СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Есть земля, на которой живу я

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие ориентировано на воспитание патриотических качеств младших школьников через историю малой родины, что так важно в современном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Есть земля, на которой живу я»

Муниципальный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление: Духовное и нравственное воспитание



Тема методической разработки: «Есть земля, на которой живу я»





Автор: Писарева Елена Александровна, учитель начальных классов муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №15» г. Арзамаса 2024 год

Пояснительная записка

Тематическое направление

Духовное и нравственное воспитание

Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Есть земля, на которой живу я.

Данное занятие ориентировано на воспитание патриотических качеств младших школьников через историю малой родины, что так важно в современном обществе.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия

4 класс

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя

Данное занятие является частью программы внеурочной деятельности "Услышь своё сердце".

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: Знакомство с творчеством поэтов г. Арзамаса

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о значении малой родины в творчестве арзамасских поэтов, сделать выводы о своеобразии раскрытия темы в стихотворениях поэтов.

Развивающие: способствовать закреплению умений анализировать поэтический текст, выразительно читать стихи.

Воспитательные: способствовать формированию любви к родному краю, патриотизма, духовно-нравственных качеств личности.

Планируемые результаты:

Личностные: знание моральных и этических норм, ориентация в межличностных отношениях, умение соотносить поступки с правовыми нормами.

Регулятивные: самостоятельно определять цель, формировать проблему, работать по плану, оценивать свою деятельность и исправлять ошибки.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; поиск, сбор, обработка информации; решение конфликтной ситуации; умение выражать своё мнение, соблюдать условия коммуникации.

Познавательные: умение определять понятие; умение находить нужную информацию в книге; анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Тематический классный час.

Это форма прямого общения с детьми, где приоритетную роль играет педагог.

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Эвристический метод

Групповая, индивидуальная, творческая деятельность

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Сборники стихов

Презентация, компьютер, выставка книг, пейзажи родного края, сборники стихов.


Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данный классный час может быть проведён не только в школах города Арзамаса, но и в других российских городах только с подбором стихов местных поэтов.


Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия

Детям предлагается изучить биографию и стихи поэтов, связанные с городом Арзамасом.

Описание проведения воспитательного мероприятия

Учащиеся рассажены по группам. На классной доске написан эпиграф урока:

Есть земля, на которой живу я,

Здесь мой мир, здесь мой дом,

Здесь мой сад.

Здесь я пестую душу живую,

Жить учу её с совестью в лад.

А. Плотников

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент


-Возьмитесь за руки и почувствуйте тепло. Вы поделились волшебной силой рукопожатия. Это значит, что вы готовы помогать друг другу и работать в команде

Держатся за руки по кругу, сидя за столами по 6 человек.

II. Актуализация знаний


-Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

- Россия — это наша большая Родина, но у каждого человека есть свой милый сердцу уголок России, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Что это за место для вас, друзья мои?

- Для нас с вами наша малая родина — это чудесный город Арзамас с его окрестностями, с его природой, достопримечательностями, историей и, конечно, с множеством талантливых людей, живущих здесь. И среди них есть поэты, которые признаются в любви к родным уголкам.


- Так пишет о зарождении чувства малой родины в своей жизни, о любви к ней арзамасский поэт

Александр Погодин.

-Россия






-Наш город Арзамас

Звучит стихотворение «Дорогое. Родное. Печальное.» Александра Погодина в исполнении учащегося)

Дорогое. Родное. Печальное.

Шум деревьев. Молчанье полей.

Родилось здесь во мне изначальное

Чувство родины малой моей.

На чужбине, бывало, приснится

Этот луг, этот древний погост,

Это поле, все в волнах пшеницы,

Это небо в мерцании звезд...

Как тревожно душа встрепенется.

Сон куда подевается мой?

Сердце рвется наружу и бьется

Лишь с одним только чувством - домой!

III. Целеполагание и мотивация


- Именно о значении малой родины и её месте в творчестве поэтов-арзамасцев, а также о том, какие чувства они вкладывали в свои стихи, что для них было дорогим и важным, какие воспоминания они сохранили о своей родине мы и будем говорить сегодня на занятии.


IV. Комплексное применение знаний


-Наше занятие, посвящённое творчеству арзамасских поэтов, я хочу открыть со стихов нашего земляка Александра Плотникова

Есть земля, на которой живу я,

Здесь мой мир, здесь мой дом,

Здесь мой сад.

Здесь я пестую душу живую,

Жить учу её с совестью в лад.

-Поделитесь своими впечатлениями об этом стихотворении.

- А. И. Плотников, А. Погодин, М. А. Тимонин, Н. Б. Рачков, С. Клюева, Т. Катина, Е. Еськина — это всё имена поэтов земли Арзамасской, которые любят и по-своему относятся к своей родной земле.

