Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20 рабочего посёлка
(пгт) Прогресс Амурской области»
Эссе на тему «Я учитель»
Выполнила:
учитель высшей категории Турова Лариса Анатольевна
2018г
…Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла-все кипит…
Блистательна, полувоздушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит….она….
А.С.Пушкин
Она….. Взгляд ее глаз, взмах руки, улыбка, чарующее «Здравствуйте…..» и в зале тишина, и «галерка» и « партер» ею покорены. Десятки детских глаз обращены к ней. В них – ожидание, ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия. Все чудеса совершит она. Кто? Ответ кроется в слове УЧИТЕЛЬ - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий хорошо давать материал; честный, человечный, чуткий, с чувством юмора; искренний, тактичный, толерантный, терпеливый; естественный, единомышленник, любящий детей, любящий свою работу. И очень мягкий, как мягкий знак, как само слово-учитель!
Разве можно пройти мимо такой профессии? Учитель…. Какие ассоциации возникают при этом слове? Возможно, у кого-то возникнет образ строгой деловой женщины с классным журналом в руках, а может кто-то вспомнит радостный день 1 сентября с весёлой трелью звонка, зовущего на урок. Так или иначе мы когда-то сталкиваемся с этим ёмким словом. Вы не задумывались над вопросом: «Что наша жизнь?» Первое, что приходит на ум, - это классический ответ: игра…игра на сцене жизни…И играть выбранную роль нужно так, чтобы «зрители , выходя после твоего спектакля, желали вернуться и ждали продолжения».
"Весь мир - театр, а люди в нем - актеры!
Кто плут, кто - шут, а кто простак, мудрец или герой".
А потому, а потому оставьте ваши споры –
Ищите в жизни свою роль, лепите образ свой!»
Да, наша жизнь игра, а сцена - это наша Работа, особенно если любимая работа. Наша жизнь – это поиск Счастья. Наша жизнь – это дети, наше продолжение и наше бессмертие. Наша жизнь – это Борьба, борьба за право жить. То, какую роль играет человек, определяет, насколько реально он может достичь успеха. Поэтому очень важно уметь подбирать подходящие для себя роли и исполнять их профессионально. И от того, насколько хорошо ты сыграешь свою роль, роль Учителя, Человека, Личности, зависит будущее
маленького человека, который начинает эту жизнь с чистого листа, зависит и твое будущее…будущее Учителя.
Выбрав профессию учителя, я стала задаваться вопросами: кто же он – учитель? Актёр? Носитель информации? «Скульптор» детских душ? Только спустя годы, я смогла ответить на этот вопрос. Учитель – это артист своего дела, но его слушатели и зрители не встречают и не провожают аплодисментами. Учитель – это и скульптор, ваятель. Но его работ до поры до времени не видит никто, кроме него самого. Учитель – это врач. Но его «пациенты» редко благодарят его за «лечение». Пройдут годы, прежде чем «вылеченный» им, поставленный на ноги, придёт и скажет: «спасибо». Учитель – это творец! Значит он – натура творческая, ищущая, чем – то сродни профессии режиссёра – постановщика, режиссера своего действа, спектакля .
Далекое детство…. Поступив в школу, я, как многие девочки, начала примерять на себя эту роль. Вернувшись из школы, домой, мы затевали игру «в школу», и мне всегда хотелось быть учительницей, доброй, терпеливой, проверяющей тетради. Я неосознанно пыталась проникнуть в тайны этой профессии. Внимательно следила за поведением учителей на уроке и дома перед зеркалом копировала манеру говорить, водить указкой по карте и даже поправлять очки. Я росла с сознанием того, что педагогами становятся самые умные и самые хорошие люди на свете, честные, справедливые, что им открыты все тайны мира, что на любой вопрос они ответят. Мне казалось, что это так легко быть учителем, никаких сложностей в профессии не возникает.
Студенческие годы… самое прекрасное время. Столько нового, интересного, и смотришь на все трудности сквозь розовые очки молодости. Вспоминаю первые уроки... помню лица первых моих учеников. Я – учитель!!! Я смогла!! Проработав в школе месяц, я поняла, что я не имела полного представления о том, какова на самом деле выбранная мною профессия. Все это время я видела и знала только красивую картинку: смотрящие на учителя пытливые детские глаза, я у доски рассказываю им что-то важное и интересное, тишина в классе... На самом же деле за всем этим - ежедневный, постоянный, кропотливый труд учителя. Как много, оказывается, нужно знать, уметь, для того, чтобы состояться как педагог! Нельзя испугаться, нельзя уйти после первых трудностей, нельзя быть слабой. Я поняла, что роль учителя требует полной самоотдачи, непрерывного саморазвития, открытости и такта.
