II. Актуализация знаний | -Ребята, как называется страна, в которой мы живём? - Россия — это наша большая Родина, но у каждого человека есть свой милый сердцу уголок России, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Что это за место для вас, друзья мои? - Для нас с вами наша малая родина — это чудесный город Арзамас с его окрестностями, с его природой, достопримечательностями, историей и, конечно, с множеством талантливых людей, живущих здесь. И среди них есть поэты, которые признаются в любви к родным уголкам. - Так пишет о зарождении чувства малой родины в своей жизни, о любви к ней арзамасский поэт Александр Погодин. | -Россия -Наш город Арзамас Звучит стихотворение «Дорогое. Родное. Печальное.» Александра Погодина в исполнении учащегося) Дорогое. Родное. Печальное. Шум деревьев. Молчанье полей. Родилось здесь во мне изначальное Чувство родины малой моей. На чужбине, бывало, приснится Этот луг, этот древний погост, Это поле, все в волнах пшеницы, Это небо в мерцании звезд... Как тревожно душа встрепенется. Сон куда подевается мой? Сердце рвется наружу и бьется Лишь с одним только чувством - домой! |
IV. Комплексное применение знаний | -Наше занятие, посвящённое творчеству арзамасских поэтов, я хочу открыть со стихов нашего земляка Александра Плотникова Есть земля, на которой живу я, Здесь мой мир, здесь мой дом, Здесь мой сад. Здесь я пестую душу живую, Жить учу её с совестью в лад. -Поделитесь своими впечатлениями об этом стихотворении. - А. И. Плотников, А. Погодин, М. А. Тимонин, Н. Б. Рачков, С. Клюева, Т. Катина, Е. Еськина — это всё имена поэтов земли Арзамасской, которые любят и по-своему относятся к своей родной земле. Вы работали в группах, знакомились со стихами некоторых из них, анализировали, учили наизусть стихи своих земляков. В творчестве нашего земляка Михаила Алексеевича Тимонина мир природы похож на сказку. -Воодушевлённые красотой природы мастерицы золотной вышивки украшали иконы, одежду прекрасными узорами, чем и прославили наш город. Мы с вами были в историческом музее и видели, как бережно хранят там эту коллекцию золотного шитья. - Пронизано светом любви к своему родному городу, в котором так много красивых храмов, творчество Елены Еськиной. - Славится наш город своим резным искусством. С виртуозной тонкостью украшали мастера деревянной резьбой свои дома, которыми мы любуемся и сейчас. Наш земляк поэт Александр Плотников родился и жил в такой русской избе. -Наш край может гордиться и знаменитыми на всю Россию гусями, которых здесь разводили. - Поэты нашего района любят свой отчий край, о чём они и рассказывают в своих стихах, а используемые изобразительно-выразительные средства дают нам возможность наиболее точно представить всю полноту картины нашего края, понять глубокий смысл душевных переживаний лирических героев и самих поэтов. Стихотворение Сергея Колосунина обращено к сердцу, чувствам читателя. - Какие литературные приёмы используют поэты в своих стихах? | Учащиеся высказывают свое мнение о прочитанном стихотворении, делятся своими впечатлениями Рассказы учащихся 1 группы о творчестве Михаила Алексеевича Тимонина, выразительное чтение и анализ стихов Лес к весне прислушался, На кусте черемухи Позабыв усталость, Пьет росу синичка, Заползает зелень Иглами густыми Дымкой на холмы. Ловит звуки ель. Под корягой скорченной К фитильку подснежника В логове осталось Голубую спичку Ледяное блюдце В сумраке подносит Бабушки-зимы Молодой апрель. Инсценирование стихотворения учащимися 2 группы. Пелен старинные узоры, Шитьё из ниток золотных Для украшения иконы Пришло на ткань с полей родных. Не подражание природе, А сокровенный разговор, Поспевших виноградин гроздья, Тугих колосьев дружный хор. Орнаменты рисует травщик, В былинке видя божий лик, На бархат трепет передавший, Где нитью остановлен миг. Рассказ учащимися 3 группы о творчестве Елены Еськиной Мой городок провинциальный, О, как мне дорог облик твой, Зимой от инея хрустальный И в белой кипени весной. Я перед звоном замираю, Что утром от церквей плывет И переливом извещает О светлом празднике народ. Как мне приятны и знакомы Родные лица земляков! Я в Арзамасе. Значит, дома, А дом —основа всех основ. И я хочу, чтоб мне до смерти Оставить город не пришлось. Здесь родина моя, и сердце Давно корнями с ней срослось. Рассказ учащимися 3 группы о творчестве А. И. Плотникова Мой деревенский дом, Наличники резные. Не выветрился в нем Сосновый дух России... Чтоб прочно дом стоял, Чтоб жил в нем запах хлеба. Чтоб окнами сиял, Коньком врезаясь в небо. И пусть прошли года, И в землю врос он малость, История сюда Входила, не сгибалась. Звучит стихотворение «Про арзамасского гуся» Кулаева Владимира в исполнении учащегося Мне известна суть вопроса, Пояснить для вас берусь: Ценен для великоросса Арзамасский тучный гусь! На просторах речки Тёша Заливные есть луга, На откорме в них хороший Гусь в стадах по берегам! Всем известна поговорка: Изворотлив, словно гусь! Арзамасский – очень ловкий И бойцом назвать берусь! Стойким он бывает в драке, Раньше славились бои: Гуси тоже забияки, Развлеченье в бытии. И однажды «подковали», Чтобы лапти поберечь: На продажу стадо гнали, Но о том иная речь. Есть скульптура в Арзамасе, Если хочешь – посмотри, Гусь блестит своею массой: Трут на счастье, сам потри! На столе нет краше блюда, Только где тот гусь теперь? В старину то было чудо, А теперь - кусни, проверь! звучит стихотворение в исполнении учащегося Мой город из солнца, Из трав и бульваров, Весёлых оконцев И улочек малых, Зелёный-весною, А летом-цветастый, Любим он так мною, Мальчишкой вихрастым… Находят олицетворения, эпитеты, метафоры и приводят примеры. |