СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Естественнонаучная грамотность

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если в учебный процесс, в том числе в задания, не привносится окружающая жизнь – нет естественнонаучной грамотности!»                              

А.Ю. Пентин

Просмотр содержимого документа
«Естественнонаучная грамотность»

Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html  Бесплатно и без регистрации. Развитие функциональной грамотности в рамках предмета биология

Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html

Бесплатно и без регистрации.

Развитие функциональной грамотности в рамках предмета биология

Противоречие У них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям Российские учащиеся сильны в области предметных знаний

Противоречие

У них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям

Российские учащиеся сильны в области предметных знаний

Портрет современного ученика Школьник, как личность – умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой,  способной самостоятельно решать различные задачи,  критически мыслить ,  уметь пользоваться любой информацией, пополнять  знания,  отстаивать  свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.

Портрет современного ученика

Школьник, как личность – умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой,

способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить ,

уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.

Функциональная грамотность   Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; демонстрировать понимание особенностей естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Функциональная грамотность

Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, что требует от него следующих компетентностей:

научно объяснять явления;

демонстрировать понимание особенностей естественнонаучного исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Модель оценки естественно-научной грамотности

Модель оценки естественно-научной грамотности

Составляющие элементы естественнонаучной грамотности знание и приемлемое использование в своей деятельности базовых естественнонаучных понятий, фактов, законов ; понимание основных особенностей естественнонаучного метода познания, владение основами естественнонаучного эксперимента , умение получать, отбирать и анализировать естественнонаучные данные; способность выявлять естественнонаучную сущность проблем , возникающих в ходе повседневной деятельности, в том числе социальных и политических событий; способность понимать печатные тексты и устные сообщения естественнонаучного характера и критически оценивать валидность представленной информации исходя из ее источника и методов получения; готовность вступать в устную и письменную коммуникацию относительно естественнонаучных проблем: формулировать собственные и оценивать чужие аргументы , основанные на фактических данных, сделанные по их результатам выводы.

Составляющие элементы естественнонаучной грамотности

  • знание и приемлемое использование в своей деятельности базовых естественнонаучных понятий, фактов, законов ;
  • понимание основных особенностей естественнонаучного метода познания, владение основами естественнонаучного эксперимента , умение получать, отбирать и анализировать естественнонаучные данные;
  • способность выявлять естественнонаучную сущность проблем , возникающих в ходе повседневной деятельности, в том числе социальных и политических событий;
  • способность понимать печатные тексты и устные сообщения естественнонаучного характера и критически оценивать валидность представленной информации исходя из ее источника и методов получения;
  • готовность вступать в устную и письменную коммуникацию относительно естественнонаучных проблем: формулировать собственные и оценивать чужие аргументы , основанные на фактических данных, сделанные по их результатам выводы.
Особенности заданий по функциональной грамотности   Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногослов-ны Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний Используются иллюстрации: рисунки, таблицы … 7 6 5 3 1 4 2 Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая, понятная учащемуся Ситуация требует осознан-ного выбора модели поведения

Особенности заданий

по функциональной грамотности

Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногослов-ны

Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни

Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний

Используются иллюстрации: рисунки, таблицы

7

6

5

3

1

4

2

Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области

В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая, понятная учащемуся

Ситуация требует осознан-ного выбора модели поведения

Структура заданий Номер задания 01 Компетенции - 02 включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов Тип задания 03 з наниевая (или тематическая (определяется для каждого из классов на основе программ по биологии, физике и химии); · знание процедур (включает понимание естественнонаучных методов познания). Контекст 04 тематическую область, к которой относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация, эти ситуации группируются по следующим контекстам:  здоровье;  природные ресурсы;  окружающая среда;  опасности и риски;  связь науки и технологий. Познавательный уровень 05 Низкий средний высокий 06 Формат вопроса

Структура заданий

Номер задания

01

Компетенции -

02

включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов

Тип задания

03

з наниевая (или тематическая (определяется для каждого из классов на основе программ по биологии, физике и химии);

· знание процедур (включает понимание естественнонаучных методов познания).

Контекст

04

тематическую область, к которой относится описанная в вопросе (задании) проблемная ситуация, эти ситуации группируются по следующим контекстам:  здоровье;  природные ресурсы;  окружающая среда;  опасности и риски;  связь науки и технологий.

Познавательный уровень

05

  • Низкий средний высокий

06

Формат вопроса

Типы заданий с выбором нескольких верных ответов с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр) с выбором одного верного ответа Типы заданий на установление соответствия с развернутым ответом с выбором ответа и пояснением к нему комплексное задание, которое включает в себя краткий ответ или задание на выбор одного верного ответа или задание на соответствие и пояснение к нему в виде развернутого ответа

Типы заданий

с выбором нескольких верных ответов

с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр)

с выбором одного верного ответа

Типы заданий

на установление соответствия

с развернутым ответом

с выбором ответа и пояснением к нему

комплексное задание, которое включает в себя краткий ответ или задание на выбор одного верного ответа или задание на соответствие и пояснение к нему в виде развернутого ответа

Познавательные уровни   Высокий Средний  Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности Низкий Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков. Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.

