СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Естественно- научная грамотность

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

подборка заданий по развитию естественно- научной грамотности

Просмотр содержимого документа
«Естественно- научная грамотность»

Естественно-научная грамотность

Естественно-научная грамотность

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  ЕНГ в PISA – это набор компетенций Компетентность - способность учащихся применять полученные умения и знания в жизненных ситуациях

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

ЕНГ в PISA – это набор компетенций

Компетентность - способность учащихся применять полученные умения и знания в жизненных ситуациях

Три группы умений, характеризующих ЕНГ  ОБЪЯСНЯТЬ Жизненные ситуаци и ИССЛЕДОВАТЬ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

Три группы умений, характеризующих ЕНГ

ОБЪЯСНЯТЬ

Жизненные

ситуаци и

ИССЛЕДОВАТЬ

ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

 В исследовании PISA естественно- научные ситуации группируются по следующим контекстам:    здоровье;    природные ресурсы;  окружающая среда;    опасности и риски;    связь науки и технологий.

В исследовании PISA естественно- научные ситуации группируются по следующим контекстам:

здоровье;

природные ресурсы;

окружающая среда;

опасности и риски;

связь науки и технологий.

Все задания можно подразделить на несколько групп: 1.Установление последовательности с привлечением знаний разных тем и дальнейшей интерпретацией.

Все задания можно подразделить на несколько групп:

1.Установление последовательности с привлечением знаний разных тем и дальнейшей интерпретацией.

Спецификация Компетенция : Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов; 3.1. Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Знания : содержательное знание; живые системы. Контекст : глобальный Уровень сложности : средний Оценивание: 1 балл: Изображения расположены слева направо: листья пшеницы – стебли пшеницы – зерна пшеницы – мука - хлеб. 0 баллов: Другие ответы.

Спецификация

  • Компетенция : Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов; 3.1. Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
  • Знания : содержательное знание; живые системы.
  • Контекст : глобальный
  • Уровень сложности : средний

Оценивание:

  • 1 балл:

Изображения расположены слева направо: листья пшеницы – стебли пшеницы – зерна пшеницы – мука - хлеб.

  • 0 баллов:

Другие ответы.

2. Неопределённость и данные

2. Неопределённость и данные

Выполняя домашнее задание, связанное с охраной окружающей среды, ученик собрал информацию относительно разложения некоторых видов мусора, который выбрасывают люди: Ученик решил изобразить полученные данные на столбчатой диаграмме. Приведите одну причину, по которой столбчатая диаграмма является неудачной формой для представления этих данных. Задание «БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ»   Вид мусора Кожура банана Срок разложения  1 – 3 года Кожура апельсина  1 – 3 года Картонные коробки  0,5 года Жевательная резинка 20 – 25 лет Газеты Несколько дней Чашка из полистирола Более 100 лет

Выполняя домашнее задание, связанное с охраной окружающей среды, ученик собрал информацию относительно разложения некоторых видов мусора, который выбрасывают люди:

Ученик решил изобразить полученные данные на столбчатой диаграмме.

Приведите одну причину, по которой столбчатая диаграмма является неудачной формой для представления этих данных.

Задание «БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ»

Вид мусора

Кожура банана

Срок разложения

1 – 3 года

Кожура апельсина

1 – 3 года

Картонные коробки

0,5 года

Жевательная резинка

20 – 25 лет

Газеты

Несколько дней

Чашка из полистирола

Более 100 лет

Оценка ответа на вопрос

Ответ принимается полностью

Код 1: Указана причина, связанная с большим различием между данными таблицы

Примеры ответов учащихся:

Различие в высоте столбцов на диаграмме будет слишком большим

Если для полистирола взять столбик высотой 10 см, то для картонных коробок будет высотой 0,05 см

ИЛИ

Указана причина, связанная с неопределенностью данных

Высота столбца для полистироловых чашек неопределима

Невозможно построить столбики для 1-3 лет и 20-25 лет

Возможный ответ: Слишком большая разница между сроками разложения указанных типов мусора, такую шкалу не удастся аккуратно построить на одной и той же диаграмме.

