Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html
Бесплатно и без регистрации.
Развитие функциональной грамотности в рамках предмета биология
Противоречие
У них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям
Российские учащиеся сильны в области предметных знаний
Портрет современного ученика
Школьник, как личность – умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой,
способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить ,
уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.
Функциональная грамотность
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
демонстрировать понимание особенностей естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Модель оценки естественно-научной грамотности
Составляющие элементы естественнонаучной грамотности
- знание и приемлемое использование в своей деятельности базовых естественнонаучных понятий, фактов, законов ;
- понимание основных особенностей естественнонаучного метода познания, владение основами естественнонаучного эксперимента , умение получать, отбирать и анализировать естественнонаучные данные;
- способность выявлять естественнонаучную сущность проблем , возникающих в ходе повседневной деятельности, в том числе социальных и политических событий;
- способность понимать печатные тексты и устные сообщения естественнонаучного характера и критически оценивать валидность представленной информации исходя из ее источника и методов получения;
- готовность вступать в устную и письменную коммуникацию относительно естественнонаучных проблем: формулировать собственные и оценивать чужие аргументы , основанные на фактических данных, сделанные по их результатам выводы.
Особенности заданий
по функциональной грамотности
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногослов-ны
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний
Используются иллюстрации: рисунки, таблицы
…
7
6
5
3
1
4
2
Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области
В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая, понятная учащемуся
Ситуация требует осознан-ного выбора модели поведения
Структура заданий
Номер задания
01
Компетенции -
02
включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов
Тип задания
03
з наниевая (или тематическая (определяется для каждого из классов на основе программ по биологии, физике и химии);
· знание процедур (включает понимание естественнонаучных методов познания).
Контекст
04
тематическую область, к которой относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация, эти ситуации группируются по следующим контекстам: здоровье; природные ресурсы; окружающая среда; опасности и риски; связь науки и технологий.
Познавательный уровень
05
06
Формат вопроса
Типы заданий
с выбором нескольких верных ответов
с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр)
с выбором одного верного ответа
Типы заданий
на установление соответствия
с развернутым ответом
с выбором ответа и пояснением к нему
комплексное задание, которое включает в себя краткий ответ или задание на выбор одного верного ответа или задание на соответствие и пояснение к нему в виде развернутого ответа
Познавательные уровни
Высокий
Средний
Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности
Низкий
Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.
- Составьте план параграфа
- Работа с немыми рисунками. «Подпиши части растения или животного» (анализ текста и рисунков учебника)
- Заполните таблицу,изучив текст учебника
- Проведение исследований с помощью микроскопа.
Пренебрегаемые
- Распределите изображённые организмы по группам,назовите их признаки.
- Составьте план параграфа
- Составьте предложения с новыми терминами по изученной теме
Активное отношение к познавательной деятельности
Ситуативно - активные учащиеся
- Используя дополнительную информацию подготовьте сообщение по теме или презентацию
- Найдите 8 ошибок в тексте или на рисунках.
- Изучив задания лабораторной работы и текст учебника, выполнить работу на оценку.
Творческий тип
- Решите кроссворд, используя текст учебника.
- Смоделируйте объект по описанию в тексте.
- Решите ситуационную задачу, предложите альтернативное решение ситуационной задачи
познавательной активности
Уровни естественнонаучной грамотности
ученики используют предметные и процедурные, эпистемологические знания демонстрируют передовое научное мышление, интерпретируют данные в сложных жизненных ситуациях
делают множественные выводы, сравнения и сопоставления в текстах, демонстрируют полное и детальное понимание одного или нескольких текстов эпистемологические знания
6
успешно справляются с заданиями в которых нужно сделать выводы, опираясь на научный и технологический подход. Применяют взаимосвязанное научное мышление в незнакомых ситуациях
5
ученики обозначают ясно обозначенные научные вопросы в различных контекстах, объясняют, разрабатывают исследования,интерпретируют данные, которые требуют когнитивной деятельности среднего уровня
4
у школьников сформирован базис для решения и объяснения задач , на основе простейших действий, при условии наличия знакомого контекста
3
сформированы ограниченные представления и знания, которые применяются только в знакомых ситуациях, имеющие простейшие научное объяснение в данной ситуации
2
1
Естественнонаучная грамотность и уроки биологии
Формируются
Методический инструментарий
а) умения объяснять явления, процессы
а) компетентностные задания, б)экспериментальные работы,
Реализация
б) выдвигать гипотезы,
Использование полученных знаний в процессе социальной адаптации
а) решение ситуационных заданий
в)исследования,
в)ставить вопросы и отвечать на них, г)проводить анализ и синтез,
д)исследовать,
г) анализ и синтез процессов, явлений, фактов, выводов,
б) самостоятельно применять знания в новых ситуациях. ,
Результат работы с такой задачей -успех
е)экспериментировать
д)экскурсии
в) ситуационная задача должна носить носит практико-ориентированный характер
з) делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.
е)экологические лагеря
для её решения необходимо конкретное предметное знание;
г) или требуются знания нескольких предметов
д) обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ;
К о н т е к с т – описание ситуации
Алгоритм создания задания
Проверяемое п о з н ава т е ль- н ое действие
Проверяе-мая
Компетент-ность
Знание с о д е рж а т е льных элементов
Знание
процедур
Уровень сл о жн о сти задания
Формирование
критериев
оценивания
Форма задания
Максимальный
балл
Задание №1 Прочитайте текст, ответьте на вопросы
- какими питательными веществами богат сыр
- в чем ценность сыра как питательного вещества
Сыр-полезный продукт, который изготавливают из молока, ферментов и молочнокислых продуктов. В его состав входят-белки, молочные жиры, которые легко усваиватся, практически нет углеводов, но богат витаминами и минералами.
Задание №2 Какие виды сыров можно встретить в магазине?
плавленный, твердый, мягкий.
Задание №3.Какие требования необходимо соблюдать при продаже сыра?
жирный 44-50 %жира, нежирный -10%, полужирный-25-44%,
Задание №4.Чем сыр отличается от сырного продукта? Сделайте вывод.
высококалорийный -69%
Задание №5.Что такое пальмовое масло?
Задание №6.Что расскажет этикетка на упаковке?
Задание №7 Поведите эксперимент по определению качества сыра .
познавательный уровень
познавательный уровень
познавательный уровень
ЗАДАНИЕ .
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК РЕШИЛ ПОСТРОИТЬ ДОМ,
ЕМУ НА ВЫБОР ПРЕДЛОЖЕНО НЕСКОЛЬКО ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ, ДОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДВУХЭТАЖНЫЙ,
КИРПИЧНЫЙ, ВОКРУГ ДОМА ОН ХОЧЕТ РАЗВЕСТИ САД,
ТЕПЛИЦЫ И ПАСЕКУ.
ПОМОГИТЕ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?!
Сосновый лес
Пойма реки
Пустырь
Источники заданий
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost /
- https:// fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- https:// fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- https://sergrc.minobr63.ru/download/ етриванова -е-в-биология-комплекс-учеб /
- https:// fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
- http:// vostochs.ucoz.ru/2019i2020ug/Trahuk/trachuk_n_i_zadanija_po_biologii_i_khimii.pdf