СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении»

Эстетическое воспитание детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................

ГЛАВА I. Теоретические основы эстетического воспитания детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении.........................................

1.1. Сущность эстетического воспитания в дошкольной педагогике...............

1.2. Педагогические условия эффективного эстетического развития дошкольников средней группы в дошкольном образовательном учреждении............................................................................................................

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I........................................................................................

ГЛАВА П. Эстетическое воспитание детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении..............................................................................

2.1. Содержание, средства и методы, задачи эстетического воспитания детей средней группы ДОУ............................................................................................

2.2. Цикл занятий, направленных на повышение уровня эстетического воспитания дошкольников средней группы.......................................................

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II......................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................



























Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Эстетическое отношение к действительности выступает одним из наиболее характерных проявлений сущности человеческой личности и может быть понятно, поэтому через определения человека как личности. Это означает, что такие фундаментальные понятия личности как универсальность, свобода, рефлексия, источник саморазвития, единство человека и общества которые и должны характеризовать и эстетическое отношение.

К восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках) и в искусстве способно приобщить эстетическое воспитание. Оно может способствовать развитию эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и возможности детей участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Именно развивающее обучение дает возможность востребовать все аспекты эстетического сознания дошкольников, что приводит к духовному обогащению и совершенствованию каждой личности. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путём проб и ошибок, он не может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Всё это определило актуальность данной работы.

Важность эстетического развития в плане духовного развития личности отмечается в философии (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов,

Н.Г. Чернышевский; Ш.М. Герман, И.А. Масеев, И.Л. Маца, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович, В.А. Стоюнин и другие). Огромная заслуга в раскрытии вопроса эстетического воспитания принадлежит педагогам как Н.К. Крупская, В. А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский; Ш.А. Амонашвили, И. Вайсфельд, Н.А. Дмитриева, Б.М. Неменский, С.Х. Раппопорт, Е.В. Квятковский и др.

Процесс развития эстетического сознания исследовали: А.И. Буров, Ю.Б. Борев, И.А. Масеев, Ш.М. Герман, В.К. Скатерщиков и другие; в сферу особенностей эстетического воспитания дошкольников большой вклад внесли С.А. Аничкин, Л.В. Локтева и другие. В исследованиях отмечается, что формирование эстетического вкуса дошкольников напрямую соотносится с их духовным развитием и определяет степень развития эстетического сознания.

Рассмотрению проблем эстетического сознания, отдельных его компонентов посвящены работы Ю.Б. Борева, И.А. Джидарьяна, Ш.М. Германа, А.Т. Калиткина, О.В. Лармина, Б.В. Сафронова, В.К. Скатерщикова и других.

Противоречие. В науке рассматривается, процесс формирования эстетической культуры в дошкольном образовательном учреждении целом. Однако, процесс эстетического воспитания дошкольников средней группы в дошкольном образовательном учреждении исследован недостаточно.

Проблема состоит в том, чтобы выявить каковы педагогические условия эстетического воспитания дошкольников средней группы в дошкольном образовательном учреждении.

Объектом исследования является процесс эстетического воспитания дошкольников средней группы.

Предметом исследования выступает эстетическое воспитание детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования - изучить эстетическое воспитание детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность эстетического воспитания в дошкольной педагогике.

2. Раскрыть педагогические условия эффективного эстетического развития дошкольников средней группы в дошкольном образовательном учреждении.

3. Изучить содержание, средства и методы эстетического воспитания детей средней группы ДОУ.

4. Разработать цикл занятий, направленных на повышение уровня эстетического воспитания дошкольников средней группы.

Методологические основы исследования составили: системный подход, с позиции которого эстетическое воспитание рассматривается как сфера формирования эстетических вкусов в отношении "система - подсистема" (А.И.Буров, Ю.Б.Борев, И.А.Масеев, Ш.М. Герман, В.К. Скатерщиков, А.В. Запорожец и др.); понимание специфики процесса эстетического развития как процесса отражения действительности во всем многообразии свойств и признаков, (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических методов исследования: изучение и анализ философской, культурологической, психолого-педагогической и естественнонаучной литературы, систематизация, классификация, сравнительный анализ, позволившие определить подходы к процессу эстетического воспитания детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена сущность эстетического воспитания в дошкольной педагогике; раскрыты педагогические условия эффективного эстетического развития дошкольников средней группы в дошкольном образовательном учреждении;

изучены содержание, средства и методы, задачи эстетического воспитания детей средней группы ДОУ.

