Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Отношение к хлебу в истории»
Выполнила:
ученица 3 «А» класса
Глущенко Полина
Руководитель:
Луговенко Инна Борисовна
г. Троицк, 2021.
Оглавление
Введение 3
1. Основная часть 5
1.1. История появления хлеба 5
1.2. Путь от зерна до буханки хлеба 7
1.3. Процесс производства хлеба 8
1.4. Значимость хлеба 10
2. Практическая часть 12
2.1. Организация рабочего места и техника безопасности 12
2.2. Технологическая карта 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Введение
Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб.
Актуальность: Бережное, уважительное отношение к хлебу как к исторически важному продукту. К сожалению у современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда. Поэтому я решила уделить этому вопросу особое внимание в своей работе.
Объект: отношение к хлебу в истории
Предмет: выпечка хлеба.
Цель проекта: расширить представление об отношении к хлебу в истории, испечь хлеб.
Задачи:
Изучить данную тему с помощью литературы и Интернет источников;
Сформировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола;
Испечь хлеб;
Сделать выводы по данной теме.
Гипотеза: после получения знаний об отношении к хлебу в истории человека, истории страны я узнаю почему к хлебу так по-разному относятся. У детей появится чувство уважения к нелёгкому труду людей, выращивающих хлеб, а также к самому хлебу, если дети будут знать о том, почему люди издавна так ценят хлеб, то будут бережнее к нему относиться.
Методы и способы исследования:
Изучение и анализ литературы по данной теме;
Использование интернет-ресурсов;
Выпечка хлеба;
Анализ работы.
Основная часть
История появления хлеба
Из литературы я узнала несколько версий истории появления хлеба. Первая говорит о том, что изначально хлеб готовили совсем не из пшеницы и ржи, как это делается сегодня, а из желудей.
По второй версии, вместо злаков в древности использовали орехи. Дело в том, что именно орехам древние приписывали поистине магические качества – считалось, что они придают силы воинам, помогают женщинам выносить и родить малыша и оберегают поселение от внешних факторов.
Что же касается приготовления первого хлеба из злаков, то, по мнению археологов, это произошло впервые около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии.
В самом начале люди ели сухие зерна. Потом, используя два камня, человек смог создать подобие мельничного жернова и получить муку.
Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больший урожай. Они начали строить свои жилища около пшеничных полей и научились смешивать протертые семена с водой. Полученная каша считается самым первым видом хлеба, приготовленного из зерен. Подобную жидкую похлёбку в наше время еще употребляют в некоторых странах Африки и Азии.
Появление огня помогло первобытным людям усовершенствовать свою пищу. Скорее всего, кто-то из женщин однажды переварил кашу, получив в итоге твердую лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Сначала люди ели горячие лепешки с мясом, а потом начали готовить их впрок и кушать холодными. Именно такие вот изделия и можно уже называть пресным хлебом.
Прошло еще очень много времени до того момента, когда людям пришло в голову готовить настоящее кислое тесто, из которого получался вкусный хлеб. Учёные считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.
Использование дрожжей началось примерно 5000 лет назад в Египте. Хлеб из сброжёного теста считался деликатесом, стоил значительно дороже пресного, его употребляли в пищу только состоятельные люди. Он был не только вкуснее, но и дольше - сохранялся свежим и лучше усваивался организмом. Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка, индюка и др.
Египтяне также изобрели первые печки для производства хлеба.
Искусство приготовления хлеба постепенно перешло и в Древнюю Грецию. Уже в V тысячелетии до н.э. профессиональные хлебопёки снабжали жителей Афин хлебом. Греки тогда выпекали 24 сорта хлеба и продавали их по разной цене, черный - для простого народа, на оливковом масле - для больных, для атлетов - со стимулирующими веществами. Спартанцы считали хлеб роскошью и ели его только по праздникам.
Римляне усовершенствовали процессы хлебопроизводства и перемалывания зерен, создали новые печи, и уже во II веке до нашей эры в Риме были построены первые пекарни.
К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех европейских городах были булочные. Так искусство выпекания хлеба быстро распространилось по разным народам.
Нельзя не отметить то, с каким суеверным почтением относились в Древней Греции к хлебу. Эллины были твердо убеждены, что, если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами. Кстати, это убеждение перекликается с одним древним законом, существовавшим в Индии. В первых веках нашей эры преступников в этой стране наказывали тем, что запрещали есть хлеб на определенное время, в зависимости от того, какое преступление они совершили. При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет иметь плохое здоровье и несчастную судьбу. И в наши дни верующие индусы, творя утреннюю молитву, начинают ее словами: «Все есть пища, но хлеб есть ее великая мать».
