Педагог – это судьба*?!*
Я думаю, что в школу не приходят случайно. Люди со стороны в ней не задерживаются, не выдерживают такого каждодневного и напряжённого труда, ведь педагог – это и учитель, и воспитатель, и психолог, и актёр, и образец для подражания, и… вторая мама.
Мне повезло, в моей жизни встретился настоящий Педагог. Педагог с большой буквы – моя учительница русского языка и литературы Рязанова Светлана Витальевна. Человек, влюблённый в свой предмет, уважающий нас, умеющий слушать и слышать, увлечь и заинтересовать детей.
Теперь и я педагог! В своей пока ещё небольшой педагогической деятельности я опираюсь на основы, заложенные Светланой Витальевной, они ни разу меня не подводили:
1. Уважай личность ребёнка.
Ценность любого человека – это не его материальное богатство, не его род деятельности, а то, что он собой представляет. Чтобы суметь воспитать другую личность, нужно сначала воспитать личность в себе, стать личностью, быть ею.
Будь искренним и умей держать слово.
Любой ребёнок – маленький индикатор всякой фальши. Доверие ребёнка сложно завоевать, но ещё труднее его сохранить. Если дал обещание, любыми путями выполни его, иначе лишишься не только доверия, но и уважения.
Заинтересуй и сам проявляй интерес.
То, что интересно мне, не обязательно интересно детям. Для них гораздо важнее телефон, интернет, различные социальные сети, и это закономерно, потому что сегодняшняя жизнь без этого невозможна. Нужно искать что-то новое, необычное, чтобы удивить, заинтересовать, суметь сделать из обыденного, простого что-то новое, непривычное. Отсюда вытекает ещё один принцип моей педагогической деятельности:
_____________________________________________________________________________
*«Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий» (С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»)
* «Вопросительно-повествовательное предложение, выражающее сообщение в форме отрицания» («Словарь современного русского языка» под ред. П.А. Леканта)
Уча, учись.
Сколько педагог работает, столько он и учится. Меняется жизнь, меняются дети, меняются их интересы. Педагог всегда рядом с детьми, он шагает в ногу с ними, а значит и в ногу со временем.
Среди этих принципов для меня нет главных и второстепенных, важных и не совсем важных. Ими я постоянно руководствуюсь в своей деятельности. Они кажутся простыми, но за ними систематический кропотливый труд и ежедневный поиск. Именно так и обретается мастерство педагога. Не случайной удачей, не какой-то счастливой находкой, а каждодневным трудом. «Per aspera ad astrа» («Чрез тернии к звёздам»), - говорил Сенека, древнеримский поэт и философ, именно так, мне кажется, можно охарактеризовать труд педагога.
За двенадцать лет работы я ни разу не пожалела о выбранном пути, хотя были и неудачи, и ошибки, и слёзы, и усталость от бессонных ночей, от конспектов, от постоянного чтения «по программе»… , но наступает новый день, приходят новые впечатления, находятся удачные решения, хорошо выполняются контрольные, в течение урока блестят глаза учеников, в их глазах светится интерес к предмету, к материалу урока, к твоим словам и начинаешь понимать, что все проблемы перед этим – мелочь, нечто быстро преходящее. Осознаёшь, что иной судьбы для себя и не мыслишь.
Педагог –это судьба! И никак иначе. Судьба, выбранная по велению сердца.