- Начнем наше обсуждение с определения понятия «художественно - эстетическая культура», взятое из Большого энциклопедического словаря. - Художественно - эстетическая культура — это совокупность знаний, умений, навыков и внутренних качеств человека, позволяющих ему воспринимать, понимать, ценить и создавать произведения искусства, чувствовать красоту и гармонию окружающего мира. (Большой энциклопедический словарь) - Результатом воспитания художественно-эстетической культуры является художественно - эстетическое развитие. - А сейчас давайте подумаем, как себя ведёт культурный человек? - Спасибо за ваши ответы. Мы переходим ко второму пункту плана. Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно, используя приём «Убери лишнее». У вас на столах лежат карточки №1. На карточке перечислены признаки как высокого, так и низкого уровня развития художественно-эстетической культуры. Внимательно прочитайте признаки и зачеркните номера тех признаков, которые не относятся к высокому уровню. Карточка №1 Зачеркните признаки ребенка с низким уровнем художественно-эстетической развития, оставив только признаки ребенка с высоким уровнем развития. 1. Ребенок активно интересуется разными видами и жанрами изобразительного, декоративно-прикладного и музыкального искусства. 2. Ребенок не проявляет интереса к эстетически выразительным объектам и участвует в творчестве только по настоянию взрослых. 3. Свободно создает художественные образы, используя различные средства выразительности и композиционные приемы. 4. Практические умения и технические навыки в изобразительной деятельности слабо развиты, ребенок испытывает трудности с передачей образов. 5. Проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение к искусству, выражает эмоции через жесты и мимику. 6. Ребенок не замечает красоту и гармонию в окружающем мире, не умеет оценивать произведения искусства. 7. Имеет достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства и проявляет устойчивый интерес к творческой деятельности. 8. Отсутствует мотивация к творчеству, обучение носит чисто познавательный характер без эмоционального вовлечения. - Я вижу, что вы справились с заданием, давайте по цепочке прочитаем только те признаки, которые соответствуют высокому уровню развития художественно - эстетической культуры ребенка. - Спасибо за ваши ответы. Таким образом, мы с вами узнали о признаках ребенка с высоким уровнем развития художественно – эстетической культуры. - Педагоги выделяют также следующие признаки: Способность понимать произведения искусства. Умение видеть красоту в природе и искусстве. Способность высказывать свое мнение о художественных произведениях. Проявление инициативы в художественной деятельности и способность к самостоятельному творчеству (изобразительное искусство, музыка, конструирование) Способность к сопереживанию персонажам художественных произведений. Способность анализировать художественные произведения. Развитая фантазия и воображение. Знание элементарных основ разных видов искусства. - Мы с вами узнали признаки эстетически воспитанного человека. Однако, как показала недавно проведенная диагностика, в нашем классе есть ребята с низким уровнем художественно-эстетической культуры. - Мы переходим к 3 пункту плана. Сейчас вы поработаете в парах. Возьмите карточки №2. - Ваша задача обсудить в паре и записать к каким последствиям человека приведет низкий уровень развития художественно - эстетической культуры. -Вижу, что многие закончили, прочитайте по цепочке, по одному пункту, который вы записали. Начнем с пары … -Хорошо, спасибо, я согласна с вашими ответами. Вы отлично поработали. - Хочу дополнить ваши ответы. Последствия низкого уровня художественно - эстетической культуры школьника: Ребенок не способен видеть и ценить прекрасное в окружающем мире. Формируется черствость и равнодушие к красоте. Снижение уровня духовного и нравственного развития из-за отсутствия эстетических идеалов. Ограничено развитие творческих способностей и воображения. Ребенок менее восприимчив к искусству. Равнодушное отношение к жизни и окружающим. - Уважаемые родители, мы с вами выявили последствия низкого уровня художественно-эстетической культуры у школьников. Сейчас я предлагаю вам объединиться в группы по 3 человека и с помощью приема «Дай совет» ответить на вопрос, который вы видите перед собой на карточке № 3. Можете приступать к выполнению. КАРТОЧКА №3. Как вызвать интерес к творческой деятельности? -Я вижу, что все уже закончили, сейчас я предлагаю выступить 1 группе, зачитайте свой вопрос и какие вы определили пути решения данной проблемы и т.д. - Спасибо за ваши ответы. Нам с вами очень важно работать сообща, ведь тогда мы сможем прийти к общему результату. Например, на уроках изобразительного искусства мной проводятся беседы об известных художниках и их творчестве. Дети знакомятся с историей искусства, средствами выразительности картин и учатся выражать свои чувства и эмоции через рисунок, что расширяет их художественно-эстетическую культуру. - Для того, чтобы закрепить полученные знания на сегодняшнем собрании я подготовила для вас памятки с рекомендациями по воспитанию художественно-эстетической культуры младших школьников. Прочитайте про себя какие рекомендации здесь уже записаны. - Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно и с помощью приёма «свой пример» дополнить советы своими вариантами. Можете приступать к выполнению. - Итак, вижу, что многие закончили, кто желает поделится своим примером. - Уважаемые родители, прочитайте пожалуйста все советы и выделите для себя один, который как вы считаете наиболее важным и объясните почему вы выбрали именно его? Памятка «Рекомендации по воспитанию художественно-эстетической культуры: •Создание атмосферы для творчества. Обеспечение детей различными материалами для творчества — красками, карандашами, пластилином, бумагой — способствует их интересу к искусству и самовыражению. •Музыкальное развитие. Занятия пением или обучение игре на инструментах формирует чувство ритма, слуховое восприятие и развивает художественный вкус. •Чтение и обсуждение книг об искусстве. Знакомство с литературой о живописи, скульптуре, архитектуре и других видах искусства помогает детям лучше понимать его значение и ценность. •Изобразительное творчество. Художественно-эстетическое развитие детей через рисование, работу с разными материалами и текстурами помогает расширению сенсорного восприятия. •Поощрение творческого самовыражения. Предоставление детям свободы выбора в творческих занятиях, поощрение их инициативы и оригинальных идей, без критики за ошибки. - Также прошу обратить внимание на слайд «Советуем прочитать». Здесь представлен список литературы, в котором вы можете найти больше дополнительной информации о художественно-эстетической культуры и что нужно делать для его развития. Волынин В.И. «Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие». Лабунская Г.В. «Художественное воспитание детей в семье». Лихачёв Б.Г. «Эстетика воспитания». Варкки Н. «Ребёнок в мире творчества: творческое и эстетическое воспитание дошкольников». |