Практическая значимость заключается в том, что разработанный цикл занятий, направленных на повышение уровня эстетического воспитания дошкольников средней группы может быть использованы при разработке методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов учреждений дополнительного образования, ориентированных на целенаправленное эстетическое развитие дошкольников средней группы в дошкольном образовательном учреждении.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.



ГЛАВА I. Теоретические основы эстетического воспитания детей

средней группы в дошкольном образовательном учреждении

1.1. Сущность эстетического воспитания в дошкольной педагогике

Эстетическое воспитание - это воспитание в людях способности и потребности видеть, понимать и ценить красоту во всех её проявлениях и вносить в жизнь, способность понимать возвышенное, трагическое, комическое. Сложная и тонкая задача эстетического воспитания решается совместными усилиями семьи, детского сада, общественности. Их общая цель: пробуждать и развивать у детей присущую от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное в природе; возвышенное и героическое в труде, в общественной деятельности и произведениях искусства; расширять эстетический кругозор; формировать правильные представления, суждения, убеждения и оценки о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом в жизни и в искусстве [13, с.86].

Эстетическое воспитание - процесс длительный, сложный и многогранный. Он начинается в семье, с первых лет жизни ребёнка. В этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всему прекрасному. Поэтому важно именно в раннем детстве пробудить в детях заложенные в них самой природой творческие способности. На дошкольников громадное воспитательное влияние оказывают нравственно-эстетический облик родителей - их развитие, мысли, интересы, вкусы, всегда отражающиеся в поступках и разговорах и т.п.; «эстетика быта», т.е. убранство комнаты, красота, изящество мебели, посуды, игрушек и т.д. Постепенно к этим эстетическим воздействиям, возникающим объективно, под влиянием людей и предметов, присоединяются ещё и конкретные эстетические эмоции. Они начинаются с песен, сказок и стихов, которые дети обычно слушают с такой искренностью и таким воодушевлением! В детских садах, где хорошо поставлена воспитательная работа ребёнок приобщается к различным видам художественной, спортивной и трудовой деятельности, уже в результате чего он много знает, умеет и ко многому имеет своё отношение [13, с.89].

Проблема эстетического воспитания всегда была и остается актуальной в плане формирования духовной личности ребенка, в перспективе его развития. Эту проблему рассматривали классики отечественной философии: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и другие; и современной философии: Ш.М. Герман, Б.Т. Лихачев, И.А. Масеев, И.Л. Маца, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков и другие; так и зарубежные философы и просветители: Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, Песталоцци и другие; эстетики: Г.З. Апресян, А.И. Борев, Ю.Б. Буров, Б.В. Сафронов и другие; психологи: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и другие; классики отечественной педагоги: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко; современные педагоги Ш.А.Амонашвили, Н.А. Дмитриева, Б.М. Неменский и другие.

Таким образом, эстетическое развитие связано с переживанием, эмоциями (радостью, печалью, восторгом, удивлением, страхом, восхищением); следовательно, в нем наряду с объективным содержанием получают выражение субъективное отношение человека к миру, в решающей степени определяемое его общественной практикой. Значит, эстетическое развитие - продукт как целенаправленного, так и непреднамеренного эстетического воспитания, что очень важно в определении подходов к пробуждению эстетического чувства детей.

Нужно отметить, что научная основа эстетического воспитания за последнее время развивается очень интенсивно (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, Н.А. Дмитриева, А.К. Дремов, А.Я. Зись, Л.Ф. Каптерев, Е.В. Квятковский, В.И. Лейбсон, Б.Т. Лихачев, И,А. Масеев, А. Натеев, Б.М. В.А. Разумный, В.А. Стоюнин, Б.В. Сафронов и другие). К вопросу по эстетическому воспитанию в школе обращаемся к исследованиям Е.В. Квятковского, В.Д. Остроменского, Б.М. Йеменского, С.Х. Раппопорта и др.; в начальной школе Е.С. Ковалевой, Н.И. Фатеевой, Ш.А. Амогашвили и др.; в семье Л.Т. Бабий, Л.Ф. Спирина, П.М. Якобсона и др.. О связи эстетического воспитания и

искусства - М.М. Бахтина, Б.А. Бекач, И.Ф. Гончарова, Ю.У.Фохт-Бабушкина и другие.