Вы работали в группах, знакомились со стихами некоторых из них, анализировали, учили наизусть стихи своих земляков.

В творчестве нашего земляка Михаила Алексеевича Тимонина мир природы похож на сказку.


-Воодушевлённые красотой природы мастерицы золотной вышивки украшали иконы, одежду прекрасными узорами, чем и прославили наш город. Мы с вами были в историческом музее и видели, как бережно хранят там эту коллекцию золотного шитья.

- Пронизано светом любви к своему родному городу, в котором так много красивых храмов, творчество Елены Еськиной.








- Славится наш город своим резным искусством. С виртуозной тонкостью украшали мастера деревянной резьбой свои дома, которыми мы любуемся и сейчас.

Наш земляк поэт Александр Плотников родился и жил в такой русской избе.


-Наш край может гордиться и знаменитыми на всю Россию гусями, которых здесь разводили.














- Поэты нашего района любят свой отчий край, о чём они и рассказывают в своих стихах, а используемые изобразительно-выразительные средства дают нам возможность наиболее точно представить всю полноту картины нашего края, понять глубокий смысл душевных переживаний лирических героев и самих поэтов. Стихотворение Сергея Колосунина обращено к сердцу, чувствам читателя.

- Какие литературные приёмы используют поэты в своих стихах?









Учащиеся высказывают свое мнение о прочитанном стихотворении, делятся своими впечатлениями








Рассказы учащихся 1 группы о творчестве Михаила Алексеевича Тимонина, выразительное чтение и анализ стихов

Лес к весне прислушался,

На кусте черемухи

Позабыв усталость,

Пьет росу синичка,

Заползает зелень

Иглами густыми

Дымкой на холмы.

Ловит звуки ель.

Под корягой скорченной

К фитильку подснежника

В логове осталось

Голубую спичку

Ледяное блюдце

В сумраке подносит

Бабушки-зимы

Молодой апрель.


Инсценирование стихотворения учащимися 2 группы.

Пелен старинные узоры,
Шитьё из ниток золотных
Для украшения иконы
Пришло на ткань с полей родных.
Не подражание природе,
А сокровенный разговор,
Поспевших виноградин гроздья,
Тугих колосьев дружный хор.
Орнаменты рисует травщик,
В былинке видя божий лик,
На бархат трепет передавший,
Где нитью остановлен миг.


Рассказ учащимися 3 группы о творчестве Елены Еськиной

Мой городок провинциальный,
О, как мне дорог облик твой,
Зимой от инея хрустальный
И в белой кипени весной.
Я перед звоном замираю,
Что утром от церквей плывет
И переливом извещает
О светлом празднике народ.
Как мне приятны и знакомы
Родные лица земляков!
Я в Арзамасе. Значит, дома,
А дом —основа всех основ.
И я хочу, чтоб мне до смерти
Оставить город не пришлось.
Здесь родина моя, и сердце
Давно корнями с ней срослось.


Рассказ учащимися 3 группы о творчестве А. И. Плотникова

Мой деревенский дом,

Наличники резные.

Не выветрился в нем

Сосновый дух России...

Чтоб прочно дом стоял,

Чтоб жил в нем запах хлеба.

Чтоб окнами сиял,

Коньком врезаясь в небо.

И пусть прошли года,

И в землю врос он малость,

История сюда

Входила, не сгибалась.







Звучит стихотворение «Про арзамасского гуся» Кулаева Владимира в исполнении учащегося

Мне известна суть вопроса,

Пояснить для вас берусь:

Ценен для великоросса

Арзамасский тучный гусь!

На просторах речки Тёша

Заливные есть луга,

На откорме в них хороший

Гусь в стадах по берегам!

Всем известна поговорка:

Изворотлив, словно гусь!

Арзамасский – очень ловкий

И бойцом назвать берусь!

Стойким он бывает в драке,

Раньше славились бои:

Гуси тоже забияки,

Развлеченье в бытии.

И однажды «подковали»,

Чтобы лапти поберечь:

На продажу стадо гнали,

Но о том иная речь.

Есть скульптура в Арзамасе,

Если хочешь – посмотри,

Гусь блестит своею массой:

Трут на счастье, сам потри!

На столе нет краше блюда,

Только где тот гусь теперь?

В старину то было чудо,

А теперь - кусни, проверь!

звучит стихотворение в исполнении учащегося

Мой город из солнца,

Из трав и бульваров,

Весёлых оконцев

И улочек малых,

Зелёный-весною,

А летом-цветастый,

Любим он так мною,

Мальчишкой вихрастым…






Находят олицетворения, эпитеты, метафоры и приводят примеры.

V. Рефлексия

-Я предлагаю вам написать мини-сочинение на тему «Какой я представляю свою малую родину в стихах арзамасских поэтов?»

Пишут сочинение и по желанию зачитывают вслух.