СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Естественно-научная грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данным международного исследования PISA 2018 года учащиеся Российской Федерации набрали 478 баллов. Это ниже на 9 баллов 2015 года. Дефицит не просто знаний. Какие задания можно предложить учащимся в начальных классах, чтобы формировать компетенции научно-естественной грамотности?

Просмотр содержимого документа
«Естественно-научная грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе»

Естественно-научная грамотность на уроках окружающего мира  в начальной школе Подготовила Степанова Ирина Геннадьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 193 Центрального района г.Санкт-Петербурга

Естественно-научная грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе

Подготовила Степанова Ирина Геннадьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 193 Центрального района г.Санкт-Петербурга

Естественно-научная грамотность в исследовании “Международной программы по оценке учебных достижений учащихся” – это способность и стремление человека участвовать в обсуждении и даже решении тех проблем, связанных с использованием достижений естественных наук и технологий, которые встают перед человеком и обществом.  Участие в их обсуждении невозможно без обладания такими компетенциями :  научно объяснять явления;  понимать основные особенности естественно-научного исследования;  интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Естественно-научная грамотность в исследовании “Международной программы по оценке учебных достижений учащихся” – это способность и стремление человека участвовать в обсуждении и даже решении тех проблем, связанных с использованием достижений естественных наук и технологий, которые встают перед человеком и обществом. Участие в их обсуждении невозможно без обладания такими компетенциями : научно объяснять явления; понимать основные особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

· Объяснять  Исследовать  Анализировать  Применять знание в реальной жизненной ситуации
  • · Объяснять Исследовать Анализировать Применять знание в реальной жизненной ситуации
Рассмотрите на рисунках клювы птиц (А-С) и лапки (1-3), соотнесите клювы с лапками птиц. Подберите к каждому клюву соответствующую лапку. Объясните, почему к определённому клюву вы подобрали ту или иную лапку птицы?  Свяжите ваш ответ с питанием птиц. 1 класс Тема “Кто такие птицы?”

Рассмотрите на рисунках клювы птиц (А-С) и лапки (1-3), соотнесите клювы с лапками птиц. Подберите к каждому клюву соответствующую лапку.

Объясните, почему к определённому клюву вы подобрали ту или иную лапку птицы?

Свяжите ваш ответ с питанием птиц.

1 класс Тема “Кто такие птицы?”

Почему вода с мылом лучше смывает грязь, чем просто вода?  2 класс Тема”Если хочешь быть здоров?”

Почему вода с мылом лучше смывает грязь, чем просто вода?

2 класс Тема”Если хочешь быть здоров?”

 хранение продуктов  Дорога жизни  охлаждение напитков   лёд вкус - фруктовый лёд использование в медицине - ушибы, после операций Для чего мы изучаем свойства льда? 1 класс Тема “Откуда берутся снег и лёд?”

хранение продуктов

Дорога жизни

охлаждение напитков

лёд

вкус - фруктовый лёд

использование в медицине - ушибы, после операций

Для чего мы изучаем свойства льда?

1 класс Тема “Откуда берутся снег и лёд?”

 Рассмотрите фотографию, на ней запечатлена “кузница” дятла.  Как думаете, почему её так называют? 2 класс Тема “Живая природа зимой”

Рассмотрите фотографию, на ней запечатлена “кузница” дятла.

Как думаете, почему её так называют?

2 класс Тема “Живая природа зимой”

2 класс Тема “Лесные опасности”   1.Вы со своим старшим братом собрались в лес за грибами. Используя справочный материал книги А.А.Плешакова “Зелёные страницы” и рисунки, составьте ПАМЯТКУ грибника.

2 класс Тема “Лесные опасности” 1.Вы со своим старшим братом собрались в лес за грибами. Используя справочный материал книги А.А.Плешакова “Зелёные страницы” и рисунки, составьте ПАМЯТКУ грибника.

2 класс Тема “Домашние опасности”  Какие наставления вы слышите от мамы, чтобы избежать опасности, когда остаётесь одни в квартире.   Оформите ответ в форме Знаков.

2 класс Тема “Домашние опасности” Какие наставления вы слышите от мамы, чтобы избежать опасности, когда остаётесь одни в квартире. Оформите ответ в форме Знаков.

   Исследование PISA-2018  Средний балл по естественно-научной грамотности  обучающихся из Российской Федерации  478 баллов ( 487 в 2015 году)

Исследование PISA-2018 Средний балл по естественно-научной грамотности обучающихся из Российской Федерации 478 баллов ( 487 в 2015 году)

Какие же основные проблемы, пробелы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования?  Это прежде всего дефицит не просто знаний, а знаний типа знаю как:  • формулировать вопросы;  • обосновывать, доказывать;  • использовать простейшие приемы исследования;  • строить развернутые высказывания;  • устанавливать надёжность информации;  • сотрудничать.