Известно, что в процессе эстетического развития вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, приобщение к ним. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей - таких, которые выражают свободное развитие человека, то функции эстетического воспитания (формирование эстетическо-ценностной ориентации и развитие эстетико-творческих способностей) гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера [15, с. 134].

Эстетическое воспитание оттачивает непосредственно-эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки, критерии. Однако оно захватывает в поле своего воздействия и всю личность. В работах Б.В. Сафронова, И.А. Масеева цели и задачи эстетического воспитания состоят в формировании активной творческой личности, стремящихся к созданию прекрасного во всех сферах жизни - к свершению возвышенных дел и героических поступков, к созданию красивых вещей и высокохудожественных произведений искусства.

В разработку теории и практики эстетического воспитания ощутимый вклад внесли своим научно - педагогическим творчеством классики отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. В.А. Сухомлинский призывал сделать так, чтобы школа для ребенка была "школой радости", во многом связывая это с личностью учителя и его постоянной заботой о приобщении школьника к миру высоких духовных и нравственных понятий и представлений [21, с.208].

Таким образом, новаторство их педагогических идей состоит, прежде всего, в том, что они направлены на максимальное развитие духовно -нравственных и творческих сил ребенка. Задача, которую мы ставили перед собой в исследовании, созвучна с выводами педагогов.

Процесс эстетического воспитания должен быть отражен в характеристике следующих принципов: целенаправленности,

систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности школьников в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Целенаправленность эстетического воспитания будет проявляться в постоянном преднамеренном эстетическом воспитании, что очень важно в определении подходов к пробуждению эстетического чувства и вкуса учащихся; систематичность - в приобщении детей к искусству в повседневной деятельности; долговременностъ - в оказании обратного влияния на эстетическое сознание ребенка, обогащающего его всю жизнь; интенсивность - в нарастании степени сложности подбора заданий и содержания художественных зданий; вовлеченности школьников в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей [18, с.54].

Итак, мы предлагаем принципы организации процесса эстетического воспитания: целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности школьников в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Каждый предложенный принцип будет раскрываться нами в образовательном процессе педагогического воздействия на младших школьников в общеобразовательных школах.

Путь формирования эстетического сознания, эстетического отношения начинается для ребенка прежде всего с накопления разнообразных эстетических впечатлений, особенно - зрительных, осязательных и слуховых. В старшем возрасте связь с окружающим миром приобретает органический и целостный характер, а искусство поэтизирует и усиливает это единство. Одновременно с осознанием красоты природы приходит к подростку ощущение связи своего эстетического переживания со словом, с поэтическим

выражением и отражением этой красоты в художественном творчестве [9, с.38].

Каждый человек должен стремиться развить в себе и в своих детях способности восприятия, оценки и создания эстетически ценных предметов, формировать свои вкусы, ориентируясь на признанные эталоны и постоянно расширяя поиск нового. Уметь разбираться в своих чувствах и переживаниях, судить о них - значит пользоваться красотой мира не только интуитивно, но и сознательно, целенаправленно и плодотворно.

Предложенные Г.З. Апресяном положения могут быть применимы к реализации эстетического воспитания в дошкольном возрасте, так как в нем заложены не только основы формирования эстетического сознания, но и прослеживается возможная динамика эстетического воспитания:

а) вырабатывать способности воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности; раскрывать в них то, что опосредуется обществом как эстетическое явление;

б) уметь не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творение искусства;

в) развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил; развивать потребность в красоте и умении понимать её и наслаждаться ею;

г) сознательно бороться за утверждение красоты во всем: в природе и искусстве, общественной жизни, в труде, в социальных отношениях, в быту и личном поведении. Самому быть художником по чувствам, вкусам и представлениям [8 , с.23].

Активная познавательная деятельность позволит ребенку выйти на уровень понимания и оценки произведений искусства. Это будет выражаться в определенных творческих способностях ребенка, а также и в развитии эстетического вкуса и потребности, в красоте и умении понимать природу и наслаждаться ею. Таким образом, все это должно привести к формированию эстетической воспитанности ребенка, научить его относиться к миру истинно по-человечески. Во всем этом будет источник и актуальности, и значения эстетического воспитания [16, с.78].

