СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое словообразование в художественной речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое словообразование в художественной речи.»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ.

План : ЭСТЕТИКА и её котегории. Искусство. Цель и задачи искуства. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ речи. Понятие и особенности художественного стиля речи. Свойства художественного стиля речи. Заключение. Использованные литературы.

План :

  • ЭСТЕТИКА и её котегории.
  • Искусство.
  • Цель и задачи искуства.
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ речи.
  • Понятие и особенности художественного стиля речи.
  • Свойства художественного стиля речи.
  • Заключение.
  • Использованные литературы.
Немецкий философ А. Баумгартен ввел в научный обиход термин «эстетика» (от греческого aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) в середине XVIII века и определил эстетику как науку о чувственном познании, о «правилах чувственности вообще». А. БАУМГАРТЕН

Немецкий философ

А. Баумгартен ввел в научный обиход термин «эстетика» (от греческого aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) в середине XVIII века и определил эстетику как науку о чувственном познании, о «правилах чувственности вообще».

А. БАУМГАРТЕН

ВОЛЯ ЭТИКА Нравственное отношение к миру Нравственное отношение к миру ЧУВСТВА ЭСТЕТИКА Чувственное отношение к действительности Чувственное отношение к действительности

ВОЛЯ

ЭТИКА

  • Нравственное отношение к миру
  • Нравственное отношение к миру

ЧУВСТВА

ЭСТЕТИКА

  • Чувственное отношение к действительности
  • Чувственное отношение к действительности
ЭСТЕТИКА  – философское учение об эстетическом отношении к действительности и об искусстве как высшей форме эстетической деятельности.

ЭСТЕТИКА – философское учение об эстетическом отношении к действительности и об искусстве как высшей форме эстетической деятельности.

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ПРЕКРАСНОЕ - БЕЗОБРАЗНОЕ ВОЗВЫШЕННОЕ - НИЗМЕННОЕ ТРАГИЧЕСКОЕ - КОМИЧЕСКОЕ

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ

ПРЕКРАСНОЕ - БЕЗОБРАЗНОЕ

ВОЗВЫШЕННОЕ - НИЗМЕННОЕ

ТРАГИЧЕСКОЕ - КОМИЧЕСКОЕ

Прекрасное – высшая степень красоты внутреннего и внешнего мира и внутреннего (душевного) состояния человека Безобразное  – эстетиче ская категория, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетиче скую ценность, имеющая отрицательное общественное значение, но не представляющая угрозы.

Прекрасноевысшая степень красоты внутреннего и внешнего мира и внутреннего (душевного) состояния человека

Безобразноеэстетиче ская категория, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетиче скую ценность, имеющая отрицательное общественное значение, но не представляющая угрозы.

Низменное - эстетиче ская категория, противоположная возвышенному. Прежде всего характеризует внутреннее состояние человека, явление, которое несет ужасную угрозу для всего человечества. Возвышенное - эстетиче ская категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений и выражающая прежде всего превосходство объекта по отношению к воспринимающему его индивиду, посредством эстетической ценности. Не всегда может быть понята и оценена людьми.

Низменное - эстетиче ская категория, противоположная возвышенному. Прежде всего характеризует внутреннее состояние человека, явление, которое несет ужасную угрозу для всего человечества.

Возвышенное - эстетиче ская категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений и выражающая прежде всего превосходство объекта по отношению к воспринимающему его индивиду, посредством эстетической ценности. Не всегда может быть понята и оценена людьми.

Трагическое - эстетиче ская категория, отражающая гибель прекрасного в активной борьбе силами зла, но в то же время, утверждающая жизненные идеалы и ценности. Комическое – категория эстетики, отражающая мир с эмоциональной и критической точки зрения одновременно.

Трагическое - эстетиче ская категория, отражающая гибель прекрасного в активной борьбе силами зла, но в то же время, утверждающая жизненные идеалы и ценности.

Комическоекатегория эстетики, отражающая мир с эмоциональной и критической точки зрения одновременно.

Искусство – вид духовного освоения действительности человеком, его стремление к прекрасному.

Искусство – вид духовного освоения действительности человеком, его стремление к прекрасному.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИСКУССТВА Главная цель и предмет искусства - это человек, познание его сокровенных тайн. Задачи искусства: познание эстетического и художественная интерпретация автором явлений окружающего мира. Сущность и отличие искусства от всех других плодов человеческой деятельности состоят в том, что искусство является художественно-образным освоением действительности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИСКУССТВА

Главная цель и предмет искусства - это человек, познание его сокровенных тайн.

Задачи искусства: познание эстетического и художественная интерпретация автором явлений окружающего мира.