 

Ответ не принимается

Код 0: Другие ответы

Примеры неверных ответов учащихся:

Потому что она не годится

Пиктограмма лучше

Вы не можете проверить эту информацию

Потому что указаны только приближенные данные

 

Ключевым моментом для решения задачи является интерпретация и представление имеющихся данных, поэтому задание отнесено к области « Неопределенность и данные ». Сам контекст носит научны й характер. По характеру превалирующей познавательной деятельности задание отнесено к когнитивной области « Интерпретировать ». .

 

3. Научное объяснение

3. Научное объяснение

ПРИМЕР . МЭРИ МОНТЕГЮ Прочитайте газетную статью и ответьте на следующие за ней вопросы.  ИСТОРИЯ ВАКЦИНАЦИИ Мэри Монтегю была красивой женщиной. Она выжила после заболевания натуральной оспой в 1715 году, но вся ее кожа была покрыта рубцами. В 1717 году, когда она жила в Турции, она наблюдала метод, названный прививкой, который там обычно использовался. Он состоял в том, что на коже здоровых молодых людей делали царапину и вносили в нее слабую форму вируса натуральной оспы, после чего они заболевали, но в большинстве случаев болезнь протекала в легкой форме. Мэри Монтегю была так убеждена в безопасности прививки, что она разрешила сделать прививку своим сыну и дочери. В 1796 году Эдвард Дженнер использовал прививки родственной болезни, коровьей оспы, чтобы вырабатывать антитела против натуральной оспы. По сравнению с прививкой от натуральной оспы эта прививка имела меньшие побочные эффекты, и человек после прививки не заражал других. Этот способ стали называть вакцинацией.

ПРИМЕР . МЭРИ МОНТЕГЮ Прочитайте газетную статью и ответьте на следующие за ней вопросы.

ИСТОРИЯ ВАКЦИНАЦИИ Мэри Монтегю была красивой женщиной. Она выжила после заболевания натуральной оспой в 1715 году, но вся ее кожа была покрыта рубцами. В 1717 году, когда она жила в Турции, она наблюдала метод, названный прививкой, который там обычно использовался. Он состоял в том, что на коже здоровых молодых людей делали царапину и вносили в нее слабую форму вируса натуральной оспы, после чего они заболевали, но в большинстве случаев болезнь протекала в легкой форме. Мэри Монтегю была так убеждена в безопасности прививки, что она разрешила сделать прививку своим сыну и дочери. В 1796 году Эдвард Дженнер использовал прививки родственной болезни, коровьей оспы, чтобы вырабатывать антитела против натуральной оспы. По сравнению с прививкой от натуральной оспы эта прививка имела меньшие побочные эффекты, и человек после прививки не заражал других. Этот способ стали называть вакцинацией.

Вопрос 1: МЭРИ МОНТЕГЮ От какого рода заболеваний можно делать людям вакцинацию?  A)От наследственных заболеваний, как гемофилия. B) От заболеваний, которые вызываются вирусами, как полиомиелит. C) От заболеваний, связанных с нарушениями функций организма, как диабет.  D) От любых заболеваний, от которых нет лекарства.  Содержание: системы живой природы Компетенция: научное объяснение явлений Область применения: здоровье

Вопрос 1: МЭРИ МОНТЕГЮ

От какого рода заболеваний можно делать людям вакцинацию?

A)От наследственных заболеваний, как гемофилия.

B) От заболеваний, которые вызываются вирусами, как полиомиелит.

C) От заболеваний, связанных с нарушениями функций организма, как диабет.

D) От любых заболеваний, от которых нет лекарства.

Содержание: системы живой природы Компетенция: научное объяснение явлений Область применения: здоровье

Вопрос 2: МЭРИ МОНТЕГЮ По какой причине рекомендуется, особенно детям и пожилым людям, делать прививки против гриппа? Укажите одну из причин.  Комментарии эксперта. Приведенные задания разного уровня сложности, в которых нужно выбрать или самостоятельно дать объяснение, связанное с явлением вакцинации. В первом задании правильный ответ В. В качестве правильных ответов во втором задании принимались только те, в которых говорилось о более слабой иммунной системе детей и пожилых людей по сравнению с другими людьми или что-то подобное.