Процесс формирования эстетического сознания достаточно длительный. Возможны ли какие-то пути стимулирования педагогического процесса? Активизировать деятельность художественного сознания дошкольников можно:

1 - постановкой проблемных и творческих заданий на занятии;

2 - творческими формами работы самих детей, представляющими совместный поиск истины ребёнком и воспитателем в процессе сотруднического, равноправного отношения воспитываемого и воспитателя и самих детей друг с другом;

3 - комплексным воздействием различных видов искусства на

дошкольника [16, с.80].

Итак, для развития ребенка необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае динамика эстетического воспитания будет естественной и непрерывной. Если же эта естественность и непрерывность нарушена (например, такому развитию не способствует среда, в которой растет ребенок), степень необходимых усилий педагога значительно повышается, а результативность эстетического воспитания снижается.

Таким образом, конечная цель эстетического воспитания та же, что и воспитание нравственного — сформировать человека с высокими моральными качествами, всесторонне развитого, чуткого к красоте, любящего и понимающего литературу и другие виды искусства, подготовленного к труду и для себя и для блага других и способного создавать прекрасное в жизни.


1.2. Педагогические условия эффективного эстетического развития дошкольников средней группы в дошкольном образовательном учреждении.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [26, с.432].

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Художественное воспитание— целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование—процесс освоения школьниками совокупности

искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства. [25, с. 87].

Необходимо выделить следующие педагогические условия эстетического воспитания дошкольников:

• Опора на (интеграцию) синтез искусств в организации творческих занятий:

В теории эстетического воспитания утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение дошкольников в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности.

Другое теоретическое исходное положение теории эстетического воспитания состоит в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного [25, с. 88].

Третье теоретико-методическое положение заключается в необходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе преподавания искусства детям: художественно-эстетического и идейно-нравственного воспитания; обучения умениям и навыкам, обеспечивающим возможность вовлечения учащихся в активную художественно-творческую деятельность; развития физических и духовных сущностных сил и творческих способностей. Цель эстетического воспитания—формирование у дошкольников нравственно-эстетического гуманистического идеала, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления [25, с. 88].

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим

воспитанием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической, а вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованных молодых людей. Они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей ДОУ.

Противоречия и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания. Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира [23, с. 117].

• Осуществление целостного комплексного подхода в эстетическом воспитании:

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания. В эстетическом развитии дошкольников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей литературы, изобразительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание осуществляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта.

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. Демократизация общества — источник красоты и нравственности. Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности. Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания занятий, прогулок, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации. На занятиях эстетического цикла дети усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки художественно-творческой деятельности. Занятие искусства в детском саду дает направление, определяет основные линии идейно-художественного воспитания и творческого развития ребенка. Параллельно с занятиями дети получают художественную информацию из средств массовой коммуникации; имеют широкие возможности творческой самодеятельности и самовыражения. Эффективное использование всех источников и спонтанных интересов дошкольников в целях эстетического воспитания возможно тогда, когда программы эстетического воспитания, формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами занятий в ДОУ [23, с. 120].

Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность дошкольников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, широко используются в области художественно-эстетической.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений, При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического, но и воспитания в целом.

• Включением в образовательный процесс систем творческих задач, организующих эстетическую деятельность дошкольников с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей:

Воздействие эстетического воспитания на формирование личности огромно и разносторонне. Прежде всего, опыт восприятия произведений искусства сказывается на развитии творческого, образного мышления. Художественное произведение, будучи явлением сложным и неповторимым, ведет к формированию тонких ассоциативных связей, разнообразию и глубине мышления, развивает чувства и способность их выразить в словесной или иной форме. Развиваются чувство слова, воображение и фантазия, углубляется способность творчески относиться к жизни, выражать свои идеи, чувства и настроения в том или ином художественном материале. Опыт использования разнообразных форм познания (восприятия, переживания, овладение материалом искусства, развития ассоциативного мышления) становится регулятором развития художественно - творческих способностей дошкольника в целом: чем меньше опыт, тем ниже уровень развития, и наоборот - чем он больше, тем и уровень развития выше.

