Эссе «Я - учитель».
Где бы сердце вам жить ни велело –
В шумном свете иль в сельской тиши –
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души.
Неизвестный автор
Для чего человек живёт? Наверное, все хотят ответить на этот вопрос. Для меня жить – значит радоваться, наслаждать душу, быть счастливой. А что такое счастье? Я считаю – это найти ответы на простые жизненные вопросы: Что мне дорого? Что важно? Без чего я не могу обойтись? Согласимся, что поиск ответов на эти вопросы и есть жизненная философия. Жизнь – это уже счастье. А возможна ли жизнь вне школы? Для меня – нет.
Я учитель – служитель страны детства. Я избрала профессию учителя по велению сердца. В ней моё призвание, смысл моей жизни. И, пожалуй, не было и дня, чтобы я об этом пожалела. Я очень люблю свою профессию. Она позволяет мне учить детей не только читать, писать, решать примеры и задачи, но и воспитывать в ребятах любовь к Родине, семье, уважение к старшим, умение трудиться… Думаю, что именно в начальной школе многие дети получают первые представления о справедливости, верности, отзывчивости, сострадании... Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Я считаю, что жизнь учителя – это, прежде всего, творчество, которое может выражаться не только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум учителя, соединённый с его добротой и есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и прочное счастье.
Для меня учитель – самая значимая, нужная и ответственная профессия. Я в ответе за доверенного и доверившего мне человека, за его духовное и физическое здоровье. Да, я – учитель, в моих руках свет истины, и мне дано пройти вместе с детьми трудный и долгий путь в завтра. С кем или с чем можно сравнить учителя, на которого возложена такая миссия?
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика, каждого ребёнка.
Учитель – это не просто профессия. Это образ жизни. Я не «работаю с детьми», а живу с ними, делю радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.
«Учитель и ученик растут вместе…» (Конфуций). Учитель – это спираль, которая бесконечна в своём развитии.
Я не просто передаю знания, но и стараюсь пробуждать в маленьком человеке жажду познания, заинтересовать, а потом уже научить. Распознать талант ребенка и указать ему самому на тот потенциал, который заложила в него природа, – задача не из легких, но при удачном ее выполнении результат обещает быть потрясающим!
Живому уму ребенка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Я стараюсь каждый урок превратить в педагогическое произведение, внеся в него свое творчество, свой методический почерк.
«Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,
То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.
И помни, ты несёшь за всё ответ: за их печали, радости, невзгоды.
И каждый твой урок, и твой совет ученики проносят через годы»
Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые дают полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит, и качество моей работы с детьми.
Кто такой учитель в современном мире? Ответить на этот вопрос, казалось бы, просто: это человек, который передаёт другим какие-либо знания. Но вот достаточно ли этого? Ведь в наш век популяризации гаджетов и виджетов знания можно получить из многочисленных источников: из книг, научных фильмов, интернета. Так, может быть, наша профессия станет не нужной? Конечно же, нет! Потому что задача учителя не только передавать азы науки. Главная задача педагога , на мой взгляд, – привить ребёнку любовь к «жажде» познаний, научить его, словно опытный тренер, шаг за шагом, терпеливо преодолевая трудности, уверенно идти по лабиринтам загадочной и удивительной страны Знаний.
Я считаю, нельзя воспитать человека по заранее составленному плану. Воспитывать надо личным примером. Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. Поддерживать у учеников интерес к учёбе, к школе в настоящее время очень трудно.
Сегодня, уверенно идя по пути педагогического поиска, понимаю, что нужно ещё многое сделать. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов, важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. Я не боюсь рисковать, меняться, пробовать, дерзать, творить, не останавливаюсь на достигнутом. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь». Я жадная до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Смотрю на мир широко раскрытыми глазами. Обрушиваюсь всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Я стараюсь быть всегда искренней с собой, с другом, с близким, с далеким; отзывчивой. Чтобы не пройти рядом с чужой болью. В той жизни, которую я выбрала сегодня, нужно много терпения, мужества и стойкости. Очень много.
В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало главным принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Гетера Каллисто однажды заявила Сократу, первому мудрецу Греции, что если захочет, то переманит к себе всех его учеников. «Конечно, - ответил философ, - тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я - подниматься наверх».
В этой притче, по-моему, как нельзя лучше выражена суть нашей учительской профессии. Она никогда не была легкой, и она всегда была призвана сделать людей лучше.
В своей «работе» я руководствуюсь теми же принципами, которых стараюсь придерживаться в обычной жизни.
Например, «Золотым правилом морали», которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Или высказыванием замечательного римского философа Цицерона: «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу настаивать на своей ошибке».
А еще мне очень нравится поговорка древних римлян: «Я должен, значит, я могу».
А что касается профессии, то, как утверждал римский поэт Катон, «Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом».
Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя и Ваша …
Я открываю детям мир всегда добрым и красивым, увлекательным и непревзойденным. Вступив на этот путь, всегда вижу перед собой много дела, потому что: воспитывать, обучая, – самая трудная вещь. Думаешь, все сделано, всё получилось, всё позади. Не тут-то было: всё только начинается.
Моя задача, как учителя, исследовать путь к сердцу ребенка, помочь родителям в воспитании всесторонне развитой личности.
Я счастлива, что иду в ногу с современностью; использую в своей работе инновации, различные методики; учу детей тому, что человеческое общение нельзя заменить ничем.
Размышляя, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью, – это педагогический труд. Я не работаю учителем, я – учитель. Мне нравится быть учителем. Оказывается, для меня быть учителем – важно, дорого, без этого я обойтись не могу. Быть учителем для меня - значит быть самой собой. Это и есть для меня счастье.
Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.
Вам памятник, учителя,
Я высек бы
Из красного гранита…
Установил бы на просторе
Большое человеческое сердце…
А. Дусенбиев