Естественно-научная грамотность на уроках окружающего мира в начальной школе
Подготовила Степанова Ирина Геннадьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ 193 Центрального района г.Санкт-Петербурга
Естественно-научная грамотность в исследовании “Международной программы по оценке учебных достижений учащихся” – это способность и стремление человека участвовать в обсуждении и даже решении тех проблем, связанных с использованием достижений естественных наук и технологий, которые встают перед человеком и обществом. Участие в их обсуждении невозможно без обладания такими компетенциями : научно объяснять явления; понимать основные особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
- · Объяснять Исследовать Анализировать Применять знание в реальной жизненной ситуации
Рассмотрите на рисунках клювы птиц (А-С) и лапки (1-3), соотнесите клювы с лапками птиц. Подберите к каждому клюву соответствующую лапку.
Объясните, почему к определённому клюву вы подобрали ту или иную лапку птицы?
Свяжите ваш ответ с питанием птиц.
1 класс Тема “Кто такие птицы?”
Почему вода с мылом лучше смывает грязь, чем просто вода?
2 класс Тема”Если хочешь быть здоров?”
хранение продуктов
Дорога жизни
охлаждение напитков
лёд
вкус - фруктовый лёд
использование в медицине - ушибы, после операций
Для чего мы изучаем свойства льда?
1 класс Тема “Откуда берутся снег и лёд?”
Рассмотрите фотографию, на ней запечатлена “кузница” дятла.
Как думаете, почему её так называют?
2 класс Тема “Живая природа зимой”
2 класс Тема “Лесные опасности” 1.Вы со своим старшим братом собрались в лес за грибами. Используя справочный материал книги А.А.Плешакова “Зелёные страницы” и рисунки, составьте ПАМЯТКУ грибника.
2 класс Тема “Домашние опасности” Какие наставления вы слышите от мамы, чтобы избежать опасности, когда остаётесь одни в квартире. Оформите ответ в форме Знаков.
Исследование PISA-2018 Средний балл по естественно-научной грамотности обучающихся из Российской Федерации 478 баллов ( 487 в 2015 году)
Какие же основные проблемы, пробелы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования? Это прежде всего дефицит не просто знаний, а знаний типа знаю как: • формулировать вопросы; • обосновывать, доказывать; • использовать простейшие приемы исследования; • строить развернутые высказывания; • устанавливать надёжность информации; • сотрудничать.
полёт
защита от промокания
?
защита
от холода и жары
одежда
защита от врагов
украшение
- Какое опорное слово нужно вписать в центр схемы?
- Является ли птицей летучая мышь? (пингвин, страус)
ДОКАЖИ
2 класс Тема “Какие бывают животные?”
полёт
защита от промокания
перья
защита
от холода и жары
одежда
защита от врагов
украшение
- Какое опорное слово нужно вписать в центр схемы?
- Является ли птицей летучая мышь? (пингвин, страус)
ДОКАЖИ
2 класс Тема “Какие бывают животные?”
?
?
перья
?
?
?
?
- Задайте вопрос к схеме.
- Является ли птицей летучая мышь? (пингвин, страус)
ДОКАЖИ
2 класс Тема “Какие бывают животные?”
запрет на ловлю и отстрел
не собирать яйца
домики для птиц
?
поилки
не разорять гнёзда
кормушки
Красная книга
заповедники
2 класс Тема “Будь природе другом”
?
?
?
охрана птиц
?
?
?
?
?
2 класс Тема “Будь природе другом”
Для развития естественно-научной грамотности можно использовать следующие технологии:
- Технология проектной деятельности
- Информационно-коммуникативные технологии Технология проблемного обучения
ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ! Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами; 2) жгучими волосками; 3) горьким вкусом. Обозначь эти растения номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.
крапива
роза
полынь
Узнал сам-расскажи другому
- Технология продуктивного чтения
Береги зрение
Как
Зачем ?
Как?
2 класс Тема : “ Если хочешь быть здоров” Здоровьесберегающие технологии
Формы и методы, которые способствуют развитию естественно-научной функциональной грамотности:
- Групповая форма работы
- Игровая форма работы
- Творческие задания
Конфуций
«То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я понимаю»
Творческая работа
1 класс Тема: “Как зимой помочь птицам?”
Как звери подготовились к приходу зимы?
Почему это хорошо – кормить птиц зимой?
Что изменится, если зима будет тёплой?
Почему не все птицы улетают в тёплые края ?
Что должен сделать человек, чтобы птицы смогли перезимовать?
Ромашка Блума
Жизнь зверей зимой
Кто готовит запасы на зиму?
2 класс Тема урока: “Живая природа зимой”.
Спасибо за внимание.