СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование естественнонаучной грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно определению, используемому в PISA, естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностейСогласно определению, используемому в PISA, естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него разных компетентностей.

Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«"Формирование естественнонаучной грамотности"»

Формирование естественнонаучной грамотности

младших школьников

через проектную и исследовательскую деятельность


Стручкова Мария Герасимовна, учитель начальных классов

МБОУ «Урасалахская СОШ» с. Сутуруоха Абыйского улуса


Согласно определению, используемому в PISA, естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

- научно объяснять явления;

- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Существует много форм, методов и приемов работы для формирования естественнонаучных умений у младших школьников. Одним из эффективных инструментов является проектная и исследовательская деятельность, которые нацелены на развитие личности школьников, их самостоятельности и творчества. Эта работа позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение.

В работе над проектами у обучающихся развиваются компетентности в сфере познавательной деятельности, самостоятельной работы с большими объемами информации, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения, а также формирование навыков работы в команде.
В своей практике активно реализую с обучающимися следующие типы проектов: информационные, творческие, исследовательские, практико-ориентированные и другие. Проекты создаются детьми как в группах, так и индивидуально.

Исследовательская работа должна начинаться с дошкольного возраста. В вопросах преемственности с детским садом стараемся проследить, чем ребёнок интересуется: у детей быстро меняется интерес к окружающему миру.

Специфика работы по проектной деятельности в начальной школе следующая:

Первичные навыки исследования ребёнок получает на интегрированных уроках окружающего мира, технологии, якутского языка и внеурочных занятиях. Это уроки - исследования: «Свойства воды», «Почва», уроки – экскурсии: «Растения лугов, лесов», «Осенний листопад», уроки – наблюдения: «Муравьи», «Первый снег», «Ледоход на реке», «Зимующие птицы», уроки – творчества: «Путешествие капельки воды», «Я – снежинка», «Движение звёзд», практические работы: «Лекарственные растения», «Как растет лук» и многое другое, проведение опытов.

Дети младшего школьного возраста «маленькие почемучки», им интересно всё!

В первом классе проектная деятельность учащихся носит в основном творческий характер: рисунки, поделки, устные рассказы, сообщения. Стараюсь во время урока создавать такие ситуации, которые вызывают у детей удивление и интерес к поставленной проблеме. В работе над проектами большую помощь оказывают родители, так как дети только учатся добывать информацию, оформлять и презентовать ее. Все проекты в первом классе носят кратковременный характер.

Уровень знаний второклассников существенно возрастает, а, следовательно, расширяются и их возможности при работе над проектами. Умея читать и писать, ребята получают информацию не только из устных источников, но и из письменных, проявляя определённую долю самостоятельности при работе над проектом. Обучающиеся выполняют мини - проекты, работая в группах в течение 1-2 уроков. Существенную помощь также оказывают родители.

Алгоритм работы над проектами в 3 классе значительно меняется: после выбора темы, детям предлагается самостоятельно изучить различные источники, найти информацию по заданной теме и подготовить презентацию своего проекта. Работа третьеклассников больше ориентирована на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы, на создание своего рода «портфолио класса», куда каждый участник или группа вносят свой вклад.

В четвертом классе на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт. Проектные работы четвероклассники выполняют как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом, при этом дети работают самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми. Способы оформления четвероклассниками результатов очень разнообразны и зависят от выбранной темы, в презентации проекта участвуют все ученики, которые над ним работали.

Продукты проектов, обучающиеся представляют в разных формах: рассказ-биография, альбом, стенд, фотовыставка, стенгазета, составление правил безопасности, памятка, стенгазета, карта, схема-маршрут путешествия, календарь праздников семьи, макет, модель, слайд-шоу, видеофильм и другие.

С помощью проектной деятельности расширяются рамки учебника, прослеживается связь между различными школьными предметами что способствует формированию у обучающихся ключевых естественнонаучных компетенций.

Увлеченность детей проектной деятельностью на уроках нередко перерастает в исследовательские проекты, которые ребята делают и во внеурочной деятельности.

В процессе работы у учеников развиваются такие естественнонаучные компетенции, как:

- способность решать учебные и житейские задачи; - способность взаимодействовать с окружающим миром;

- готовность и способность строить отношения;

- владение рефлексивными умениями.

С помощью выполнения индивидуальных исследовательских проектов у детей также формируется естественнонаучная грамотность.

При выполнении исследовательских проектов у детей формируются такие компетенции, как:

- научное объяснение явлений (на основе имеющихся знаний и проведенных исследований дети научились объяснять, научно обосновывать и прогнозировать результат исследования);

- понимание особенностей естественнонаучного исследования (дети учатся распознавать и формулировать цель данного исследования, выстраивать план работы над исследованием, выдвигать, проверять и обосновывать гипотезы, а также описывать результаты своей работы);

- интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов (у детей формируется умение анализировать, интерпретировать данные, полученные в ходе своего исследования, преобразовывать свои результаты в разные формы (таблицу, график, диаграммы и т. д.), делать выводы с научной точки зрения и полученных в ходе работы результатов)

Формирование функциональной грамотности через проектную и исследовательскую деятельность – процесс длительный и многосторонний. Однако, положительных результатов можно добиться только при соблюдении принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого ребенка, системности организации образовательного процесса, раскрытия и поддержки талантливых детей.

Результативность использования проектно–исследовательской деятельности в учебном процессе.

Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия. В этой работе привлекаются родители, родственники, односельчане.

В таблице приведены примеры проектных и исследовательских работ учащихся:


Класс

Интересы учащегося, выявленные в ходе наблюдения, беседы с учеником, родителем

Тема проекта, исследования

Презентация работы, выступление, результат

1

У ребёнка дома живёт черепаха.

Ребёнок всем увлечённо рассказывает о своем питомце.

«Мин черепахам туhунан»

Призёр НПК муниц. этап «Мои первые шаги в науку» - 2 м., публикация во всероссийском сайте «Портфолио»

1

Любимые домашние питомцы - кошки

«Куоска – мин сөбүлүүр кыылым»

Призёр НПК муниц. этап «Мои первые шаги в науку» - 2 м., публикация во всероссийском сайте «Портфолио»

1

Интерес к технике, творчеству из разных материалов

Хоту дойдум тимир көлөтө - буран

Призёр НПК муниц. этап «Мои первые шаги в науку»

3

Гордость достопримечательностями родного улуса, опыт пребывания в оленеводческих стадах.

Настольная игра-путешествие «Дойдубар Муомаҕа айан»

Призёр НПК муниц. этап «Мои первые шаги в науку»

3

Интерес к северной ягоде – охте.

«Охта – хоту дойду моонньоҕоно»

Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку»

1

Совместная работа с родителями в огороде

«Моркуобу пластмасс бытыылкаҕа үүннэрии ньымата»

Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку»

1

Подарили комнатный цветок - каланхоэ на день рождения

«Маҥнайгы үүнээйим – каланхоэ»

Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку»

2

Родители начали выращивать клубнику

«Клубниканы хоту дойдуга үүннэрии»

Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку»

2

Бабушка – самый любимый человек

«Эбэм – дьиэ кэргэним киэн туттар киhитэ»

Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку», участник респ. НПК «Саха Саарыннара – 2023»

2

Вместе с дедушкой ухаживал за жеребёнком, у которого погибла мать.

«Дьөhөгөй оҕото»

Призёр НПК муниц. этап «Мои первые шаги в науку» - 2 м., публикация во всероссийском сайте «Портфолио»

2

С детства интересуется темой «Космос», на день рождения подарили телескоп.

«Мой космический уголок»

Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку»

2

Девочка на ходу сочиняет песни и стихи

«Мои первые стихи»

Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку»

2

С самых ранних лет с дедушкой ездит на все виды рыбалки.

«Индигиргэ балыктааhын» ахсаан оонньуулара

Лауреат НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку»

4

Творческий ребёнок, ездит на каникулы в Амгу.

«Сардаана сибэкки» хомуурунньук

Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку»

3

Ребёнок из интернациональной семьи интересуется фольклором.

Кыргыз уонна саха норуотун фольклорун тэҥнээн көрүү

Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку»

4

«Сравнение якутских и кыргызских сказок еа примере сказки «Ый кыыhа»

Лауреат НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку»

2

Ребёнку подарили улитку

«Мой любимый питомец – Улитка Генри»

Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку»

3

Совместный проект на уроке литературного чтения на родном языке «Т.Сметанин, Я. Стручков «Мэхээлэчээн булчут кэпсээннэрэ»

- «Уруhуйунан кэпсээн»

- «Айылҕа матырыйаалынан экспозиция»

- «Мэхээлэчээн булучут мэтириэтэ»

«Задачалары толкуйдааhын»

- «Ойуулуур кинигэ оҥоруу»

- «Слайдалары оҥоруу»

- «Кэпсээни ситэри айарга холонуу»

Призёры НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку»

5

Интерес к декоративным растениям

- Декоративные растения в с. Сутуруоха»

Лауреат НПК «Чугуновские агрочтения», призёр НПК «Ефимовские чтения», региональный тур НПК «Шаг в будущее Абыя»

7-9

Нашли рукописную книгу 1934 года

«Рукопись Кожуховского – история района начала 20 в.»

Призёр НПК «Чугуновские агрочтения», лауреат НПК «Ефимовские чтения», региональный тур НПК «Шаг в будущее Абыя», участник

10


«Сублимация мяса в домашних условиях – как возрождение традиционного способа хранения и употребления мяса в походных условиях»,

Лауреат XII Диплом 1 степени XXII республиканской НПК молодых исследолвателей им. Академика Владимира Петровича Ларионова «Шаг в будущее –Инникигэ хардыы участник Международных интеллектуальных игр в г. Якутск, приглашена на международную конференцию в г. Сочи.

6

Семья занимается рыболовством

Технология сублимации рыбы

1 место в XIV региональной НПК «Ефимовские чтения», региональный тур НПК «Шаг в будущее Абыя», 2 м. в открытом Всероссийском НПК «Ларионовские чтения»


Надеюсь, что наше совместное занятие проектно–исследовательской деятельностью учащихся поможет нам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований.

Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.

Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков.

У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.

Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.

Проанализировав свою работу, можно сказать что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».



Список литературы.

  1. Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.

  2. В.И. Загвазянский. Как учителю провести эксперимент. –Методическое пособие. – Изд. Московское Общество России, 2008.

  3. А.И.Савенков. Исследования на дому. Методические рекомендации //исследовательская работа школьников//, 2002

  4. Е.И. Белова. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. Флинт, 2008

  5. И.Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009

  6. В.Ф.Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников.  Рекомендации и проекты, 2010.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!