Сущность и отличие искусства от всех других плодов человеческой деятельности состоят в том, что искусство является художественно-образным освоением действительности.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА Эстетическая (развивает эстетический вкус) Гедонистическая (дарит наслаждение) Информационная (сообщение) Коммуникативная (общение) Познавательная (ценностно-окрашенное знание мира) Прогностическая (предвосхищение, пророчество) Воспитательная (нравственно-положительная ориентация) Общественно-преобразующая (формирование общественного мнения) Внушающая (воздействие на подсознание) Гуманистическая (гуманизм – смысловой стержень искусства)

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

Эстетическая (развивает эстетический вкус)

Гедонистическая (дарит наслаждение)

Информационная (сообщение)

Коммуникативная (общение)

Познавательная (ценностно-окрашенное знание мира)

Прогностическая (предвосхищение, пророчество)

Воспитательная (нравственно-положительная ориентация)

Общественно-преобразующая (формирование общественного мнения)

Внушающая (воздействие на подсознание)

Гуманистическая (гуманизм – смысловой стержень искусства)

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ   ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ  — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе . Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ  — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе . Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ Признаки(общие): Образность,  эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, страстность, общедоступность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Использование средств других стилей (особенно разговорного)

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Признаки(общие):

  • Образность, эмоциональность, оценочность, обоснованность, конкретность, страстность, общедоступность
  • Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств)
  • Использование средств других стилей

(особенно разговорного)

 ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ Главная функция художественного стиля - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание) Художественный стиль – ключ к душе человека

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Главная функция художественного стиля - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (создание образов, вызывающих эмоциональный отклик, эстетическое наслаждение, сопереживание)

Художественный стиль – ключ к душе человека

Тропы и стилистические фигуры Эпитет Метафора Метонимия Синекдоха Сравнение Гипербола Литота Ирония Олицетворение Аллегория Перифраз Риторическое обращение Риторический вопрос Анафора Эпифора Антитеза Оксюморон Градация Эллипсис Умолчание Парцелляция

Тропы и стилистические фигуры

  • Эпитет
  • Метафора
  • Метонимия
  • Синекдоха
  • Сравнение
  • Гипербола
  • Литота
  • Ирония
  • Олицетворение
  • Аллегория
  • Перифраз
  • Риторическое обращение
  • Риторический вопрос
  • Анафора
  • Эпифора
  • Антитеза
  • Оксюморон
  • Градация
  • Эллипсис
  • Умолчание
  • Парцелляция
ТРОПЫ  (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

ТРОПЫ

  • (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления.
  • Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
 МЕТОНИМИЯ МЕТАФОРА троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.   (греч. metaphora — перенесение) -  троп, скрытое образное сравнение.  («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.   Век девятнадцатый, железный,      Воистину жестокий век!      Тобою в мрак ночной, беззвездный      Беспечный брошен человек!                                             (А. Блок) Шипенье  пенистых  бокалов  и пунша пламень голубой (А.Пушкин)

МЕТОНИМИЯ

МЕТАФОРА

  • троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.

  • (греч. metaphora — перенесение) -  троп, скрытое образное сравнение. 
  • («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…).
  • В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
  • Век девятнадцатый, железный,     Воистину жестокий век!     Тобою в мрак ночной, беззвездный     Беспечный брошен человек!                                            (А. Блок)

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А.Пушкин)

ЛИТОТА ГИПЕРБОЛА  (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»).   (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»).

ЛИТОТА

ГИПЕРБОЛА

  • (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении
  • («реки крови», «море смеха»).
  • (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение
  • («мужичок с ноготок»).
СРАВНЕНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ –  слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…).  В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .   Буря мглою небо кроет,   Вихри снежные крутя;   То, как зверь, она завоет,    То заплачет, как дитя …                            (А.С. Пушкин) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

СРАВНЕНИЕ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

  • –  слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…).

В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .

  •   Буря мглою небо кроет,  Вихри снежные крутя;  То, как зверь, она завоет,   То заплачет, как дитя                           (А.С. Пушкин)
  • - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные
  • (душа поёт, река играет…).
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ -   обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

  • -   обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.
ЭПИФОРА АНАФОРА -  повторение последних слов, строки, строфы или фразы. Омар Хайям   «Не станет нас». А миру — хоть бы что!  «Исчезнет след». А миру — хоть бы что!  «Нас не было, а он сиял и будет!»  «Исчезнем мы…» А миру — хоть бы что!  (греч. anaphora - вынесение) -  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.       Ты и убогая,        Ты и обильная,        Ты и забитая,        Ты и всесильная,        Матушка-Русь!…                     (Н.А. Некрасов)

ЭПИФОРА

АНАФОРА

  • -  повторение последних слов, строки, строфы или фразы.
  • Омар Хайям «Не станет нас». А миру — хоть бы что! «Исчезнет след». А миру — хоть бы что! «Нас не было, а он сиял и будет!» «Исчезнем мы…» А миру — хоть бы что!