Происхождению слова «хлеб» мы также обязаны, как считают многие ученые, хлебопекам Древней Греции. Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые «клибанос».
От этого слова, по мнению специалистов, у древних готов было образовано слово «хлайфс», которое затем перешло в язык древних германцев, славян и многих других народов. В старонемецком языке существует слово «хлайб», которое похоже на наш «хлеб», украинский «хлиб» и на эстонский «лейб»
Путь от зерна до буханки хлеба
Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.
Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.
А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.
Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.
Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.
А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.)
“Хлеб да соль!” - говорит русский человек, приветствуя всех, кого найдет за столом, за едой.
- Хлеба кушать! – непременно отвечают ему в смысле: “Милости просим, садись с нами и ешь”. Этим приглашением доказывается наше особенное русское свойство гостеприимства, которое по этой причине и называется чаще хлебосольством
Процесс производства хлеба
Прошло много веков, и сегодня выпечкой хлеба занимаются целые заводы. Хлеб выпекается в промышленных масштабах по несколько тысяч буханок в день. Многие процессы механизированы и автоматизированы.
С самого зарождения хлебопечения, процесс выпечки хлеба требовал от людей трудолюбия, терпения и усердия. Несмотря на торжество современных технологий, выпечка качественного хлеба и сегодня является довольно трудоемкой задачей.
Процесс производства хлеба делится на несколько этапов:
Подготовка сырья – просеивание муки, смешивание сортов, работа с клейковиной;
Замес теста;
Улучшение процессов разрыхления и брожения;
Деление теста на порции;
Формирование тестовых заготовок;
Выпечка;
Охлаждение;
Упаковка для длительного хранения.
При производстве хлеба в качестве основного сырья используются мука, вода, соль дрожжи. Для улучшения вкусовых качеств могут быть добавлены дополнительные ингредиенты – сахар, молоко, масло, патока, солод, мак, пряности.
Приготовление теста занимает примерно 70% от всего процесса создания хлеба. От этого важного этапа зависит качество и вкусовые свойства будущей выпечки.
Тесто может быть приготовлено двумя способами – опарным и безопарным.
Опарный способ предполагает приготовление опары. Для этого смешивают половину муки и 2/3 воды, от массы, положенной по рецептуре. В смесь добавляют дрожжи – для пшеничного теста, или закваску – для ржаной выпечки. Опара должна бродить 2-4 часа при температуре + 27-30 градусов. После этого добавляют остальную часть ингредиентов и вымешивают тесто.
Безопарный способ предполагает смешивание сразу всех ингредиентов, предусмотренных рецептом. В таком виде тесто ставится на брожение в течение 3-4-х часов, а потом его выпекают.
Существует также технология заваривания теста. В этом случае для опары готовят основу – 10% муки заваривают крутым кипятком.
Опарный способ приготовления теста является, пожалуй, самым классическим вариантом, и хлеб при этом получается традиционным. Безопарный способ позволяет ускорить процесс приготовления хлеба, но при этом может страдать качество выпечки. Заварное тесто позволяет приготовить румяный и ароматный хлеб, который долго не черствеет.
Существуют и современные технологии приготовления хлеба, применение которых начали практиковать в конце 20 века.
Микронизация – применяется для некоторых видов злаков. В основе технологии – использование инфракрасных лучей, которые заставляют зерно варится за счет своей структуры. Быстрый процесс нагревания позволяет сохранить максимум полезных веществ в такой выпечке.
Эструзия – зерновая масса обрабатывает под давлением. Аппарат экструдер работает по технологии взрыва – за счет высокого давления и температуры масса для выпечки разваривается мгновенно.
Хлеб можно приготовить и в домашних условиях. Причем получится он нисколько не хуже, чем на хлебокомбинате.
Значимость хлеба
Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. Почему же именно хлеб – «всему голова»? Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о временах, которые имеют наши взгляды на хлеб.
У войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. И если сейчас, в год 76 –ой Победы в Великой Отечественной войне, так важно писать о её ветеранах, то не менее важно вспомнить и о том, как в те годы обстояло дело с хлебом.
Моя семья бережно чтит традиции и уважение к хлебу. Зная историю своей семьи, я более трепетно отношусь к этому продукту. Моя прапрабабушка Пелагея Ивановна погибла в 103 года от рук фашистов за то, что она пекла хлеб и передавала его партизанам. Мой дедушка Глущенко Сергей Иванович фермер уже много лет и по сей день занимается выращиванием пшеницы. Мой папа Глущенко Иван Сергеевич по специальности агроном и тоже много лет работал в полях и знает весь не легкий процесс выращивания пшеницы. Моя мама Марина Владимировна по специальности технолог сельскохозяйственной продукции, любит и очень часто выпекает хлеб. Именно поэтому, мне очень интересно все, что связано с хлебом.