И вот наступило 1 сентября 1990 года…. Я стою перед целым классом, на меня смотрят двадцать пять пар таких чудных глаз. С тех пор я окунулась с головой в этот шумный, беспокойный, проблемный и радостный мир детства. Я взошла на сцену, на которой 27лет. Сейчас я могу сказать, что профессия учителя особенная, несравнимая ни с каким другим делом. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит жизнь ребенка, его место и роль в жизни. Ни одна профессия не ставит таких строгих моральных требований. Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью, способной отдавать себя ученикам и быть для них примером для подражания. Показателем педагогической культуры является интеллигентность, развитый интеллект, гармония нравственного, физического и умственного развития, гуманность общительность, педагогический такт. Что для меня означают эти качества? Интеллигентность – это порядочность, совестливость, честность по отношению к окружающим людям и самому себе. Гуманность – это человеколюбие, но она не имеет ничего общего с сюсюканьем и заигрыванием с учениками. Для меня гуманность означает, прежде всего, справедливость как сочетание уважения с требовательностью. Педагогическое мастерство - это высокое качество достижений учителя в учебно-воспитательном процессе, проявляющееся в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогический такт – это педагогически грамотное общение в сложных педагогических ситуациях, умение найти педагогически целесообразный и эффективный способ воздействия, меры, скорость реакции, способность быстро оценивать с ситуацию и находить оптимальное решение. Все эти и другие качества тесно взаимосвязаны между собой и характеризуют готовность учителя к профессиональной творческой деятельности. Профессия учителя одна из самых массовых. Говорят, что «трудно быть изюминкой в ящике с изюмом». Но, я искренне хочу и стремлюсь быть неповторимым, уникальным, высочайшим мастером своего профессионального педагогического труда. Я люблю свою профессию, верю в свои силы и возможности. Я хочу, чтобы меня любили мои ученики!
– Из тебя человека не выйдет! – с гневом швырнул учитель свое «пророчество» ученику.
- А из Вас уже вышел учитель?- спросил ученик с грустью.
2018 год. Я 27 лет «на сцене»….27 лет я стараюсь не услышать таких слов. Ежедневно задумываюсь над вопросом: что необходимо сделать, чтобы мои ученики стали успешными, конкурентоспособными? Как не допустить состояния равнодушия и помочь каждому ученику стать Человеком? Главное, по -моему, чтобы ребенок преодолел страх. Если учитель одобряет ученика, он
привыкает быть уверенным в себе. Эту уверенность я и помогаю обрести детям. Сотрудничество для меня является сутью школьного обучения. Учитель сегодня- артист второго плана. На переднии план выходит ученик. Учителю необходимо поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности. Во вторых, у учителя должно быть стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Для реализации стандартов требуется главное качество педагога- умение учиться самому. Учить и учиться. Нельзя ошибиться, прочитав эту фразу справа налево. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: « Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль… »Так и я стремлюсь заразить своих учеников к бесконечным просторам знании, причем на своем примере. А в- третьих, и самое главное, педагог, идя на урок, должен любить детей, без любви не может быть учителя. Мне хочется не просто делиться своими знаниями с учениками, но и делиться частичкой своей души. Учить мыслить, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное чувствовать и сочувствовать, сопереживать. Самое главное я поняла, педагог не только должен отбыть положенный период урока, а жить проблемами и бедами детей, радоваться и огорчаться вместе со своими учениками.
Незаметно наступает вечер, школа гасит огни, смолкает детский щебет. Я ухожу «со сцены», усталая , но вдохновленная иду домой. И долго будет гореть свет в окне моего дома, я готовлюсь к очередному уроку. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… и чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Каждый урок учителя – это маленький спектакль, затрагивающий тонкие струны детских душ, и если они звучат, как единая мелодия, значит, Учитель состоялся. Я верю, что лучший мой урок – впереди.
И в детстве, и позже, подростком,
Как буря, рвалась я в театр -
Сыграть на священных подмостках
Хотя бы Марию Стюарт.
Ах, наши надежды на счастье!..
Про это вы знаете лучше меня:
Мечты исполняются - но лишь отчасти.
Отчасти сбылась и моя.
Список используемой литературы
1. Ш. Амонашвили . Педагогические притчи.
2. А С Пушкин «Евгении Онегин»
3.Ю Евсеев. «Весь мир- театр»
4.Ю Ким «Романс старой театралки»
5. Антуан де Сент-Экзюпери. Цитаты
[Введите текст] Страница 4