Формирование естественнонаучной грамотности
младших школьников
через проектную и исследовательскую деятельность
Стручкова Мария Герасимовна, учитель начальных классов
МБОУ «Урасалахская СОШ» с. Сутуруоха Абыйского улуса
Согласно определению, используемому в PISA, естественнонаучная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Существует много форм, методов и приемов работы для формирования естественнонаучных умений у младших школьников. Одним из эффективных инструментов является проектная и исследовательская деятельность, которые нацелены на развитие личности школьников, их самостоятельности и творчества. Эта работа позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение.
В работе над проектами у обучающихся развиваются компетентности в сфере познавательной деятельности, самостоятельной работы с большими объемами информации, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения, а также формирование навыков работы в команде.
В своей практике активно реализую с обучающимися следующие типы проектов: информационные, творческие, исследовательские, практико-ориентированные и другие. Проекты создаются детьми как в группах, так и индивидуально.
Исследовательская работа должна начинаться с дошкольного возраста. В вопросах преемственности с детским садом стараемся проследить, чем ребёнок интересуется: у детей быстро меняется интерес к окружающему миру.
Специфика работы по проектной деятельности в начальной школе следующая:
Первичные навыки исследования ребёнок получает на интегрированных уроках окружающего мира, технологии, якутского языка и внеурочных занятиях. Это уроки - исследования: «Свойства воды», «Почва», уроки – экскурсии: «Растения лугов, лесов», «Осенний листопад», уроки – наблюдения: «Муравьи», «Первый снег», «Ледоход на реке», «Зимующие птицы», уроки – творчества: «Путешествие капельки воды», «Я – снежинка», «Движение звёзд», практические работы: «Лекарственные растения», «Как растет лук» и многое другое, проведение опытов.
Дети младшего школьного возраста «маленькие почемучки», им интересно всё!
В первом классе проектная деятельность учащихся носит в основном творческий характер: рисунки, поделки, устные рассказы, сообщения. Стараюсь во время урока создавать такие ситуации, которые вызывают у детей удивление и интерес к поставленной проблеме. В работе над проектами большую помощь оказывают родители, так как дети только учатся добывать информацию, оформлять и презентовать ее. Все проекты в первом классе носят кратковременный характер.
Уровень знаний второклассников существенно возрастает, а, следовательно, расширяются и их возможности при работе над проектами. Умея читать и писать, ребята получают информацию не только из устных источников, но и из письменных, проявляя определённую долю самостоятельности при работе над проектом. Обучающиеся выполняют мини - проекты, работая в группах в течение 1-2 уроков. Существенную помощь также оказывают родители.
Алгоритм работы над проектами в 3 классе значительно меняется: после выбора темы, детям предлагается самостоятельно изучить различные источники, найти информацию по заданной теме и подготовить презентацию своего проекта. Работа третьеклассников больше ориентирована на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы, на создание своего рода «портфолио класса», куда каждый участник или группа вносят свой вклад.
В четвертом классе на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт. Проектные работы четвероклассники выполняют как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом, при этом дети работают самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми. Способы оформления четвероклассниками результатов очень разнообразны и зависят от выбранной темы, в презентации проекта участвуют все ученики, которые над ним работали.
Продукты проектов, обучающиеся представляют в разных формах: рассказ-биография, альбом, стенд, фотовыставка, стенгазета, составление правил безопасности, памятка, стенгазета, карта, схема-маршрут путешествия, календарь праздников семьи, макет, модель, слайд-шоу, видеофильм и другие.
С помощью проектной деятельности расширяются рамки учебника, прослеживается связь между различными школьными предметами что способствует формированию у обучающихся ключевых естественнонаучных компетенций.
Увлеченность детей проектной деятельностью на уроках нередко перерастает в исследовательские проекты, которые ребята делают и во внеурочной деятельности.
В процессе работы у учеников развиваются такие естественнонаучные компетенции, как:
- способность решать учебные и житейские задачи; - способность взаимодействовать с окружающим миром;
- готовность и способность строить отношения;
- владение рефлексивными умениями.
С помощью выполнения индивидуальных исследовательских проектов у детей также формируется естественнонаучная грамотность.
При выполнении исследовательских проектов у детей формируются такие компетенции, как:
- научное объяснение явлений (на основе имеющихся знаний и проведенных исследований дети научились объяснять, научно обосновывать и прогнозировать результат исследования);
- понимание особенностей естественнонаучного исследования (дети учатся распознавать и формулировать цель данного исследования, выстраивать план работы над исследованием, выдвигать, проверять и обосновывать гипотезы, а также описывать результаты своей работы);
- интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов (у детей формируется умение анализировать, интерпретировать данные, полученные в ходе своего исследования, преобразовывать свои результаты в разные формы (таблицу, график, диаграммы и т. д.), делать выводы с научной точки зрения и полученных в ходе работы результатов)
Формирование функциональной грамотности через проектную и исследовательскую деятельность – процесс длительный и многосторонний. Однако, положительных результатов можно добиться только при соблюдении принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого ребенка, системности организации образовательного процесса, раскрытия и поддержки талантливых детей.
Результативность использования проектно–исследовательской деятельности в учебном процессе.
Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия. В этой работе привлекаются родители, родственники, односельчане.