Полнота сформированности эстетического сознания у дошкольников зависит от внимания к этой проблеме в равной степени педагогов и семьи. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Сложившаяся в наиболее общих своих особенностях личность ребенка, с которой сталкивается педагог, является прежде всего результатом воздействия воспитательной среды в семье. Ведущее или подчиненное положение семьи в эстетическом воспитании, как утверждают психологи, зависит от возраста ребенка, и это необходимо учитывать: в дошкольном возрасте оно более значительно, в старшем - несколько снижается.

• Оказание педагогической поддержки развитию индивидуальности ребенка и создание эмоционально-комфортной атмосферы на занятиях.

Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд. Производство, особенно в условиях радикальной экономической реформы, не может игнорировать растущие эстетические потребности и вкусы людей. Не отвечающие эстетическим требованиям товары эстетически устаревают еще в процессе производства, залеживаются в магазинах, на складах, превращаются в недвижимый, омертвелый капитал, лишающий предприятие возможности существовать на основе хозрасчета и самофинансирования. Затоваривание связано также и с тем, что некоторые оригинально исполненные изделия прикладного искусства — керамические вазы, женские украшения, ковры, посуда — не привлекают внимания покупателей из-за обыденности их собственных художественных представлений и воображения. Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения дошкольников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего участника рыночного производства, потребителя товаров и духовно эстетически развитого члена общества [23, с. 121].

Большое место в эстетическом воспитании дошкольников занимает красота природы. Заинтересованное отношение к ней появляется у детей, когда они обретают способность любоваться и очаровываются ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления. Эстетическое, духовное отношение дошкольников к природе рождает и развивает у них нравственное отношение к ней. Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе отношение к природе заключается в сохранении и преумножении ее богатства и красоты. Нанесение природе ущерба, загрязнение окружающей среды, расхищение ее богатств—есть величайшее зло. Природа способствует пробуждению у ребенка высокой нравственности, связывая в его сознании образ Родины с неповторимой красотой родной земли. Так, эстетическое отношение к природе развивает в детях нравственность, а нравственное отношение к ней обогащает их духовный мир [13, с.105].

Процесс занятий закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность детей получает дальнейшее развитие в процессе работы вне занятий. В это время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации [13, с. 106].

Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит дошкольника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Исполнение ребенком роли в пьесе побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя. На репетициях он отрабатывает умения выразительно и четко произносить фразы, своевременно подавать реплики, соблюдать условности двигаться по сцене. Участие в творческих поисках, переживание дошкольником чувства удовлетворения, радости, разочарования и преодоления стимулирует, побуждает его к более прилежной и усердной работе над собой, к самовоспитанию [25, с.92].

Целенаправленное вовлечение дошкольников в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности.

Развитым эстетическим сознанием является: развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира.

В эстетическом воспитании дошкольников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей [25, с.96].

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость.

Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества [25, с.99].

Таким образом, на процесс формирования личности влияют не только сознательные воспитательные воздействия, но и общий тонус семейной жизни. Развитые в семье психологические установки во многом определяют особенности духовного мира ребенка, его отношение к миру, искусству, литературе.

Таким образом, педагогическими условиями эффективного эстетического развития дошкольников средней группы в дошкольном образовательном учреждении являются:

• Осуществление целостного комплексного подхода в эстетическом воспитании;

• Опора на (интеграцию) синтез искусств в организации творческих занятий;

• Включением в образовательный процесс систем творческих задач, организующих эстетическую деятельность дошкольников с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;

• Оказание педагогической поддержки развитию индивидуальности ребенка;

• Создание эмоционально-комфортной атмосферы на занятиях. Эстетическое воспитание как систематическое развитие органов чувств

и творческих способностей всех детей предполагает воспитание и совершенствование в первую очередь таких творческих способностей, как умение видеть и слышать, целесообразно двигаться, выразительно выражать свое внутреннее состояние словом и действием. Научный фундамент

организации эстетического воспитания также определяет развитие этих четырех важнейших способностей человека. Для того, чтобы развивать эти способности у дошкольников нужно использовать четыре типа художественной деятельности: изобразительную, музыкальную, хореографическую и сценическую. Следовательно, эстетическое воспитание это процесс не сиюминутный, а длительный по времени его формирования.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

Эстетическое воспитание - это воспитание в людях способности и потребности видеть, понимать и ценить красоту во всех её проявлениях и вносить в жизнь, способность понимать возвышенное, трагическое, комическое. Сложная и тонкая задача эстетического воспитания решается совместными усилиями семьи, детского сада, общественности.