Познавательные уровни

  Высокий

Средний

Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности

Низкий

Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснение явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.

Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.

 Составьте план параграфа Работа с немыми рисунками. «Подпиши части растения или животного» (анализ текста и рисунков учебника) Заполните таблицу,изучив текст учебника Проведение исследований с помощью микроскопа.  Пренебрегаемые Распределите изображённые организмы по группам,назовите их признаки.  Составьте план параграфа Составьте предложения с новыми терминами по изученной теме  Активное отношение к познавательной деятельности Ситуативно - активные учащиеся  Используя дополнительную информацию подготовьте сообщение по теме или презентацию  Найдите 8 ошибок в тексте или на рисунках. Изучив задания лабораторной работы и текст учебника, выполнить работу на оценку.  Творческий тип Решите кроссворд, используя текст учебника. Смоделируйте объект по описанию в тексте. Решите ситуационную задачу, предложите альтернативное решение ситуационной задачи  познавательной активности

  • Составьте план параграфа
  • Работа с немыми рисунками. «Подпиши части растения или животного» (анализ текста и рисунков учебника)
  • Заполните таблицу,изучив текст учебника
  • Проведение исследований с помощью микроскопа.

Пренебрегаемые

  • Распределите изображённые организмы по группам,назовите их признаки.
  • Составьте план параграфа
  • Составьте предложения с новыми терминами по изученной теме

Активное отношение к познавательной деятельности

Ситуативно - активные учащиеся

  • Используя дополнительную информацию подготовьте сообщение по теме или презентацию
  • Найдите 8 ошибок в тексте или на рисунках.
  • Изучив задания лабораторной работы и текст учебника, выполнить работу на оценку.

Творческий тип

  • Решите кроссворд, используя текст учебника.
  • Смоделируйте объект по описанию в тексте.
  • Решите ситуационную задачу, предложите альтернативное решение ситуационной задачи

познавательной активности

Уровни естественнонаучной грамотности ученики используют предметные и процедурные, эпистемологические знания  демонстрируют передовое научное мышление, интерпретируют данные в сложных жизненных ситуациях делают множественные выводы, сравнения и сопоставления в текстах, демонстрируют полное и детальное понимание одного или нескольких текстов эпистемологические знания 6 успешно справляются с заданиями в которых нужно сделать выводы, опираясь на научный и технологический подход. Применяют взаимосвязанное научное мышление в незнакомых ситуациях 5 ученики обозначают ясно обозначенные научные вопросы в различных контекстах, объясняют, разрабатывают исследования,интерпретируют данные, которые требуют когнитивной деятельности среднего уровня 4 у школьников сформирован базис для решения и объяснения задач , на основе простейших действий, при условии наличия знакомого контекста 3 сформированы ограниченные представления и знания, которые применяются только в знакомых ситуациях, имеющие простейшие научное объяснение в данной ситуации 2 1

Уровни естественнонаучной грамотности

ученики используют предметные и процедурные, эпистемологические знания демонстрируют передовое научное мышление, интерпретируют данные в сложных жизненных ситуациях

делают множественные выводы, сравнения и сопоставления в текстах, демонстрируют полное и детальное понимание одного или нескольких текстов эпистемологические знания

6

успешно справляются с заданиями в которых нужно сделать выводы, опираясь на научный и технологический подход. Применяют взаимосвязанное научное мышление в незнакомых ситуациях

5

ученики обозначают ясно обозначенные научные вопросы в различных контекстах, объясняют, разрабатывают исследования,интерпретируют данные, которые требуют когнитивной деятельности среднего уровня

4

у школьников сформирован базис для решения и объяснения задач , на основе простейших действий, при условии наличия знакомого контекста

3

сформированы ограниченные представления и знания, которые применяются только в знакомых ситуациях, имеющие простейшие научное объяснение в данной ситуации

2

1

 Естественнонаучная грамотность и уроки биологии  Формируются Методический инструментарий а) умения объяснять явления, процессы  а) компетентностные задания, б)экспериментальные работы, Реализация б) выдвигать гипотезы, Использование полученных знаний в процессе социальной адаптации а) решение ситуационных заданий в)исследования,  в)ставить вопросы и отвечать на них, г)проводить анализ и синтез, д)исследовать, г) анализ и синтез процессов, явлений, фактов, выводов, б) самостоятельно применять знания в новых ситуациях. , Результат работы с такой задачей -успех е)экспериментировать д)экскурсии в) ситуационная задача должна носить носит практико-ориентированный характер  з) делать выводы с привлечением полученных ранее знаний. е)экологические лагеря  для её решения необходимо конкретное предметное знание;  г) или требуются знания нескольких предметов д) обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ;

