Эссе «Я – учитель»
Учитель, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова, - это «лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель». Человек, избравший эту профессию, никогда не прекращает проникать в сложный духовный мир ребенка. Учитель готовит ребят к самостоятельной жизни.
О работе учителя сложно рассказывать. Ведь это и планы, и отчетная документация, проверка тетрадей и ежедневные домашние подготовки к урокам.
С другой стороны: учитель – это творческие встречи, интересные дела, проекты. И каждый день общение с ребятами. Это замечательно. Я – учитель начальных классов. У меня особая профессия, даже в чём-то уникальная: уж очень большие задачи стоят передо мной. Оттого - большая ответственность и большая любовь. Думаю, что именно любовь - определяющее качество моей специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно вообще стать учителем. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной. Поэтому я и работаю в начальной школе, а рядом со мной мои коллеги, талантливые люди. Я очень хорошо понимаю, что для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе. Какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Учитель просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества. Очень важен аспект развития творческих способностей учителя, так как только собственный опыт творчества, позволяет ему воспитывать творческую личность ребёнка. Педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль, удивлять.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я люблю своих учеников: любознательных, пытливых, сомневающихся, задающих вопросы. Учу их слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, несмотря на то, что оно может отличаться от их собственного. Для меня очень важно воспитать в детях чуткое отношение к радостям и горестям других людей. Общение со своими учениками я строю на доверии, стараюсь расположить их к себе. Каждое утро я спрашиваю себя: что принесет новый день? Нужно быть готовой ко всему: к раздраженному родителю, ребенку с плохим настроением, ссоре, драке и новым открытиям. Мои ученики рассказывают мне свои секреты, учат чему-то новому, задают вопросы, иногда просто стоят рядом и ждут моего теплого взгляда или рукопожатия. Как они нуждаются во мне в эти минуты! И я как я нуждаюсь в них и в таких минутах! В такие мгновения я чувствую огромную ответственность за каждое свое слово и поступок.
Быть учителем - это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями, и прежде всего, перед ребёнком. Оправдать их доверие – вот настоящий итог работы учителя. В итоге я пришла к выводу: учитель – это дар природы, талант. Учителем может быть не каждый.
И, конечно, без нас, без учителей, нельзя стать ни хорошим врачом, ни юристом, ни военным. Учитель – это незаменимый человек, он все для своих учеников, все для своей страны.
Современная школа, в рамках реализации ФГОС нового поколения, должна помочь становлению инициативной, творческой личности, способной находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, быть готовой к самообразованию в течение всей жизни. Ученик не должен получать знания в «готовом виде», с помощью грамотно организованной работы учителя, ребенок самостоятельно учится добывать эти знания, а в дальнейшем - применять, развивать, умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.
Таким образом, моя задача - организовать и создать условия для раскрытия способностей ребёнка с учётом его интересов, формирование и развитие мобильной саморазвивающийся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни, индивидуальных возможностей через разные виды деятельности: познавательную, творческую, трудовую, ценностно – ориентировочную, исследовательскую. Необходимо учить ребёнка учиться, чтобы ученик не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей деятельности.
Наши дети растут в стремительно развивающемся и меняющемся мире. Ученики сегодняшнего дня перегружены информацией. Как научить их, что такое хорошо, и что такое плохо, когда мы и сами не успеваем следить за изменением полярности некоторых понятий.
Учитель должен идти в ногу со временем - использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
Перечитав ещё раз все написанное, прихожу к выводу, что я все таки счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу, к своим ученикам и коллегам. И жизнь продолжается…