Современный ученик
Современный ученик в принципе ничем не отличается от тех, которые были раньше. Разве, что они стали намного ленивее, безбашеннее и ничего не боятся. Им на всё наплевать, лишь бы быть самому довольным... Если ученик умеет пользоваться инетом и свободно в нем ориентируется, то проблем с учёбой особых не будет. Программа сейчас стала тяжелее намного, можно их тоже понять. Человек всё же не машина, которая автоматически воспринимает инфо, запоминает, сохраняет, а потом без ошибок её выкладывает.
На мой взгляд, современный ученик - это школьник, который проводит свое свободное время за компьютером, мало читает книг или вообще их не читает. А от этого становится беднее эмоциональная сфера. Они намного продвинуты в техническом плане (я имею в виду Интернет), имеют представления о своих правах, забывая об обязанностях, более циничны. Наверное, это и необходимо, чтобы адаптироваться в нашем современном обществе. Они совсем другие, и им жить в этом мире!
Внешность подростков
Поговорим о внешности современных подростков. Это не те застенчивые девочки, которые были лет 10 назад.
Они современные, раскрепощенные, стильные, гламурные.
Вот простой пример, встречающийся, наверное, во многих школах. Девочку выгнала с урока классный руководитель за вызывающий внешний вид. Вид был действительно странный. По джинсам темно-синим маркером были написаны какие-то фразы на английском, на губах синяя помада, ногти тоже выкрашены синим, плюс крупные цепочки из черного металла на шее и запястье. Она возмущалась «училкой» и утверждала, что ни за что свой внешний вид не сменит. Я спросила ее: «Тебе, видимо, нравится синий цвет?», и она подтвердила это. Я попросила ее подумать, с чем ассоциируется синий, и она назвала слова: «море, покой, спокойствие». Я ей сказала, что в этом ряду нет еще одного слова, но оно для многих звучит неприятно – «покойник». Ведь у покойника синеватая кожа, а губы и ногти синие. «Представляешь, — сказала я, — твоя учительница могла даже не понять, почему твой внешний вид вызывает у нее такое неприятие, но, видимо, неосознанно она связала его именно с покойником, поэтому и возмутилась». Для девочки мои слова были шоковым открытием, и это дало нам возможность поговорить о других способах привлечения внимания, которого ей так не хватало.
Часто подростки пытаются что-то сделать, ориентируясь на чужой пример, не вполне осознавая значение того, что они копируют. Нормальный диалог без крика и ругани дает больше возможностей, чем запрет. Родители, дайте им возможность этого выбора, ведь, вырастая, мало кто остается в облике эмо, гота, панка. Внешний вид – всего лишь один аспект, который является для подростка значимым.
Культура речи
Какова же культура речи современного школьника? Вопрос совсем не простой. Ежедневно, общаясь со многими своими ровесниками в школе, на улице, по интернету, замечаю схожесть в общении. Одинаковые привычки, похожие взгляды на жизнь, принципы, сама по себе разговорная речь, в которой отражается действительность происходящего в нашей жизни. Речь современной молодѐжи резко отличается от речи людей старшего поколения. Если заводить разговор о «молодѐжном» языке, то это самая обсуждаемая тема двадцать первого века. Порой поколение сегодняшней молодѐжи, а именно их «культура» речи, так или иначе ставит в тупик.
В языке современной молодѐжи много слов-паразитов. Одной из причин употребления в молодѐжной речи жаргонов, коверкания и сокращения слов до максимума, использования различных вульгаризмов, сленгов является потребность молодых людей в самовыражении и понимании их окружающими.
Речь современного школьника агрессивна, резка, вульгарна. Этим самым они хотят доказать окружающим, что «я не такой, как все, я другой!»
Большую роль в речи современного школьника играют телевидение, «плохое» кино, пресса, иностранные мультфильмы. Люди старшего поколения росли и учились на хорошем кино, поучительных мультфильмах, читали много классической литературы, где язык правильный, чистый, без примеси дурных слов. Влияние телевидения и интернета плохо сказывается на развитии современной молодѐжи. Этот вопрос беспокоит родителей, педагогов, психологов.
Так что же происходит? Как ни печально, но мы понимаем, что в реальной жизни речь подростков превращается в помойную яму, где есть вход, но нет выхода. Мир, который они себе создали, становится неотъемлемой частью жизни современных школьников. Для них не существует правил в разговорной речи. Они сами принимают решения, как себя вести и как разговаривать.
Известно, что интернет является источником современного молодѐжного общения. Именно он, носитель различной информации, впоследствии в прямом и переносном смысле засасывает молодѐжь в свой «параллельный мирок». Ярким примером служит социальная сеть «В контакте», где нынешняя молодѐжь проводит двадцать четыре часа в сутки. В народе существует пословица «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Я сама являюсь пользователем данной сети. Контакт-это как вторая жизнь, у которой есть положительные и отрицательные стороны. Большинство современных школьников совершенствуются для достижения своих целей, но многие слишком увлекаются, совершенно не контролируют свою речь, забывают главное, кто они на самом деле, когда «без маски», вне контакта.
Приведу примеры слов, которые постоянно используются школьниками, как в социальных сетях, так и в реальной жизни: бро (брат, принятое обращение друг к другу); палево (неудача); окэй (всѐ в порядке, хорошо); LOL (громко, вслух смеясь). На мой взгляд, данные слова вообще не должны существовать в речи школьников. Это просто не эстетично. Размышляя о том, что мы живѐм в двадцать первом веке и какие бы там ни были новшества, этот сленг нужно принять, но сделать для себя вывод. Употребление данных слов уместно, но в исключительных случаях, по делу, а никогда вздумается, лишь бы сказать.
