ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ.
План :
- ЭСТЕТИКА и её котегории.
- Искусство.
- Цель и задачи искуства.
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ речи.
- Понятие и особенности художественного стиля речи.
- Свойства художественного стиля речи.
- Заключение.
- Использованные литературы.
Немецкий философ
А. Баумгартен ввел в научный обиход термин «эстетика» (от греческого aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) в середине XVIII века и определил эстетику как науку о чувственном познании, о «правилах чувственности вообще».
А. БАУМГАРТЕН
ВОЛЯ
ЭТИКА
- Нравственное отношение к миру
- Нравственное отношение к миру
ЧУВСТВА
ЭСТЕТИКА
- Чувственное отношение к действительности
- Чувственное отношение к действительности
ЭСТЕТИКА – философское учение об эстетическом отношении к действительности и об искусстве как высшей форме эстетической деятельности.
КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ
ПРЕКРАСНОЕ - БЕЗОБРАЗНОЕ
ВОЗВЫШЕННОЕ - НИЗМЕННОЕ
ТРАГИЧЕСКОЕ - КОМИЧЕСКОЕ
Прекрасное – высшая степень красоты внутреннего и внешнего мира и внутреннего (душевного) состояния человека
Безобразное – эстетиче ская категория, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетиче скую ценность, имеющая отрицательное общественное значение, но не представляющая угрозы.
Низменное - эстетиче ская категория, противоположная возвышенному. Прежде всего характеризует внутреннее состояние человека, явление, которое несет ужасную угрозу для всего человечества.
Возвышенное - эстетиче ская категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений и выражающая прежде всего превосходство объекта по отношению к воспринимающему его индивиду, посредством эстетической ценности. Не всегда может быть понята и оценена людьми.
Трагическое - эстетиче ская категория, отражающая гибель прекрасного в активной борьбе силами зла, но в то же время, утверждающая жизненные идеалы и ценности.
Комическое – категория эстетики, отражающая мир с эмоциональной и критической точки зрения одновременно.
Искусство – вид духовного освоения действительности человеком, его стремление к прекрасному.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИСКУССТВА
Главная цель и предмет искусства - это человек, познание его сокровенных тайн.
Задачи искусства: познание эстетического и художественная интерпретация автором явлений окружающего мира.
Сущность и отличие искусства от всех других плодов человеческой деятельности состоят в том, что искусство является художественно-образным освоением действительности.
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА
Эстетическая (развивает эстетический вкус)
Гедонистическая (дарит наслаждение)
Информационная (сообщение)
Коммуникативная (общение)
Познавательная (ценностно-окрашенное знание мира)
Прогностическая (предвосхищение, пророчество)
Воспитательная (нравственно-положительная ориентация)
Общественно-преобразующая (формирование общественного мнения)
Внушающая (воздействие на подсознание)
Гуманистическая (гуманизм – смысловой стержень искусства)
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе . Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Признаки(общие):
- Образность, эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, страстность, общедоступность
- Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств)
- Использование средств других стилей
(особенно разговорного)
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Главная функция художественного стиля - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)
Художественный стиль – ключ к душе человека
Тропы и стилистические фигуры
- Эпитет
- Метафора
- Метонимия
- Синекдоха
- Сравнение
- Гипербола
- Литота
- Ирония
- Олицетворение
- Аллегория
- Перифраз
- Риторическое обращение
- Риторический вопрос
- Анафора
- Эпифора
- Антитеза
- Оксюморон
- Градация
- Эллипсис
- Умолчание
- Парцелляция
ТРОПЫ
- (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления.
- Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
МЕТОНИМИЯ
МЕТАФОРА
- троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.
- (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение.
- («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…).
- В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
- Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек! (А. Блок)
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин)
ЛИТОТА
ГИПЕРБОЛА
- (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении
- («реки крови», «море смеха»).
- (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение
- («мужичок с ноготок»).
СРАВНЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
- – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…).
В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .
- Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя … (А.С. Пушкин)
- - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные
- (душа поёт, река играет…).
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
- - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.
ЭПИФОРА
АНАФОРА
- - повторение последних слов, строки, строфы или фразы.
- Омар Хайям «Не станет нас». А миру — хоть бы что! «Исчезнет след». А миру — хоть бы что! «Нас не было, а он сиял и будет!» «Исчезнем мы…» А миру — хоть бы что!
(греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь!… (Н.А. Некрасов)
ПЕРИФРАЗ
АНТИТЕЗА
- троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.
Солнце русской поэзии – Пушкин
Царь зверей - лев
- ( греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.
- Ты богат , я очень беден ; Ты прозаик , я поэт ; Ты румян , как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен . (А.С. Пушкин)
ЭТАПЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
- Выразительное чтение текста
- Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста)
- Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка
- Выражение своего отношения к тексту
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения, варьирования мысли. Благодаря им, язык оказывается способным выразить и сложную научную мысль, и философскую мудрость, он может и начертать законы, и отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа.
Каждый функциональный стиль — это особая влиятельная сфера литературного языка, характеризующаяся своим кругом тем, своим набором речевых жанров, специфической лексикой и фразеологией.
Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нём используются языковые средства всех других стилей, однако эти средства (что очень важно) выступают здесь в изменённой функции — в эстетической. Кроме того, в художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка — просторечные, жаргонные, диалектные и т. д., которые также используются не в первичной функции, а подчиняются эстетическому заданию.
Художественная речь предстает как вершинное достижение языка. В ней возможности национального языка представлены в наиболее полном и чистом развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова.
- Матвеева, Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий / Т.В. Матвеева. — Свердловск: Урал. ГУ, 1990. – 172 с.
- Сидорова, М.Ю. Грамматика художественного текста / М.Ю. Сидорова. – М., 2000. – 416 с.
- Винокур, Г.О. О языке художественной литературы / Г.О. Винокур — М. : Высшая школа, 1991. – 448 с.
- Соловьева, Н.Н. Полный справочник по русскому языку / Н.Н. Соловьева – М. : Оникс, 2010. – 464 с
- Москва. «Просвещение» 2007 г.
- Русский язык. Стилистика. Культура речи.
- И. Б. Голуб , Д.Э.Розенталь.
- Москва. «Просвещение» 1998 г.
- Словарь русского языка. С.И. Ожегов.
- Москва. « Русский язык» 1986 г.
- https ://studizba.com/lectures/19-kulturologiya/572-razvitie-kultury-chelovechestva/10747-57-drevnegrecheskaya-tragediya.html
- https ://studfile.net/preview/6396605/page:13/
- https ://studfile.net/preview/2229650/page:2/