В таблице приведены примеры проектных и исследовательских работ учащихся:
Класс | Интересы учащегося, выявленные в ходе наблюдения, беседы с учеником, родителем | Тема проекта, исследования | Презентация работы, выступление, результат |
1 | У ребёнка дома живёт черепаха. Ребёнок всем увлечённо рассказывает о своем питомце. | «Мин черепахам туhунан» | Призёр НПК муниц. этап «Мои первые шаги в науку» - 2 м., публикация во всероссийском сайте «Портфолио» |
1 | Любимые домашние питомцы - кошки | «Куоска – мин сөбүлүүр кыылым» | Призёр НПК муниц. этап «Мои первые шаги в науку» - 2 м., публикация во всероссийском сайте «Портфолио» |
1 | Интерес к технике, творчеству из разных материалов | Хоту дойдум тимир көлөтө - буран | Призёр НПК муниц. этап «Мои первые шаги в науку» |
3 | Гордость достопримечательностями родного улуса, опыт пребывания в оленеводческих стадах. | Настольная игра-путешествие «Дойдубар Муомаҕа айан» | Призёр НПК муниц. этап «Мои первые шаги в науку» |
3 | Интерес к северной ягоде – охте. | «Охта – хоту дойду моонньоҕоно» | Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку» |
1 | Совместная работа с родителями в огороде | «Моркуобу пластмасс бытыылкаҕа үүннэрии ньымата» | Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку» |
1 | Подарили комнатный цветок - каланхоэ на день рождения | «Маҥнайгы үүнээйим – каланхоэ» | Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку» |
2 | Родители начали выращивать клубнику | «Клубниканы хоту дойдуга үүннэрии» | Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку» |
2 | Бабушка – самый любимый человек | «Эбэм – дьиэ кэргэним киэн туттар киhитэ» | Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку», участник респ. НПК «Саха Саарыннара – 2023» |
2 | Вместе с дедушкой ухаживал за жеребёнком, у которого погибла мать. | «Дьөhөгөй оҕото» | Призёр НПК муниц. этап «Мои первые шаги в науку» - 2 м., публикация во всероссийском сайте «Портфолио» |
2 | С детства интересуется темой «Космос», на день рождения подарили телескоп. | «Мой космический уголок» | Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку» |
2 | Девочка на ходу сочиняет песни и стихи | «Мои первые стихи» | Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку» |
2 | С самых ранних лет с дедушкой ездит на все виды рыбалки. | «Индигиргэ балыктааhын» ахсаан оонньуулара | Лауреат НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку» |
4 | Творческий ребёнок, ездит на каникулы в Амгу. | «Сардаана сибэкки» хомуурунньук | Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку» |
3 | Ребёнок из интернациональной семьи интересуется фольклором. | Кыргыз уонна саха норуотун фольклорун тэҥнээн көрүү | Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку» |
4 | «Сравнение якутских и кыргызских сказок еа примере сказки «Ый кыыhа» | Лауреат НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку» |
2 | Ребёнку подарили улитку | «Мой любимый питомец – Улитка Генри» | Призёр НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку» |
3 | Совместный проект на уроке литературного чтения на родном языке «Т.Сметанин, Я. Стручков «Мэхээлэчээн булчут кэпсээннэрэ» | - «Уруhуйунан кэпсээн» - «Айылҕа матырыйаалынан экспозиция» - «Мэхээлэчээн булучут мэтириэтэ» «Задачалары толкуйдааhын» - «Ойуулуур кинигэ оҥоруу» - «Слайдалары оҥоруу» - «Кэпсээни ситэри айарга холонуу» | Призёры НПК муниц. этапа «Мои первые шаги в науку» |
5 | Интерес к декоративным растениям | - Декоративные растения в с. Сутуруоха» | Лауреат НПК «Чугуновские агрочтения», призёр НПК «Ефимовские чтения», региональный тур НПК «Шаг в будущее Абыя» |
7-9 | Нашли рукописную книгу 1934 года | «Рукопись Кожуховского – история района начала 20 в.» | Призёр НПК «Чугуновские агрочтения», лауреат НПК «Ефимовские чтения», региональный тур НПК «Шаг в будущее Абыя», участник |
10 | | «Сублимация мяса в домашних условиях – как возрождение традиционного способа хранения и употребления мяса в походных условиях», | Лауреат XII Диплом 1 степени XXII республиканской НПК молодых исследолвателей им. Академика Владимира Петровича Ларионова «Шаг в будущее –Инникигэ хардыы участник Международных интеллектуальных игр в г. Якутск, приглашена на международную конференцию в г. Сочи. |
6 | Семья занимается рыболовством | Технология сублимации рыбы | 1 место в XIV региональной НПК «Ефимовские чтения», региональный тур НПК «Шаг в будущее Абыя», 2 м. в открытом Всероссийском НПК «Ларионовские чтения» |
Надеюсь, что наше совместное занятие проектно–исследовательской деятельностью учащихся поможет нам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований.
Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.
Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся обще - учебных умений и навыков.
У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.
Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
Проанализировав свою работу, можно сказать что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
Список литературы.
-
Международная оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий по естествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с.
-
В.И. Загвазянский. Как учителю провести эксперимент. –Методическое пособие. – Изд. Московское Общество России, 2008.
-
А.И.Савенков. Исследования на дому. Методические рекомендации //исследовательская работа школьников//, 2002
-
Е.И. Белова. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. Флинт, 2008
-
И.Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009
-
В.Ф.Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты, 2010.