Конкурсное задание: эссе « Я- учитель»
Мокротоварова Оксана Викторовна
МБОУ СОШ №11
учитель русского языка и литературы
«Роль педагога состоит в том,
чтобы открывать двери, а не в том,
чтобы проталкивать в них ученика».
Артур Шнабель
Я — учитель русского языка и литературы почти 5 лет, наверное, это и не так уж много, но для меня это новая, полная загадок и открытий жизнь. В школу я пришла не сразу, много лет отдала другой профессии, не менее интересной, но абсолютно другой. Жизнь обернулась так, что пришлось резко перестраиваться, и каково было мое удивление обнаружить, что именно школа- это то, чего мне не хватало в той, прошлой жизни. Да, именно в прошлой, потому что моя жизнь разделилась на две половинки, до и после. Волею судеб попав в школу, я поняла- это мое, я всегда ощущала себя учителем, и, войдя первый раз в класс, испытала трепет в душе и никем ни видимую ниточку радости.
Чуть позже я стала анализировать свою жизнь и поняла, откуда это чувство, конечно, из детства. Сразу перед глазами возник образ моей любимой учительницы- Марии Васильевны Колодиной. Любовь, да именно любовь мы испытывали к ней. Она была для нас эталоном лучшего учителя. Высокая, худощавая, с бесподобными кудрями на уже седой голове, всегда опрятная стала воплощением красоты, добра и понимания. Мария Васильевна всегда носила платья в пол с великолепными воротничками, которые сама вязала. Какие это были воротнички- произведения искусства, больше в жизни я таких не видела. Она меняла их каждый день, сколько их было, даже не сосчитать. Каждая девочка пыталась ей подражать. Речь, жесты, взгляд из-под слегка опущенных очков я помню до сих пор.
Но время не просто идет, оно бежит своим чередом. К сожалению, я не знаю дальнейшей ее судьбы, но я точно знаю, каким должен быть настоящий учитель.
Учитель- это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума, это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом. В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится учить не только других, но и учиться самому. В век информационных технологий мы стремимся быть на гребне волны, поглощая неимоверное количество информации, перерабатывая ее, усваивая и вынося новый, осмысленный продукт нашим подопечным. Это не позволят расслабляться ни душе, ни уму, что может быть лучше. Но в этой погоне на первое место, все-таки, должны выходить нравственные и моральные принципы. «Не навреди»- заповедь не только врача, но и настоящего педагога.
Всегда говорю своим детям, что рядом с вами такие же люди, как и вы, со своими проблемами, трудностями, бедами и радостями, они разные, и всех их надо принимать, уметь общаться с ними. Живя в обществе, нельзя обойтись без людей, без законов человечности, нравственности. Поэтому главным принципом в своей работе считаю- обучать и воспитывать собственным примером.
В педагогической практике не могу обойтись и без таких принципов деятельности, как «успех ребенка- это и мой успех, его неудача- это и моя неудача». Постоянное движение по лестнице успеха, заметить и оценить малейший прогресс обучающегося, слушать и слышать каждого, помочь в решении проблем- это, безусловно, цель. Но главной целью остается развитие личности ученика, его духовный рост, его лингвистические, языковые, коммуникативные и культурологические компетенции.
В своей работа уже два года практикую интегрированные уроки. Межпредметная интеграция сложна в подготовке, но очень интересна, а вот внутрипредметная- доступна, легка в применении и приносит стопроцентный результат в усвоении материала. При описании картин особое место обязательно уделю художнику и его творчеству, организую просмотр коллекции его самых знаменитых картин, предложу самостоятельный поиск интересных биографических моментов. В 5-6-х классах практикую возможность детей пропеть изучаемые стихотворения. Дети, наделенные хорошим слухом, поют, придумывая свой мотив. Используем цветные карандаши при составлении картины слова, потому что наши звуки и буквы имеют и свой цвет. Такая работа захватывает, и в результате открывается перед детьми удивительный мир, спрятанный доселе за простыми буквами.
И, конечно, в своей работе придерживаюсь принципа индивидуальности. Он состоит в том, чтобы не решать за ученика возникающие в процессе обучения проблемы, а опираясь на его личностные, индивидуальные способности, дать возможность проявить собственную активность. Стараюсь формировать умения самостоятельно добывать знания, просеивать информацию, работать в коллективе, развивать творческие способности, исследовательские навыки, ассоциативное мышление. Для этого, как нельзя кстати, подходят интегрированные уроки. Даю возможность ребенку принять свое собственное решение той или иной проблемы, находясь «рядом с ним», при необходимости слегка корректируя его ход мысли. В нашем общении нет стены, нет барьера, а есть ступеньки, по которым мы вместе поднимаемся по лестнице познания.
Бесспорно, уважаю тех учащихся, которые трудом и упорством, добиваются успехов, болит душа за тех, кто имеет способности, но не хочет утруждать себя. Досадно, что даром пропадают таланты, двери к миру знаний они не пытаются открыть, живя в замкнутом и ограниченном пространстве.
Но я верю, а вера- это большая сила, безмерно верю в своих воспитанников, верю, что вместе можно сделать многое, и даже зажечь на небе новую звездочку. Знаю- дети разные, но каждый ребенок неповторим, индивидуален, у кого-то способности проявляются раньше, у кого-то позже, у каждого будет свой путь, но школа является стартом на этом пути, и в наших силах сделать его интересным, увлекательным, уникальным.