Проблема эстетического воспитания всегда была и остается актуальной в плане формирования духовной личности ребенка, в перспективе его развития. Эстетическое воспитание оттачивает непосредственно-эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки, критерии. Однако оно захватывает в поле своего воздействия и всю личность.

Эстетический вкус, как одна из категорий эстетического, - это проблема педагогического воздействия на личность, и как результат этого воздействия - развитие личности, которая решается индивидуально через аспекты воспитательной деятельности со стороны образовательного процесса.

Процесс эстетического воспитания должен быть отражен в характеристике следующих принципов: целенаправленности,

систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности школьников в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Таким образом конечная цель эстетического воспитания та же, что и воспитание нравственного - сформировать человека с высокими моральными качествами, всесторонне развитого, чуткого к красоте, любящего и понимающего литературу и другие виды искусства, подготовленного к труду и для себя и для блага других и способного создавать прекрасное в жизни.

В эстетическом воспитании дошкольников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка.

Эстетическое воспитание как систематическое развитие органов чувств и творческих способностей всех детей предполагает воспитание и совершенствование в первую очередь таких творческих способностей, как умение видеть и слышать, целесообразно двигаться, выразительно выражать свое внутреннее состояние словом и действием. Научный фундамент организации эстетического воспитания также определяет развитие этих четырех важнейших способностей человека. Для того, чтобы развивать эти способности у дошкольников нужно использовать четыре типа художественной деятельности: изобразительную, музыкальную, хореографическую и сценическую. Следовательно, эстетическое воспитание это процесс не сиюминутный, а длительный по времени его формирования.


ГЛАВА II. Эстетическое воспитание детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении.

2.1. Содержание, средства и методы, задачи эстетического воспитания

детей средней группы ДОУ

Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика — это приобщение к искусству.

Эстетическое воспитание включает:

- знание законов, по которым создаются произведения искусства;

- воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;

- развитие творческих способностей.

В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка [5, с. 154].

Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:

- рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.

- эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.

- ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания [5, с.156].

Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" [25, с. 59].

Существует несколько программ воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, среди них выделяют следующие программы: «Детство», «Радуга», «Развитие». Эти современные программы предоставляют рекомендации по организации занятий аппликацией детей среднего дошкольного возраста. Методическое обеспечение многих программ нового поколения просто уникально - это и библиотека программы «Детство», и комплект учебно-наглядных пособий к программе «Радуга», пакет методических пособий к программе «Развитие». Как правило, они решают одни и те же задачи по данному направлению, соответствуют стандарту дошкольного образования, однако по применяемым методологическим подходам имеют свои специфические отличия [12, с.8].

Задачи эстетического воспитания по программе «Детство» (под редакцией Логиновой, Бабаевой):

1. Воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.

2. Воспитывать эстетику поведения.

3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т.д [12, с.11].

В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать жанры [12, с.26].

Эстетическое воспитание содержит раздел о природе. Детям среднего дошкольного возраста необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки); замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов). Дети постепенно должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую песню, прочитать стихотворение, придумать, как использовать природный материал [12, с.64].

Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

1.Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2.Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

3.Формировать основы эстетического вкуса детей и способность

самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4.Развивать художественно-творческие способности детей [2, с. 18].

Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок.

Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать [25, с.116].

Таким образом, специфическое содержание эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.

2.2. Цикл занятий, направленных на повышение уровня эстетического воспитания дошкольников средней группы

Анализ литературы по проблеме эстетического воспитания детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении позволил нам разработать цикл занятий, направленных на повышение уровня эстетического воспитания дошкольников средней группы. Разработанный нами цикл включает 12 занятий, направленных на повышение уровня эстетического воспитания дошкольников средней группы, в который входят 4 занятия рисования, 4 занятия лепки и 4 занятия аппликации. Цикл занятий рассчитан на 1,5 месяца, по 1 разу в неделю с чередованием: рисование, лепка, аппликация. Продолжительность одного занятия 20 минут.

РИСОВАНИЕ Занятие 1. Яблоки.

Программное содержание:

Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. Продолжать вызывать интерес к работе краской, побуждать закрашивать округлую форму.

Занятие 2. Дорожки для игрушек.