Существует и другой язык общения между людьми - язык, воспетый А.С Пушкиным. Пушкин сопровождает нас всю жизнь, в нашем сознании он с детства. Сначала он очаровывает нас героями своих сказок: « Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», « Сказка о Мѐртвой Царевне и семи богатырях». В школьные годы мы тоже изучаем великие произведения поэта, в которых он говорит нам о любви к родине. Его стихи тревожат душу, заставляют думать и сопереживать вместе с героями. А как он описывает природу! При этом мы не просто узнаем неповторимые черты природы и русской жизни, мы открываем для себя родину, воспитываем в себе любовь к ней, становимся душевно богаче и чище.
Сегодня у каждого есть право выбора, как выражать свои мысли. Главное, чтобы твоя речь была уверенной, грамотной, доступной и понятной для общества. Она является показателем умственного развития, о чём говорит народная мудрость: «Каков ум, такова и речь».
О ценностях 70-х и 21 века
Меняется жизнь, меняются люди, изменилось само время. Общество прогрессирует, если иметь в виду различные технические ноу-хау. Однажды я услышала, как опытный учитель рассказывала своим четвероклассникам о том, как проводили время их ровесники в таких далёких для них и таких близких для нее 70-х годах. Признаться, говорила она с ноткой ностальгии, ведь речь шла о детстве. Замечательное было время! Одним из самых незабываемых воспоминаний остались походы в кино всем двором. Впечатления от кино были настолько яркими, что многие кадры из фильмов просто запечатлелись в памяти. А ещё как захватывающе они играли в «Казаков – разбойников», «Перекати – поле» и во многие другие, не менее увлекательные игры. Зимой сами заливали каток во дворе и раскатывали по нему в здоровенных, не по размеру, коньках. Зарывались в сугробы, кидались снежками – и от всего-всего получали радость, и, прежде всего, радость общения.
Казалось, что, узнав о том времени, дети должны были задуматься, ведь нет сейчас такой дружбы между ними. Но реакция детей была для меня неожиданной. Посыпались вопросы:
- А игровые автоматы тогда были?
- А DVD?
- А компьютеры?
Я ответила, что, разумеется, ничего этого в то время не было. Дети шумно обрадовались:
-Какие мы счастливые, что живём в 21 веке!
Я рада, что они чувствуют себя счастливыми, но про себя отметила, что ценности кардинальным образом изменились. Нет, тогда мы даже не слышали ни о компьютерах, ни об игровых автоматах. Сотовые телефоны, без которых современный ребенок просто немыслим, были в то время из области фантастики. Зато мы всем на свете увлекались, крепко дружили, ссорились и опять мирились и, услышав чей-то радостный крик: «Ну, погоди!» начинается!», стремглав бросались домой, и вот уже минуту спустя двор пуст, а из распахнутых дверей балконов раздаётся заразительный детский смех.
Заключение
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Реалии таковы, что нужно быть успешным. Но что такое слагаемые успеха? Это способности (талант) плюс интерес к деятельности, плюс знания в своей области, плюс трудолюбие. Не нужно идти на сделки с собственной совестью, нужно прислушиваться к себе. Счастливый человек - тот, кто вовремя нашел свое место в жизни, имеет возможность заниматься любимым делом, тогда ему "ни дня не приходится работать".
И вот, исходя из этого, я интересуюсь: какой может быть школа, которая помогает подростку стать успешным современным человеком? Результаты исследований того же PISA проверяли способность использовать в жизни знания, полученные в школе, и наши школьники выглядели бледно на общем фоне. Получается, что лучшие годы жизни, когда закладывается БАЗА, тратятся впустую? Не у всех, но у многих школьников?
Но вместо того чтобы дать ученикам действительно полезные знания, научить не "молчать и слушать", а дискутировать и спорить, раскрыть их потенциал и направить, учителя вынуждены собирать свое портфолио и портфолио своих учеников, убивая кучу времени на бумажную волокиту.
Что думаете по этому поводу? Что действительно нужно современному подростку, чтобы быть успешным? Его не надо учить пользоваться компьютером, всякими айфонами и айпадами, он сам своих родителей этому научит. Но какие знания и навыки ему можно дать, чтобы он уверенно двигался по жизни вне школьных стен?
В настоящее время дети с самого рождения сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа.
Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам.
У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей в 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е.О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Современная школа - это школа добра, взаимопонимания, сотрудничества учеников, родителей и учителей. Ученик в современной школе - это не просто человек, который получает знания. Это тот, кто отстаивает свою честь, честь родителей, честь школы. Ученик - это товарищ для одноклассников, помощник. Для меня современный ученик школы должен уметь:
1.Хорошо усваивать новый материал.
2.Помогать тем, кто не понял тему.
3.Высказать свою точку зрения.
4.Должен выполнять домашнее задание;
5.Уважать учителя и его мнение;
6. Принимать участие в жизни класса и школы.
Ученик современной школы также должен быть толерантным, должен понимать, что он основа общества, ученик должен уметь работать в обществе, в команде. Он должен взаимодействовать с учителем, лишь в этом случае он получит знания полностью. Ученик должен интересоваться всем (хотя бы немного), ведь в наше время поток информации огромен и ученик должен быть в курсе всего, что происходит. Конечно, он должен быть примером для младших и предметом гордости для старших, должен вести активный здоровый, спортивный образ жизни.
Школа - это первый шаг в большой, взрослый мир и ученик должен сделать его уверенно.
Тамара Владимировна Санникова
Заместитель директора по воспитательной работе
Государственное учреждение образования
«Яновичская средняя школа Витебского района»
2016 год