Эссе учителя начальных классов Цветниковой Юлии Анатольевны
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Конфуций
Как предисловие, несколько слов о себе.
. Среди моих предков было много педагогов, учёных, писателей, юристов, строителей и священнослужителей; последний из которых, мой прадед Чельцов Михаил Павлович был причислен к лику святых Русской православной церкви в 2005г. Бабушка преподавала химию в старших классах и имела звание отличника народного образования. Мой отец -доктор технических наук, член-корреспондент Метрологической Академии, автор многих научных работ.
У каждого человека есть Свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – сознательный и , возможно, генетически предопределённый .
Сколько себя помню,с малолетства я играла только «в школу». Но саму школу не любила. Мне не нравилась запрещённость взглядов на свободу мыслей, скованность в поступках и одноликость(как мне тогда казалось) преподавателей. Многое меня не устраивало .Больше всего мне не нравилось писать сочинения чужими мыслями(по Чернышевскому и Белинскому). Неординарность и творчество педагогов не было тогда актуальным.
Желание всё изменить, уйти от стереотипов и моя генетика сделали своё дело.
В доме , на легендарной для меня и для истории (там жили Ф.М. Достоевский и мой прадед священномученик , протоиерей Чельцов М.П. с семейством) - 2й Красноармейской (бывшая 2-я Рота) улице в доме 14, в городе Ленинграде(я там родилась),в кухне , площадью около 27 квадратных метров и со входом прямо с лестничной площадки с огромной дверью –были исписаны мелом мною все крашеные стены(за что я была частенько поругана своими родичами) ,а все скамейки и стулья усажены куклами и разными игрушками, моими «мнимыми» учениками. Школьными журналами в моей игре служили обычные дневники, а ручку- указку ( она стоила целых 3 рубля!) я клянчила у своей бабушки.
О первой своей учительнице Раисе Тимофеевне Маленковой всегда вспоминаю с уважением и трепетом. Добрая, строгая, мудрая.
По семейным обстоятельствам я сменила 4 школы (в одной из них я училась немногим позже нашего президента Путина В.В.) Но смена школ, классных коллективов и преподавателей пошли мне только на пользу в моём будущем. Помню, когда я училась в шестом классе, я ходила хвостиком за учителями началки и забрасывала их вопросами, где же можно выучиться на педагога?
После школы я училась (тогда ещё в единственном в Ленинграде) учебном заведении, где готовили педагогов именно начальной школы. С удовольствием окунулась в интересную студенческую жизнь и с нетерпением ждала практики.
Хорошо помню свой первый в жизни урок математики(в базовой школе при педучилище).Казалось бы, коленки должны трястись от страха, что 30 малышей смотрят на меня во все глаза, да ещё сокурсницы и наши кураторы…А на самом деле было ощущение. что игра в детство всё продолжается.. На четвёртом курсе нас неожиданно перевели на вечернее отделение и распределили по городским школам, объясняя всё нехваткой учителей на новый учебный год.
И с тех пор понеслась моя новая, но уже другая школьная жизнь…На севере, на юге ,в родном краю…И везде, где мне довелось работать, в обычной школе или в гимназии ,включая детский дом, психоневрологический санаторий и Морской Кадетский корпус –творчество, импровизация, дифференцированный, индивидуальный и нестандартный подход в воспитании и обучении детей было неотъемлемой частью в моей педагогической деятельности..
. Главное в профессии учителя- научиться жить со своими воспитанниками одной дружной семьей, а мои ученики – это единомышленники и друзья.
Считаю, что создание эмоциональной положительной атмосферы и комфорта на уроке-одна из главных составляющих
Каждый урок (будь то русский язык или математика) начинается с так называемой пятиминутки чтения (у каждого ребёнка своя книга).Опыт показывает, что это помогает ученикам почувствовать домашнюю атмосферу и настроиться на новый урок, расширяет кругозор и прививает интерес к литературе.
В своей практике я стараюсь широко использовать технологию педагогического сотрудничества ,люблю строить свободный диалог с учениками и использовать различные методы и приёмы сказкотерапии .Основные цели и задачи этого метода направлены на развитие творческого потенциала учащихся, формирование их этических и эстетических качеств. Детям очень нравится импровизация, интегрированные уроки, открытые беседы .
Немаловажную роль играет широкое использование компьютерных технологий и проектной деятельности. Особенно моим ученикам нравится трудиться над созданием собственных презентаций и творческих проектов.
Сегодня я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью.
Результатами своей работы считаю успехи своих учеников на районных и городских предметных олимпиадах; победы на творческих конкурсах эстетического цикла; участие и нештатную работу одарённых учеников в детском литературном журнале (г.Санкт-Петербург) . Две бывшие мои ученицы успешно работают учителями начальной школы в Приморском и Центральном районах г.Санкт-Петербурга. Одна из учениц сейчас преподаёт в музыкальной школе и даёт сольные концерты в Петербурге в составе группы Argentum,виолончелистка Любовь Колчанова( тогда Любочка Ерофеева).
Моя история – это обычная история об обычной работе учителя. О том, что мы делаем каждодневно, о том, почему мы это делаем, и почему, не смотря на все трудности, остаемся верными своей профессии.
« Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу. »
Ричард Олдингтон