Эссе «Я – учитель»
Профессия учитель – одна из самых важных во все времена. Учитель – тот, кто учит! Это высокое предназначение – учить. По силам ли это любому человеку или есть некие избранные, кто может это делать. Не знаю. Наверное, в любой профессии есть и те, кто работает с увлечением, по призванию, а есть и те, кто просто работают по специальности. Но учитель не может быть случайным человеком, он выполняет особую миссию, он, подобно Данко, несёт огонь своего горячего сердца людям, чтобы они чувствовали, что не тьма царствует над миром, что свет рождает в их душах желание жить счастливо и ярко. Это все об учителе. Свет знаний. Свет разума. Свет мечты. Свет надежды. Да разве этого мало?
Учитель выполняет особую миссию. Он растит Гражданина. Результаты работы учителя невозможно измерить какими-то конкретными мерками. Они проявятся через многие-многие годы. Ученики покидают школу после её окончания, их пути-дороги в жизни будут совершенно разными, и вот тогда можно будет понять, что заложил и что оставил в их душах и сердцах учитель. С нетерпением он ожидает главного вердикта Времени. Счастлив учитель, когда его ученики определились в жизни.
В одной из популярных песен есть удивительная строчка: « Не смейте забывать учителей…» Это и призыв, и просьба, и совет. Не забудут, если сегодня отдавать им всю душу, сопереживать и радоваться , верить и надеяться.
Роль учителя возрастает, и в наше время она особенно значима.
Учитель несёт знания. Так говорили ещё 15-20 лет назад. Сегодня, возможно, это звучит несколько по-иному. Мы живём в век бурного развития информационных технологий, и источников, откуда можно получить знания, очень много. Да и в педагогике, методике преподавания произошли глубокие изменения: мы учим учеников «добывать» знания, ученики в постоянном поиске знаний, и это развивает их способности, а также формируются основы творческой личности.
А какова же роль учителя? Что же он должен делать? Как ни парадоксально, но нужно понять, понять, что учитель не остаётся второстепенной фигурой в процессе обучения. Более того, его роль только возрастает.
Учитель – центр учебного процесса. Он координирует деятельность обучающихся, помогает им определиться в огромном информационном поле, реализует самые важные на сегодняшний день компетенции, помогает преодолеть возникающие трудности и решить сложные проблемы. А ещё – учитель, обучая, воспитывает учеников, содействует формированию нравственного стержня личности. Своим авторитетом (а именно так должно быть) он определяет ценностные ориентиры обучающихся. Эти ориентиры в дальнейшем становятся определёнными принципами, которыми можно руководствоваться в жизни.
В моей практике я использую определённые принципы и подходы к образованию. Не отвергая традиционных методов и приёмов, я постоянно слежу за всеми инновациями, которые сегодня появляются. Но любая инновация требует к себе пристального внимания и творческого подхода. Жизнь одаривает учителя крыльями вдохновения. Именно он обучает своим примером, своим интеллектом, своим вдохновением. По-другому просто не может быть. У успешного учителя могут быть только успешные ученики. И сколько бы ещё ни прошло лет, и какие бы новые технические возможности ни появлялись, Учитель останется центром интеллектуального воздействия на личность ученика.
Выбор сделан, осознанно, продуманно. Только вперёд. Быть не просто учителем, ещё сложнее быть хорошим учителем. А быть хорошим учителем значит быть счастливым человеком…
Творчество, будь то научное, техническое, художественное, наиболее полно раскрывает назначение человека. Творческий труд особенно облагораживает человека, поднимает над корыстными интересами, делает человека свободней, лучше. Когда я думаю о будущем, прежде всего передо мной возникает та жизнь, где каждый сумеет определить своё призвание. Особенно это относится к учителю. Образно говорят, что актёр живёт в своей профессии. Думаю это же можно сказать и об учителе.
Учитель не только учит и воспитывает ребенка, он формирует человека, личность. Счастье строится с помощью науки, искусства, образования. Учитель приобщает всех к творчеству, открывает мир во всей его красоте и неповторимости.