Ключевой фактор успеха – необходимость применения учебного диалога на уроках в начальной школе с целью повышения мотивации и развития учащихся.
Профессиональное кредо: Ребенок — это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.
Эссе.
Учебный диалог, - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между детьми, между детьми и учителем, между учителем и детьми. В условиях учебной ситуации это осуществляется в форме речи. В традиционной школе чаще всего – учебный монолог учителя, но приоритеты образования изменились. Современный школьник должен научиться организовать собственную учебную деятельность, быть готовым учиться, быть способным учиться. Поэтому метод организации совместной деятельности на уроке должен непременно измениться: на смену монологу приходит диалог.
Развитие речи является одной из главных задач начальной школы и мне бы хотелось, чтобы мои учащиеся грамотно строили диалог при взаимодействии с одноклассниками, учителями. Результаты научных исследований показывают, что центральное место на уроке занимает диалог.
Именно взаимодействие является идеей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», во время которого у детей самостоятельно развивается мышление и речь. Через диалог дети развивают свои коммуникативные навыки, выражают мысли.
Учащиеся являются активными обучающимися, формирующие свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Связь «Новых подходов » и идей социоконструктивисткой теории переплетаются с обучением и преподаванием на основе диалога и метасознанием, или «Обучению тому, как учиться».
Я хочу видеть своих учащихся ответственными за свое обучение, свободно-мыслящими, уверенными, общительными. Диалог - это потребность человека в общении. У младших школьников существует такая потребность; она возникает в ходе решения учебных задач. Но общение на уроке, как правило, не возникает, учащиеся не взаимодействуют друг с другом, а общаются через учителя, посредником между детьми в их вопросах, ответах, замечаниях и предложениях друг другу. Это лишает младших школьников возможности в полной мере сотрудничать на уроке, мешает их самовыражению, творчеству, раскованности и естественно в речевой деятельности, подавляет способность к саморефлексии.
В работе часто сталкиваюсь с тем, что у учеников нет навыков культурного и социального общения. Мерсер и Литлтон утверждали, что диалог может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности обучения. Для успешного вовлечения в диалоговое обучение я учитываю «голос ученика», а также создаю благоприятную среду для того чтобы обучение было более успешным.
Учитель, ведя обычный стиль разговора в классе, контролируя беседу, высказывая похвалу, не развивает речевые навыки учеников и не повышает уровень мышления.
На современном этапе от учителя требуется не только дать учащимся образование в виде навыков, умений, знаний, а также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. В этом мне поможет диалоговое обучение как способ введения нового знания, который использую на уроках.
Чтобы работа была эффективной в первую очередь мы с учениками, в ходе исследовательской беседы, составили правила работы в группах, активно использую парные и групповые формы работы для того, чтобы ученики вели обсуждения по теме в ходе активного диалога, научились определить тему и цели урока.
Отрицательным моментом в моей работе считаю то, что не все ученики в полной мере включены в диалог. На таких учащихся я обращаю особое внимание. Помогаю строить диалог для того, чтобы дети могли на уроках выражать понимание темы, осознавать то, что у каждого из них может быть своя идея, учить аргументировать свои идеи, через различные типы бесед. По утверждению Барнс и Мерсер, самой полезной и плодотворной является исследовательская беседа, где используются работа в малых группах, в которой участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, ученики думают вместе.
В заключении хочется отметить, что внедрение модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», а именно диалог, в будущем поможет стать моим ученикам высокомотивированными, самостоятельными, ответственными за свое обучение.
Использованная литература
- АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012 [Руководство для учителя], третий (базовый) уровень.
- АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012 Задания для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень. Третье издание.
- Раздаточный материал:
«Руководство по работе в группе» (Нед.1 день 1,2)
«Атмосфера в школеи в классе»(Нед.1 день 2)
«Какова степень влияния культуры обучения на поведение учеников ввашем классе?» (Нед.1 день4)
« Консультация учеников по преподаванию и обучению»(Нед.1 день 5)
«Инклюзивность посредством совершенствования коммуникативных навыков»( Нед.2 день 1)
- «От педагогического опыта к педагогической рефлексии». Бишкек 2011