Какие же основные проблемы, пробелы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования? Это прежде всего дефицит не просто знаний, а знаний типа знаю как: • формулировать вопросы; • обосновывать, доказывать; • использовать простейшие приемы исследования; • строить развернутые высказывания; • устанавливать надёжность информации; • сотрудничать.

 полёт  защита от промокания  ?  защита  от холода и жары  одежда  защита от врагов  украшение Какое опорное слово нужно вписать в центр схемы? Является ли птицей летучая мышь? (пингвин, страус) ДОКАЖИ 2 класс Тема “Какие бывают животные?”

полёт

защита от промокания

?

защита

от холода и жары

одежда

защита от врагов

украшение

  • Какое опорное слово нужно вписать в центр схемы?
  • Является ли птицей летучая мышь? (пингвин, страус)

ДОКАЖИ

2 класс Тема “Какие бывают животные?”

 полёт  защита от промокания  перья  защита  от холода и жары  одежда  защита от врагов  украшение Какое опорное слово нужно вписать в центр схемы? Является ли птицей летучая мышь? (пингвин, страус) ДОКАЖИ 2 класс Тема “Какие бывают животные?”

полёт

защита от промокания

перья

защита

от холода и жары

одежда

защита от врагов

украшение

  • Какое опорное слово нужно вписать в центр схемы?
  • Является ли птицей летучая мышь? (пингвин, страус)

ДОКАЖИ

2 класс Тема “Какие бывают животные?”

 ?  ? перья  ?  ?  ?  ? Задайте вопрос к схеме. Является ли птицей летучая мышь? (пингвин, страус) ДОКАЖИ 2 класс Тема “Какие бывают животные?”

?

?

перья

?

?

?

?

  • Задайте вопрос к схеме.
  • Является ли птицей летучая мышь? (пингвин, страус)

ДОКАЖИ

2 класс Тема “Какие бывают животные?”

запрет на ловлю и отстрел не собирать яйца домики для птиц  ? поилки не разорять гнёзда кормушки Красная книга заповедники 2 класс Тема “Будь природе другом”

запрет на ловлю и отстрел

не собирать яйца

домики для птиц

?

поилки

не разорять гнёзда

кормушки

Красная книга

заповедники

2 класс Тема “Будь природе другом”

 ?  ? ?  охрана птиц  ?  ?  ?  ?  ? 2 класс Тема “Будь природе другом”

?

?

?

охрана птиц

?

?

?

?

?

2 класс Тема “Будь природе другом”

 Для развития естественно-научной грамотности можно использовать следующие технологии: Технология проектной деятельности

Для развития естественно-научной грамотности можно использовать следующие технологии:

  • Технология проектной деятельности

Информационно-коммуникативные технологии  Технология проблемного обучения
  • Информационно-коммуникативные технологии Технология проблемного обучения
   ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ!   Некоторые растения защищаются  1) острыми шипами;  2) жгучими волосками;  3) горьким вкусом.  Обозначь эти растения номерами.  А как защищаются животные?  Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.   крапива  роза  полынь

ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ! Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами; 2) жгучими волосками; 3) горьким вкусом. Обозначь эти растения номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.

крапива

роза

полынь

Узнал сам-расскажи другому  Технология продуктивного чтения

Узнал сам-расскажи другому

  • Технология продуктивного чтения
Береги зрение Как Зачем ? Как?   2 класс Тема :  “ Если хочешь быть здоров”  Здоровьесберегающие  технологии

Береги зрение

Как

Зачем ?

Как?

2 класс Тема : “ Если хочешь быть здоров” Здоровьесберегающие технологии

Экскурсии
  • Экскурсии
Формы и методы, которые способствуют развитию естественно-научной функциональной грамотности: Групповая форма работы Игровая форма работы Творческие задания

Формы и методы, которые способствуют развитию естественно-научной функциональной грамотности:

  • Групповая форма работы
  • Игровая форма работы
  • Творческие задания
Тестовые задания
  • Тестовые задания
Конфуций  «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я понимаю»   Практическая работа

Конфуций

«То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я понимаю»

  • Практическая работа
 Творческая работа 1 класс Тема: “Как зимой помочь птицам?”

Творческая работа

1 класс Тема: “Как зимой помочь птицам?”

Как звери подготовились к приходу зимы? Почему это хорошо – кормить птиц зимой? Что изменится, если зима будет тёплой? Почему не все птицы улетают в тёплые края ? Что должен сделать человек, чтобы птицы смогли перезимовать? Ромашка Блума  Жизнь  зверей зимой Кто готовит запасы на зиму? 2 класс Тема урока: “Живая природа зимой”.

Как звери подготовились к приходу зимы?

Почему это хорошо – кормить птиц зимой?

Что изменится, если зима будет тёплой?

Почему не все птицы улетают в тёплые края ?

Что должен сделать человек, чтобы птицы смогли перезимовать?

Ромашка Блума

Жизнь зверей зимой

Кто готовит запасы на зиму?

2 класс Тема урока: “Живая природа зимой”.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!