Марченко Яна Александровна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории,
МБОУ Павловская СОШ,
Азовский район, хутор Павловка.
Эссе «Я - учитель».
«Учитель – это не просто профессия, а целая жизнь!»
Мусса Джалиль
Каждый маленький ребёнок мечтает о своей будущей профессии. Я, наверное, немного от них отличаюсь, никогда не мечтала кем-то стать. Всегда была уверена и твердо знала, что стану педагогом. Часто вспоминаю свои детские годы, когда играла со своими сверстниками в школу. Чаще всего роль учителя была моя, я была лидером, меня все слушали, советовались, вместе мы воплощали в жизнь удивительные проекты. Совсем недавно, в моей школе, была юбилейная встреча одноклассников. Все друзья рассказывали, кто кем стал, кто чего добился. А я с гордостью сказала: «Я, как и в детстве продолжаю «играть» в школу, потому что жизни без неё совсем не представляю!» Да, я – учитель, я продолжаю «играть», я просто счастлива, что у меня есть возможность вновь и вновь познать этот необыкновенный мир детства со своими учениками.
Профессия учитель – одна из важнейших в современном мире. От учителя зависит будущее человечества. Учитель - большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям, любовь к труду, любовь к жизни.
Мир стремительно меняется, меняются законы, стандарты, методики обучения, меняются требования к образованию, меняются и учителя. Какой же современный учитель?
Современный учитель – это, прежде всего человек, преданный своему делу и ученикам. Это профессионал, умеющий перевоплотиться и в артиста, и в художника, писателя и певца, строителя и скульптора. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам у них учиться. Задача учителя не в том, чтобы дать максимум знаний, а в том, чтобы привить интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. В своем послании президент отметил: «В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Следовательно, учитель должен создать условия для развития творческих способностей детей, учить их самостоятельно мыслить, повышать мотивацию к учению, поощрять индивидуальные склонности и дарования. Выполнить все выше перечисленное, трудно, но нет невыполнимых задач!
Учитель – это профессия творческая. А творческий человек не может работать по алгоритму, художник не нарисует одинаковые картины, так и учитель не сможет из года в год работать по одному и тому же сценарию. Каждый новый класс, новые особенности детей, требуют изменений в работе учителя, новых подходов и методов обучения. Творческий человек должен постоянно «расти», самосовершенствоваться.
Однажды я задумалась, а какой я учитель? Вот уже шестнадцать лет я работаю учителем начальных классов. Я стараюсь, чтобы каждый урок приносил детям радость. А чтобы урок приносил радость, создаю ситуации успеха для каждого ученика. Я хочу всегда идти рядом со своими учениками, нога в ногу, чтобы никто не отставал, а еще лучше – был на шаг впереди. У меня есть желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству других, оно живёт во мне, и я рада и готова жить вместе с моими детьми, с моей школой. Я уверена, что учителем надо родиться, это не просто профессия, это призвание, состояние души, это не только работа – это образ жизни.
Самыми успешными считаю те уроки и занятия, где дети спорят, сомневаются, доказывают, формулируют самостоятельно выводы, в конечном итоге – творят. Я часто произношу слова одобрения и рада за детей даже тогда, когда успехи ученика очень скромны. Ведь это воспитывает у ребенка уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым.
Я нахожусь всегда в творческом поиске, выявляю проблемы, ставлю цели, достигаю определенных высот и результатов. И потом снова к поискам, бессонные ночи, результаты, падения и взлеты, словно замкнутый круг... Замкнутый, но в то же время необходимый в профессии.
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. Я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Я вместе с ними делаю открытия, вместе с ними делаю первые шаги не только в мир знаний, но и в реальный мир, в свой мир, в свою жизнь.
Отвечая себе на вопрос, «Какой я учитель?», хочу сказать – я не просто учитель – я самый счастливый учитель. У меня есть любимая профессия, любимые ученики, самые особенные, самые любознательные. Я не просто счастливый учитель, я счастливый человек, потому, что это так важно и непросто – выбрать правильно свой путь в жизни.
1