(греч. anaphora - вынесение) -  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

      Ты и убогая,       Ты и обильная,       Ты и забитая,       Ты и всесильная,       Матушка-Русь!…                    (Н.А. Некрасов)

 ПЕРИФРАЗ  АНТИТЕЗА троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.  Солнце русской поэзии  – Пушкин  Царь зверей  - лев  ( греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.        Ты богат , я очень беден ;         Ты прозаик , я поэт ;         Ты румян , как маков цвет,         Я, как смерть, и тощ и бледен .                              (А.С. Пушкин)

ПЕРИФРАЗ

АНТИТЕЗА

  • троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления.

Солнце русской поэзии – Пушкин

Царь зверей - лев

  • ( греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.
  •        Ты богат , я очень беден ;        Ты прозаик , я поэт ;        Ты румян , как маков цвет,        Я, как смерть, и тощ и бледен .                             (А.С. Пушкин)
ЭТАПЫ АНАЛИЗА  ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Выразительное чтение текста Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста) Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка Выражение своего отношения к тексту

ЭТАПЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

  • Выразительное чтение текста
  • Идейно-содержательный анализ (тема, идея текста)
  • Анализ изобразительно-выразительных средств на различных уровнях языка
  • Выражение своего отношения к тексту

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения, варьирования мысли. Благодаря им, язык оказывается способным выразить и сложную научную мысль, и философскую мудрость, он может и начертать законы, и отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа.

Каждый функциональный стиль — это особая влиятельная сфера литературного языка, характеризующаяся своим кругом тем, своим набором речевых жанров, специфической лексикой и фразеологией.

Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нём используются языковые средства всех других стилей, однако эти средства (что очень важно) выступают здесь в изменённой функции — в эстетической. Кроме того, в художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка — просторечные, жаргонные, диалектные и т. д., которые также используются не в первичной функции, а подчиняются эстетическому заданию.

Художественная речь предстает как вершинное достижение языка. В ней возможности национального языка представлены в наиболее полном и чистом развитии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова. Матвеева, Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий / Т.В. Матвеева. — Свердловск: Урал. ГУ, 1990. – 172 с. Сидорова, М.Ю. Грамматика художественного текста / М.Ю. Сидорова. – М., 2000. – 416 с. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы / Г.О. Винокур — М. : Высшая школа, 1991. – 448 с. Соловьева, Н.Н. Полный справочник по русскому языку / Н.Н. Соловьева – М. : Оникс, 2010. – 464 с Москва. «Просвещение» 2007 г. Русский язык. Стилистика. Культура речи. И. Б. Голуб , Д.Э.Розенталь. Москва. «Просвещение» 1998 г. Словарь русского языка. С.И. Ожегов. Москва. « Русский язык» 1986 г. https ://studizba.com/lectures/19-kulturologiya/572-razvitie-kultury-chelovechestva/10747-57-drevnegrecheskaya-tragediya.html https ://studfile.net/preview/6396605/page:13/ https ://studfile.net/preview/2229650/page:2/

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. А.И.Власенков, Л. М. Рыбченкова.
  • Матвеева, Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий / Т.В. Матвеева. — Свердловск: Урал. ГУ, 1990. – 172 с.
  • Сидорова, М.Ю. Грамматика художественного текста / М.Ю. Сидорова. – М., 2000. – 416 с.
  • Винокур, Г.О. О языке художественной литературы / Г.О. Винокур — М. : Высшая школа, 1991. – 448 с.
  • Соловьева, Н.Н. Полный справочник по русскому языку / Н.Н. Соловьева – М. : Оникс, 2010. – 464 с
  • Москва. «Просвещение» 2007 г.
  • Русский язык. Стилистика. Культура речи.
  • И. Б. Голуб , Д.Э.Розенталь.
  • Москва. «Просвещение» 1998 г.
  • Словарь русского языка. С.И. Ожегов.
  • Москва. « Русский язык» 1986 г.
  • https ://studizba.com/lectures/19-kulturologiya/572-razvitie-kultury-chelovechestva/10747-57-drevnegrecheskaya-tragediya.html
  • https ://studfile.net/preview/6396605/page:13/
  • https ://studfile.net/preview/2229650/page:2/