Естественнонаучная грамотность и уроки биологии

Формируются

Методический инструментарий

а) умения объяснять явления, процессы

а) компетентностные задания, б)экспериментальные работы,

Реализация

б) выдвигать гипотезы,

Использование полученных знаний в процессе социальной адаптации

а) решение ситуационных заданий

в)исследования,

в)ставить вопросы и отвечать на них, г)проводить анализ и синтез,

д)исследовать,

г) анализ и синтез процессов, явлений, фактов, выводов,

б) самостоятельно применять знания в новых ситуациях. ,

Результат работы с такой задачей -успех

е)экспериментировать

д)экскурсии

в) ситуационная задача должна носить носит практико-ориентированный характер

з) делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

е)экологические лагеря

для её решения необходимо конкретное предметное знание;

г) или требуются знания нескольких предметов

д) обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ;

К о н т е к с т – описание  ситуации Алгоритм  создания  задания Проверяемое  п о з н ава т е ль- н ое действие Проверяе-мая Компетент-ность Знание  с о д е рж а т е льных элементов Знание процедур Уровень сл о жн о сти задания Формирование критериев оценивания Форма  задания Максимальный балл

К о н т е к с т – описание ситуации

Алгоритм создания задания

Проверяемое п о з н ава т е ль- н ое действие

Проверяе-мая

Компетент-ность

Знание с о д е рж а т е льных элементов

Знание

процедур

Уровень сл о жн о сти задания

Формирование

критериев

оценивания

Форма задания

Максимальный

балл

Задание №1 Прочитайте текст, ответьте на вопросы какими питательными веществами богат сыр в чем ценность сыра как питательного вещества Сыр-полезный продукт, который изготавливают из молока, ферментов и молочнокислых продуктов. В его состав входят-белки, молочные жиры, которые легко усваиватся, практически нет углеводов, но богат витаминами и минералами. Задание №2 Какие виды сыров можно встретить в магазине? плавленный, твердый, мягкий. Задание №3.Какие требования необходимо соблюдать при продаже сыра? жирный 44-50 %жира, нежирный -10%, полужирный-25-44%, Задание №4.Чем сыр отличается от сырного продукта? Сделайте вывод. высококалорийный -69% Задание №5.Что такое пальмовое масло? Задание №6.Что расскажет этикетка на упаковке? Задание №7 Поведите эксперимент по определению качества сыра .

Задание №1 Прочитайте текст, ответьте на вопросы

  • какими питательными веществами богат сыр
  • в чем ценность сыра как питательного вещества

Сыр-полезный продукт, который изготавливают из молока, ферментов и молочнокислых продуктов. В его состав входят-белки, молочные жиры, которые легко усваиватся, практически нет углеводов, но богат витаминами и минералами.

Задание №2 Какие виды сыров можно встретить в магазине?

плавленный, твердый, мягкий.

Задание №3.Какие требования необходимо соблюдать при продаже сыра?

жирный 44-50 %жира, нежирный -10%, полужирный-25-44%,

Задание №4.Чем сыр отличается от сырного продукта? Сделайте вывод.

высококалорийный -69%

Задание №5.Что такое пальмовое масло?

Задание №6.Что расскажет этикетка на упаковке?

Задание №7 Поведите эксперимент по определению качества сыра .

познавательный уровень

познавательный уровень

познавательный уровень

познавательный уровень

познавательный уровень

познавательный уровень

ЗАДАНИЕ . МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК РЕШИЛ ПОСТРОИТЬ ДОМ,  ЕМУ НА ВЫБОР ПРЕДЛОЖЕНО НЕСКОЛЬКО ЗЕМЕЛЬНЫХ  УЧАСТКОВ, ДОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДВУХЭТАЖНЫЙ, КИРПИЧНЫЙ, ВОКРУГ ДОМА ОН ХОЧЕТ РАЗВЕСТИ САД, ТЕПЛИЦЫ И ПАСЕКУ. ПОМОГИТЕ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?!   Сосновый лес Пойма реки Пустырь

ЗАДАНИЕ .

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК РЕШИЛ ПОСТРОИТЬ ДОМ,

ЕМУ НА ВЫБОР ПРЕДЛОЖЕНО НЕСКОЛЬКО ЗЕМЕЛЬНЫХ

УЧАСТКОВ, ДОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДВУХЭТАЖНЫЙ,

КИРПИЧНЫЙ, ВОКРУГ ДОМА ОН ХОЧЕТ РАЗВЕСТИ САД,

ТЕПЛИЦЫ И ПАСЕКУ.

ПОМОГИТЕ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?!

Сосновый лес

Пойма реки

Пустырь

Источники заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost / https:// fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti https:// fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti https://sergrc.minobr63.ru/download/ етриванова -е-в-биология-комплекс-учеб / https:// fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events http:// vostochs.ucoz.ru/2019i2020ug/Trahuk/trachuk_n_i_zadanija_po_biologii_i_khimii.pdf

Источники заданий

  • http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost /
  • https:// fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  • https:// fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  • https://sergrc.minobr63.ru/download/ етриванова -е-в-биология-комплекс-учеб /
  • https:// fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events
  • http:// vostochs.ucoz.ru/2019i2020ug/Trahuk/trachuk_n_i_zadanija_po_biologii_i_khimii.pdf


Скачать

© 2022 504 10

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!