Эссе «Я учитель».
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах».
Ш. Амонашвили
Стопки тетрадей, яркие цветные картинки и плакаты, ручки, карандаши, книги… Эти предметы всегда окружают нас - учителей. Еще маленькой девочкой я хотела стать учителем.
Я родилась и выросла в деревне. Перед глазами был живой пример того, как деревенские жители относились к учителям с уважением, обращались за помощью и советом, даже пропускали в очереди в магазин. Я тоже хотела, чтобы меня все любили и уважали. Поэтому с самого детства я мечтала стать учителем и твердо была уверена, что это одна из самых прекрасных профессий. С годами эта мечта только укрепилась.
В нашей деревне не было детского сада. Ребенок из семьи сразу попадал в школу, где педагог учил его не только читать и писать, а открывал ему новые, неизведанные миры. Компьютеров и интернета еще не было, поэтому учитель казался волшебником, знавшим столько всего интересного! Сидя за школьной партой, мне хотелось быть такой же умной и доброй, как моя первая учительница.
Я как учитель осознаю, что являюсь проводником между каждой маленькой личностью и большим современным миром. На своих уроках я должна быть менее активной, дабы дать возможность детям действовать. Я должна создать условия для проявления их активности. Должна направить детей к знаниям. ДОЛЖНА и снова ДОЛЖНА! Сколько всего должен педагог, невозможно перечесть. Современная профессия учителя включает не только проведение уроков, но также создание огромной материальной базы: отчеты, технологические карты, программы основных и дополнительных уроков, планы работы и саморазвития, электронный журнал, разработки внеклассных мероприятий... Мы всегда торопимся сдать все вовремя, куда-то спешим! И совсем не находим времени остановиться и понять, что я – учитель. Не хватает времени посмотреть в глаза ждущих и жаждущих учеников. А они ведь ждут…Но ожидание их не может длиться вечно. Оно может смениться равнодушием, а подчас и открытой ненавистью к учителю, предмету и, может быть, даже школе… «Нет!» – говорю я себе. Разве об этом я мечтала, когда представляла себя учителем?! Я представляла себя рядом с детьми, отдающей себя всю на уроке и при этом получающей гораздо больше. Ведь, когда видишь интерес детей, когда они радуются своему успеху, приобретают уверенность в своих силах, у учителя открывается второе дыхание и хочется дать ученику больше, пройти дальше и глубже окунуться в знания. И, не останавливаясь на своем пути, докопаться до истины. Бороться и искать, найти и не сдаваться! Иностранный язык сложный и непонятный для детей любого возраста. Но дети – это такие открытые существа, которые впитывают все интересное и яркое с удовольствием. Но не все… Помню в начальной школе мальчика очень стеснительного. Когда со всем классом мы отрабатывали новые слова и структуры, я просила каждого повторить индивидуально. А как только очередь доходила до Сережи, он прятался под парту… Пробовала уговорить, ставила в пример других ребят, поняла, что таким образом ничего не добьюсь. А когда дело дошло до физминутки (мы, выполняя движения, проговаривали свои действия), Сергей раскрепостился и вместе со всем классом начал повторять! Я, конечно, не показала, что замечаю это. Но внутри я испытала такое счастье! Я поняла, что к каждому ребенку должен быть свой ключик. С тех пор я стараюсь использовать на уроках как можно больше разнообразных форм работы и технологий, чтобы включить в работу всех ребят. Также мне как учителю иностранных языков важно научить детей коммуникативным навыкам, навыкам сотрудничества, умению самостоятельно мыслить и добывать информацию. Я не просто должна научить их грамматическим правилам, набору лексических единиц, которые нужно использовать для чтения, письма и перевода. Я стараюсь открыть для них секрет для понимания ИНОГО, отличного от родного языка: секрет общения на иностранном языке и понимания культуры других стран. В этом мне помогают проектные технологии, которые способны развить у учеников такие важнейшие компетенции, как познавательная, общенаучная, информационная, коммуникативная, социальная и, конечно же, стремления личностного самосовершенствования. Ведь проектные технологии – это прежде всего творчество, а именно в творчестве ученики получают необходимые предметные, личностные, а также метапредметные знания с удовольствием. Работа над проектом развивает фантазию, творческое мышление, самостоятельность, так как совместная работа позволяет выполнять посильное для каждого задание. Кроме этого, дети учатся навыкам совместного труда в коллективе. Благодаря проектной методике, каждый ученик чувствует себя уверенно на уроке, а ситуация успеха способствует лучшему усвоению знаний. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики позволяют мне решить проблему мотивации, создать доброжелательную атмосферу для изучения иностранного языка. И как же приятно видеть радость детей от пусть незначительных, но побед! А со временем эти небольшие победы приводят к уже значимым как для детей, так и для меня как педагога победам на различных конкурсах, олимпиадах, к выступлениям на фестивалях и праздниках.
Проработав учителем пять лет, я поняла, что знания легко даются лишь тем детям, кто готов их получать. А как же быть с остальными? Вот здесь-то и стоит моя главная задача – заинтересовать, увлечь детей, раскрыть их внутренний мир. Как учитель-словесник я стараюсь сделать свои уроки интересными, живыми, считаю, что на уроке у ребенка не должно быть ни одной свободной минуты для скуки. Поэтому использую разные типы нестандартных уроков: урок-путешествие, урок-исследование, урок-инсценировка, урок-конференция, заочная экскурсия, викторины, конкурсы, творческие отчеты, КВН.
Для меня быть учителем – это значит каждый день учиться вместе со своими учениками, радоваться их успехам, помогать, если что-то не получается. Большую часть времени приходится отдавать школе. Но я счастливый человек, потому что я люблю свою работу, люблю своих учеников и чувствую, что я им нужна. От меня зависит все: каким будет урок, с каким настроением дети уйдут от меня, узнают ли они что-то новое, найдут ли ответы на свои вопросы. Поэтому, входя в класс, плохое настроение оставляю за дверью.
Работа учителя требует полной самоотдачи. Затраты душевных и физических сил компенсируют результаты моего труда: хорошие ответы детей, их активность на уроке, победы в творческих конкурсах и олимпиадах.
Профессия учителя требует непрерывного самообразования. Вряд ли можно добиться успеха в профессии, если прекратить самосовершенствоваться, работать над собой. Недаром Ж. Жубер утверждал: «Обучать – значит вдвойне учиться». Открытые уроки, семинары, профессиональные курсы – неотъемлемая часть моей педагогической деятельности.
Учитель должен шагать в ногу со временем. Перед современным педагогом открыты возможности, о которых не так давно учителя и мечтать не могли: компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет. На своих уроках русского языка и литературы я стараюсь максимально использовать современные образовательные технологии.
Во всем я стараюсь быть примером для своих учеников. А. Дистервег считал, что самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.