В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Никого не могут оставить равнодушными воспоминания о хлебе людей, которые жили во время войны. В то время они, в основном, были еще детьми, но память о тех страшных годах не стерлась. К хлебу во все времена было особое отношение, а во время войны – тем более. Хлеб ценился не на вес золота, а дороже него. Хлеб – это жизнь.
Я считаю, что все люди нашей страны не должны, не имеют права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время.
Издавна люди начали слагать сказки, загадки, пословицы, поговорки.
В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.
Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Его ароматность дарит ожидание. И даже сухая корочка будит силу в человеке. Пусть никогда он не черствеет, так как, говорят, когда черствеет хлеб, то черствеют души.
Практическая часть
Организация рабочего места и техника безопасности
Особое внимание следует уделить рабочему столу:
рабочее место не должно быть загромождено.
удобно, когда инструменты и приспособления располагаются по правую руку от работающего, а материалы — по левую.
перед работой мыть руки.
инвентарь и оборудование необходимо всегда содержать в чистоте
при нарезке любого продукта пальцы левой руки должны быть согнуты в суставах, плотно держать продукт и находиться как можно дальше от лезвия ножа.
Оборудование и материалы:
Ход работы:
проверяю качество продуктов, входящих в состав блюда;
приготавливаю блюдо согласно технологии приготовления.
Технологическая карта
Для выпечки хлеба мне понабилось: 300 мл теплой воды, 10 гр соли, 20 гр сахара, 15 гр дрожжей, 500-600 гр муки, 20-30 гр растительного масла | |
Смешиваем все ингредиенты | |
Добавляем муку | |
Замешиваем тесто | |
Смазываем тесто растительным маслом | |
Накрываем пленкой и убираем в теплое место на 1-1,5 часа. Что бы тесто поднялось | |
После того как тесто поднялось, формируем его и укладываем в формы для выпекания | |
Отставляем тесто на 30-40 минут на растойку. | |
Тесто поднялось. | |
Аккуратно ставим в духовой шкаф для выпекания. При температуре 180-200 градусов, 30 мин. | |
Достаем готовый хлеб из духовки. | |
Все готово!!! | |
Заключение
В заключение данного проекта мне хочется отметить, что хлеб очень ценен в жизни человека.
Человек, знающий, какой огромный путь проделал хлеб, чтоб оказаться на нашем столе, никогда не посмеет небрежно относиться к нему!
Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Люди, пережившие те страшные голодные военные годы, помнят о цене хлеба. Мы – молодое поколение, не должны, не имеем права терять историческую память о военных годах. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту. «Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”- говорил мудрец из известной сказки “Что самое ценное в нашей жизни?” Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Разве мы не хотим быть успешными? Но успешность без здоровья ничто! Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. Самым полезным хлебом считается хлеб с отрубями, поскольку такой продукт может «впитывать» токсины, укреплять иммунитет.
Словом, сам по себе хлеб является полезным продуктом, однако польза его заключается в умеренном употреблении.
Никогда нельзя выбрасывать остатки хлеба, ведь ими можно накормить птиц, других животных в городе.
Итак, цель, поставленная в начале проекта, достигнута, я очень много узнала о ходе процесса от рождения хлеба до поступления хлеба на стол, а также испекла хлеб.
Гипотеза о том, что если дети будут знать о происхождении хлеба у детей появится чувство уважения к нелёгкому труду людей, выращивающих хлеб, а также к самому хлебу, доказана.
Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба — ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб из нашего поля. И, чтобы вспахать поле, тоже нужен хлеб. И, чтобы разбить врага. Чтобы победить и выстоять. Везде хлеб, хлеб, хлеб. А без него нет ни радости, ни праздника, ни самой жизни.
Хлеб — это богатство нашей страны. Его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Как молвят народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души.
Берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.
Давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Хлеб в мире — главнее всего, он — жизнь. И может, кто-то из моих друзей станет кондитером или пекарем и будет даровать людям хлеб.
Пока существует хлеб – живёт человечество!
Использованная литература
Митяев а. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 2019г.
Алмазов Б. А. «Наш хлеб». Ленинград, Детская литература, 2017 г.
Алмазов Б.А. «Хлеб наш насущный» Лениздат, 2019 г.
В. Степаненко «Хлеб»,М.:Агропромиздат,2018г.
М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 2016г.
М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 2015г.
Н.Ходза «Дорога Жизни», М.: «Детская литература»,2016г.
Энциклопедия для детей Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2018г