Лоренц Светлана Сергеевна,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», студент 3 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Руководитель: преподаватель, Михеева О.П.
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Аннотация: В статье рассматривается важность формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся начальных классов в условиях быстрого устаревания информации. Акцентируется необходимость перехода от усвоения большого объема знаний к развитию аналитических и критических навыков. Естественнонаучная грамотность признается ключевой компетенцией для взаимодействия с окружающей средой, а также подчеркивается значимость проектных задач и междисциплинарных подходов в обучении для развития интереса к науке и исследовательских навыков у детей.
Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, образовательный процесс, проектные задачи, функциональная грамотность, начальное образование.
В современном мире скорость устаревания информации очень высока, в связи с чем, актуальным становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема нового материала, на методы, нацеленные на развитие у обучающихся способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать сведения, делать выводы. Формирование сознания и мировоззрения функционально грамотного человека - ключевая задача развития гармоничной личности обучающегося. Эта задача содержится в Федеральном Государственном Образовательном стандарте Начального Общего Образования (далее - ФГОС НОО). Раскрывающийся в данном документе компетентностный подход ставит перед педагогами задачу достижения обучающимися способности эффективно использовать умения и знания в практической работе, что и призвана обеспечить функциональная грамотность [1, с. 43]. Она содержит в себе следующие глобальные компетенции: математическую, читательскую и естественнонаучную грамотность в урочной и внеурочной деятельности. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью формирования у обучающихся начальных классов основ естественнонаучной грамотности, что является ключевым аспектом их образовательного процесса в условиях современного мира, насыщенного информацией и технологиями. Развитие критического мышления и творческих навыков, использование проектных задач предоставляет уникальную возможность интегрировать междисциплинарные подходы и активные методы обучения.
Естественнонаучная грамотность является одной из центральных составляющей общей образованности и компетентности каждого человека. Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями [5, с. 14]. Подстраивание окружающей среды «под себя» относится к способности человека создавать, изменять и адаптировать обстоятельства для достижения своих целей. Человек, как указывал В.А. Сухомлинский, преобразователь по своей природе, ему свойственно углубляться в законы окружающей среды, подстраивать её «под себя - под свои потребности» [7, с. 128]. Это значит, что у человека есть врождённая склонность не просто принимать или воспринимать окружающий мир, но активно изменять и адаптировать его под свои нужды и потребности. Когда он говорит о том, что человек углубляется в законы окружающей среды, это подразумевает, что людей интересует не только поверхностное понимание мира, но и стремление к исследованию его механизмов и закономерностей. Люди учатся, анализируют, делают выводы и на основе этих знаний они начинают влиять на свою среду обитания.
Формирование естественнонаучной грамотности не ограничивается только когнитивными процессами, но и включает в себя развитие интереса к науке, любознательности и стремления к исследованию. Проектная задача может быть организована таким образом, чтобы пробудить у обучающихся интерес к окружающему миру, побудить их задавать вопросы и искать на них ответы [4, с. 5].
Естественнонаучная грамотность подразумевает понимание основных закономерностей и характеристик естествознания, а также осознание влияния естественных наук и технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества. Кроме того, она проявляется в активной гражданской позиции при обсуждении вопросов, связанных с естествознанием. По мнению профессора Н.Ф. Виноградовой, в ЕГН младших школьников выделяются четыре составляющие:
1. Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.
2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает
осведомленность о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний с использованием различных источников информации.
3. Овладение методами познания природных явлений - умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов, установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.
4. Способность к рефлексивным действиям - оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по ее охране и защите [8, с. 106].
Работа по формированию естественнонаучной грамотности у младших школьников организуется системно, с акцентом на исследовательскую и практическую деятельность. Это связано с тем, что только через непосредственное взаимодействие с природой дети могут осознать взаимосвязи и взаимовлияние явлений в окружающей среде. Например, применение в работе с младшими школьниками опытов и исследовательской деятельности, позволяет учащимся самостоятельно сформулировать выводы о тех или иных явлениях, за которыми они осуществляют наблюдения, выделить главное, связать внешние и внутренние факторы и сформулировать конкретные выводы на основе проводимого опыта [8, с. 172].
Большую роль в формировании естественнонаучной грамотности играют экскурсии в природу и заполнение календарей наблюдений по результатам ее проведения. Также можно предложить младшим школьникам провести самостоятельное наблюдение за определенным явлением природы -например длительностью светового дня в разное время года - осенью, зимой, весной, летом. Затем при изучении темы «Дни равноденствия» младшие школьники без труда овладеют изучаемым материалом, смогут привести примеры уже из имеющихся собственных наблюдений. Экскурсия позволяет производить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных и искусственно - созданных условиях, тем самым, помогает более глубоко и прочно усвоить учебный материал, формирует у них практические умения [2, с. 2].
