СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему: "Учитель - профессия или призвание?"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии.  Возможно, многие считают, что учитель – это профессия от Бога или даже не профессия, а призвание. 

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему: "Учитель - профессия или призвание?"»

Учитель – профессия или призвание?

« Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику,

как отец, мать, - он будет лучше того учителя,

который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу,

ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе

любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель…»

Л.Н. Толстой

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Возможно, многие считают, что учитель – это профессия от Бога или даже не профессия, а призвание. Действительно, как много душевных качеств должен иметь в своем характере человек, который хочет стать учителем: строгость и твердость, терпение и доверие, умение быть примером во всём, а главное – это любовь, любовь к процессу обучения, к жизни и, конечно же, к детям.

Хотелось бы вспомнить притчу:

«Четыре свечи горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

- Я – спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!

И огонёк этой свечи погас.

Вторая сказала:

- Я – вера. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Опечалившись, третья свеча произнесла:

- Я – любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, кто их любит больше всего – своих близких.

И эта свеча угасла…

Вдруг… в комнату зашел ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

- Что вы делаете?! Вы должны гореть – я боюсь темноты!

Произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала:

- Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я – надежда».

При чтении этой замечательной притчи сразу представляешь на месте четвёртой свечи себя – учителя. Ведь именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать окружающий мир, захотеть изменить его, сделать себя и окружающих лучше.

С самого раннего детства нас окружают люди, которые раскрывают перед нами интересные и познавательные законы природы, тайны чисел, знакомят с шедеврами мировой культуры. Настоящие учителя учат нас не столько самой науке, сколько умению находить самим источник знания.

Важнейшая задача наставника – видеть в каждом ученике хорошее, помогать верить в свои силы, идти рука об руку к вершинам, воспитывая человека, чуткого, отзывчивого, доброго, общительного, самостоятельного, целеустремленного и порядочного.

Сегодня, в связи с изменением требований, предъявляемых государством к личности учителя, президентская инициатива «Наша новая школа» ставит иную задачу, то есть не просто научить чему – либо, а научить учиться, показать наиболее удобный путь получения информации, её анализа и грамотности использования, дать возможности ученику раскрыть способности, подготовиться к жизни.

Современные школьники прекрасно ориентируются в мире информатизации, что, несомненно, развивает их интеллект, но не будит душу, поэтому нужно воспитывать в них отзывчивость сердец, разбудить стремление кропотливой работы над собой, предотвратить пустоту души. А в этом может помочь учитель, который отдает частичку своего сердца, вкладывая свою душу, не жалея ни себя, ни своего времени.

Я выбрала для себя профессию учителя. Что это – судьба или призвание? Если честно, то я ещё всерьёз не задумывалась об этом, но знаю точно, что мой выбор не случаен. Зачастую маленькие дети не помнят своего детства, в их памяти сохраняются только яркие воспоминания. И таким незабываемым моментом стал «День знаний», мой класс и знакомство с первым учителем. Это было интересно, удивительно и не забываемо. И уже после нескольких дней моей учебы я уверенно заявила дома, что хочу стать учителем.

Моя «трудовая» деятельность началась очень рано, но вот только внимательными школьниками были мои мягкие игрушки, куклы и мой двоюродный брат, который нередко получал неудовлетворительные оценки. Благодаря моей маме, у меня появились своё рабочее место, доска с мелом и, конечно же, журнал.

С течением времени меня все больше и больше интересовала профессия учитель. Перейдя из начальной школы в среднее звено, я познакомилась с новыми учителями. Особенно понравился урок математики Шиловской Анны Стефановны, сразу ставшей примером для подражания. Она была очень доброй, но в то же время строгой и требовательной.

В день самоуправления мне, старшекласснице, поручили провести урок математики в 6 классе. Я готовилась к этому событию очень серьезно. Для чего пришлось не только выучить параграф учебника, но и обратиться к методике преподавания. Оказалось, чтобы провести урок, нужно продумать каждый этап занятия. Этот опыт оказался полезным, помню до сих пор, как вхожу с тетрадкой в класс и начинаю вести урок, как настоящий учитель. После этого дня я уже не рассматривала никаких других профессий.

После окончания школы я поехала сдавать документы в Ставропольский государственный университет на физико-математический факультет. 1 сентября 2005 года я стала студенткой, которая за все годы обучения ни на минуту не усомнилась в выборе профессии.

После окончания университета я вернулась в свою родную первую школу села Кочубеевского, уже в качестве учителя, в которой начала и продолжаю до сих пор свой профессиональный путь. Случайные люди в школе долго не задерживаются, здесь работают настоящие энтузиасты своего дела. Ведь воспитать человека, способного найти себя в жизни, могут только педагоги, которые обладают высоким профессионализмом, владеют не только дидактическими, психолого-педагогическими, методическими и предметными знаниями и умениями.

Чтобы обучать современную молодежь, учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях:

- уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;

- владеть здоровье сберегающими технологиями;

- обладать критическим  мышлением, использовать системный анализ, уметь находить нестандартные решения;

- быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;

- быть творческой личностью и уметь использовать инновационные технологии.

Преподаватель должен быть увлечён своей профессией и своим предметом. Только в этом случае он способен чему-то научить. Умение найти контакт с учениками, на мой взгляд, обязательная черта учителя. Не менее важны спокойствие, безграничное терпение и неиссякаемое чувство юмора. Умение и желание учиться всю жизнь – обязательное качество каждого учителя.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Одна из целей моей педагогической деятельности – создание единого образовательного и воспитательного пространства, приоритетом которого является личностная самореализация каждого ребенка.

Я понимаю, в условиях сельской школы особо важное значение приобретает личность педагога, способного развить природную детскую любознательность деревенских ребятишек в настоящий дар. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Для успешной реализации поставленных задач в своей образовательной практике я соблюдаю следующие педагогические принципы:

- принцип открытости – не только давать задания, но ещё и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

- принцип деятельности – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в процессе деятельности;

- принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью различных приемов обратной связи.

- принцип идеальности – максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Работая в школе я поняла, что учитель не принадлежит себе. Приходится не только всё свое время, всю энергию и силы, способности и мысли, но и всего себя посвящать школе. Учитель, который действительно имеет призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден вниманием и любовью детей, уважением родителей и чувством удовлетворения от проделанной работы.

Призвание педагога – открывать мир. В этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга. Главное в работе - умение не только доступно преподнести свой предмет, но и уметь найти «изюминку» в каждом ребёнке, позволить каждому ребёнку реализовать свой потенциал.

Когда видишь блеск глаз учеников, то забываешь про трудности и неудачи. Тёплые объятия детей заставляют забыть о негативном, пробуждают в тебе желание творить. Я уверенна в том, что если человек почувствует эту радость, то он больше не захочет творить зло, причинять вред другим.

По – моему, высочайшая миссия учителя – влиять на умы и сердца своих воспитанников. Он должен научить маленького человечка увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. В этом – уникальность педагогической профессии.

Я ни разу не пожалела о выборе своей профессии, потому что я поднимаюсь вместе со своими учениками по лестнице знаний. Я наблюдаю, как они растут и развиваются, и вместе с ними расту и совершенствуюсь я.

Мой педагогический опыт ещё не велик, но я горжусь тем, что я – Учитель.