Вопрос 2: МЭРИ МОНТЕГЮ

По какой причине рекомендуется, особенно детям и пожилым людям, делать прививки против гриппа? Укажите одну из причин.

Комментарии эксперта. Приведенные задания разного уровня сложности, в которых нужно выбрать или самостоятельно дать объяснение, связанное с явлением вакцинации. В первом задании правильный ответ В. В качестве правильных ответов во втором задании принимались только те, в которых говорилось о более слабой иммунной системе детей и пожилых людей по сравнению с другими людьми или что-то подобное.

4. Решение социальных проблем

4. Решение социальных проблем

Не выбрасывайте продукты

Не выбрасывайте продукты

Не выбрасывайте продукты Какими из утверждений можно подтвердить высказывание «Чем больше еды потребители выбрасывают, тем больше производители могут продать»? Выберите все верные ответы . Если хлеб заплесневел, его есть уже нельзя, нужно купить новый батон. Папа будет работать на новом заводе. Там будут производить молоко, сметану, кефир и другие виды молочной продукции. Бабушка выбросила испорченные овощи, ей нужно купить другие продукты, чтобы приготовить ужин. В магазин привезли печенье в мятой упаковке, по закону его нельзя продавать, магазин заказал на фабрике новую партию печенья. Овощи перевозят со склада в магазин в специальных машинах, оборудованных холодильниками. В магазинах можно купить молоко с разными сроками годности – от нескольких дней до полугода.

Не выбрасывайте продукты

Какими из утверждений можно подтвердить высказывание «Чем больше еды потребители выбрасывают, тем больше производители могут продать»? Выберите все верные ответы .

Если хлеб заплесневел, его есть уже нельзя, нужно купить новый батон.

Папа будет работать на новом заводе. Там будут производить молоко, сметану, кефир и другие виды молочной продукции.

Бабушка выбросила испорченные овощи, ей нужно купить другие продукты, чтобы приготовить ужин.

В магазин привезли печенье в мятой упаковке, по закону его нельзя продавать, магазин заказал на фабрике новую партию печенья.

Овощи перевозят со склада в магазин в специальных машинах, оборудованных холодильниками.

В магазинах можно купить молоко с разными сроками годности – от нескольких дней до полугода.

Не выбрасывайте продукты Георгий прочитал небольшой текст о сохранении еды. «Мы теряем еду на всех этапах ее пути от производителя до магазина: во время уборки урожая, во время хранения, во время переработки, во время доставки к фабрикам и магазинам, в самих магазинах. Кроме того, экономическая истина заключается в том, что чем больше еды потребители выбрасывают, тем больше производители могут продать».   Выберите два любых этапа пути еды от производителя до магазина из указанных в тексте. Объясните, как на этих этапах могут испортиться продукты.

Не выбрасывайте продукты

Георгий прочитал небольшой текст о сохранении еды. «Мы теряем еду на всех этапах ее пути от производителя до магазина: во время уборки урожая, во время хранения, во время переработки, во время доставки к фабрикам и магазинам, в самих магазинах.

Кроме того, экономическая истина заключается в том, что чем больше еды потребители выбрасывают, тем больше производители могут продать».

 

Выберите два любых этапа пути еды от производителя до магазина из указанных в тексте. Объясните, как на этих этапах могут испортиться продукты.

5. Дискуссии по проблемной теме Что формируют и чего требуют дискуссии  Формируют Требуют   Критическое мышление подготовки  Ответственной гражданской позиции знаний  Умение обосновать свою позицию  Способность выслушивать и учитывать  другое мнение

5. Дискуссии по проблемной теме

Что формируют и чего требуют дискуссии

Формируют Требуют

  • Критическое мышление подготовки

  • Ответственной гражданской позиции знаний

  • Умение обосновать свою позицию

  • Способность выслушивать и учитывать

другое мнение

Знания нужны не для того чтобы их копить, а для того чтобы их использовать. Ребенок должен убедиться , что получаемые знания ему жизненно необходимы.

Знания нужны не для того чтобы их копить, а для того чтобы их использовать.

Ребенок должен убедиться , что получаемые знания ему жизненно необходимы.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!