Формирование естественнонаучной грамотности у младших школьников включает мотивационные, содержательные и деятельностные элементы, способствующие правильному отношению к окружающей среде и участию в ее изучении и охране. Также приоритет в этом процессе имеет реализация поисково-исследовательской деятельности обучающихся, так как именно в ходе таких занятий происходит формирование умений проводить научные эксперименты и моделировать свойства предметов или природных явлений -одних из основных навыков, составляющих естественнонаучную грамотность. Чтобы сделать обучение продуктивным и интересным, следует использовать разнообразные учебные задания, учитывающие реальные жизненные обстоятельства, моделирующие практические ситуации, а также задания на применение знаний в нестандартных условиях. Важно предлагать детям не только традиционные учебные тексты, но и разнообразные материалы, включая отрывки художественной и публицистической литературы, информацию из СМИ и статистические данные (таблицы, графики, диаграммы).
Примеры заданий:
1. Представьте, что вы пролетаете над Московским Кремлём на
вертолёте. Рассмотрите рисунок. Найдите на нём достопримечательности
Кремля и расскажите о них.
2. Прочитай текст.
Пчелы - это очень важные создания, которые помогают опылять цветы
и производят мед. Давайте узнаем больше о них!
1. Питание пчел. Пчелы питаются нектаром цветов. Нектар - это
сладкая жидкость, которую они собирают в своем желудке. Они собирают
нектар с помощью своего длинного язычка, называемого сосцем. Пчелы
также собирают пыльцу с цветов, которая помогает им получать белок и
другие питательные вещества.
2. Воск и пчелиные соты. Пчелы создают пчелиный воск в своих железах, которые расположены в их животике. Когда пчела съедает нектар, ее железы выделяют воск. Они приводят воск в форму плоских пластинок, которые они используют для строительства пчелиных сот. Пчелиные соты имеют шестигранные клеточки, где пчелы хранят мед и выращивают своих маленьких пчелок.
3. Как пчелы строят соты? Пчелы сотрут воск в своих железах и формируют его в виде пластинок. Затем они используют свои ноги и челюсти, чтобы выстраивать клеточки и объединять их в соты. Они делают эту работу коллективно, каждая пчела выполняет свою часть работы, чтобы создать структуру соты.
Вопросы.
1. Чем питаются пчелы?
2. Какой секретный ингредиент используют пчелы для строительства сот?
3. Где находятся пчелиные железы, вырабатывающие воск?
4. Как пчелы используют воск для строительства пчелиных сот?
5. Как пчелы работают вместе, чтобы создать соту?
Кроме того, целесообразно применять групповые формы работы, которые способствуют формированию познавательных и регулятивных учебных действий. Работая в группе, обучающиеся могут обмениваться знаниями и опытом, что дополнительно усиливает их активное участие в исследовательской деятельности и способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала. Для формирования естественнонаучной грамотности Л.Н. Стрельникова предлагает использовать следующий комплекс заданий:
- ситуационные задачи или задания, содержание которых приближено
к реальной действительности и связано с различными сферами человеческой деятельности;
- задачи метапредметного содержания, которые могут быть решены
при использовании предметных знаний, умений и навыков;
- проблемные ситуации, связанные с повседневной жизнью [6, с. 105].
Таким образом, можно сказать, что целями формирования естественнонаучной грамотности младших школьников являются формирование знаний об ответственности за окружающую среду, признание природы национальной и общечеловеческой ценностью и ответственного отношения к ней, изучение природы реальной жилой среды и обучение предотвращению возможных последствий, возникающих из-за изменение условий окружающей среды, и в то же время получать удовольствие от окружающей среды через воспитание чувства милосердия ко всем объектам природы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100);
-
Болдырихина В. Н., Перепечина Н. Е. Проведение экскурсий при изучении учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 1-8.
-
Образовательная система "Школа 2100". Педагогика здравого смысла [Текст] : сборник материалов в помощь учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образованием, методистам, преподавателям ИПК, педколледжей и педвузов, студентам педагогических учебных заведений / [науч. ред. - А. А. Леонтьев]. - Москва : Изд. Дом Рос. акад. образования : Баласс, 2003. – 367.
-
Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4
-
Пентин Александр Юрьевич, Ковалева Галина Сергеевна, Давыдова Елена Ивановна, Смирнова Елена Сергеевна Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. 2018.
-
Сергеева Б. В., Чувилко А. Е. Естественнонаучная грамотность младших школьников // Исследования молодых ученых : материалы LVII Международной научной конференции. Казань, 2023. С. 103-109.
-
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. – М.: Педагогика, 1981. – 522 с.;
-
Функциональная грамотность младшего школьника: Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.С. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. : Вентана-Граф, 2018, - 288 с.