Программное содержание:

Формировать интерес к работе краской. Продолжать добиваться своевременного насыщения кисти краской, равномерного наложения мазков, изображения коротких и длинных линий.

Занятие 3. Поможем жучкам спрятаться в травке.

Программное содержание:

Вызвать интерес к рисованию цветными карандашами. Побуждать изо­бражать траву разнообразными средствами выразительности.

Занятие 4. Украшаем розовой краской крылья бумажных бабочек.

Программное содержание:

Вызвать интерес с смешиванию красок для получения светлых тонов. Научить пользоваться палитрой.

ЛЕПКА

Занятие 1. Угостим птичек зернышками. Программное содержание:

Вызвать у детей интерес к простейшим действиям с пластическими материалами, отщипыванию маленьких кусочков от основного куска.

Занятие 2 . Проложим дорожку из камешков. Программное содержание:

Продолжать вызывать у детей интерес к простейшим действиям с пластическими материалами. Побуждать к отщипыванию маленьких кусочков от основного куска и вдавливанию их в поверхность дощечки для лепки.

Занятие 3. Слепим мисочку и угостим ежика молоком. Программное содержание:

Продолжать вызывать у детей интерес к действиям с пластическими ма­териалами. Побуждать доступными приемами (вдавливанием, расплю­щиванием и др.) слепить мисочку и использовать ее в игре.

Занятие 4. Домики для жучков. Программное содержание:

Продолжать вызывать у детей интерес к действиям с пластическими материалами. Закреплять умение передавать простейшую объемную форму при лепке.

АППЛИКАЦИЯ Занятие 1. Салфетки. Программное содержание:

Вызывать у детей интерес к аппликации; учить составлять на бумажном квадрате узор из кругов и квадратов, чередуя их по цвету, выделяя углы, середину, стороны.

Занятие 2. Украсим шарфик узором. Программное содержание:

Продолжать знакомить с правилами наклеивания, учить выкладывать на бумаге подготовленные воспитателем фигуры и наклеивать их.

Занятие 3. Домики.

Программное содержание:

Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; вызывать желание выполнить красивое изображение домика.

Занятие 4. Коллективное изготовление коллажа «Лес».

Программное содержание:

Вызывать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа. Показать преимущества коллективной работы.

Конспекты занятий подробно представлены в приложении 1.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок.

Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

Таким образом, анализ литературы по проблеме эстетического воспитания детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении позволил нам разработать цикл занятий, направленных на повышение уровня эстетического воспитания дошкольников средней группы.

Разработанный нами цикл включает 12 занятий, направленных на повышение уровня эстетического воспитания дошкольников средней группы, в который входят 4 занятия рисования, 4 занятия лепки и 4 занятия аппликации. Цикл занятий рассчитан на 1,5 месяца, по 1 разу в неделю с чередованием: рисование, лепка, аппликация. Продолжительность одного занятия 20 минут.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эстетического воспитания детей довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Целью данной работы было изучить эстетическое воспитание детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать нам ряд выводов.

Эстетическое воспитание — это воспитание в людях способности и потребности видеть, понимать и ценить красоту во всех её проявлениях и вносить в жизнь, способность понимать возвышенное, трагическое, комическое. Сложная и тонкая задача эстетического воспитания решается совместными усилиями семьи, детского сада, общественности.

Проблема эстетического воспитания всегда была и остается актуальной в плане формирования духовной личности ребенка, в перспективе его развития. Эстетическое воспитание оттачивает непосредственно-эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки, критерии. Однако оно захватывает в поле своего воздействия и всю личность.

Эстетический вкус, как одна из категорий эстетического, - это проблема педагогического воздействия на личность, и как результат этого воздействия - развитие личности, которая решается индивидуально через аспекты воспитательной деятельности со стороны образовательного процесса.

Процесс эстетического воспитания должен быть отражен в характеристике следующих принципов: целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности школьников в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Таким образом, конечная цель эстетического воспитания та же, что и воспитание нравственного - сформировать человека с высокими моральными качествами, всесторонне развитого, чуткого к красоте, любящего и понимающего литературу и другие виды искусства, подготовленного к труду и для себя и для блага других и способного создавать прекрасное в жизни.

В эстетическом воспитании дошкольников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка.

Эстетическое воспитание как систематическое развитие органов чувств и творческих способностей всех детей предполагает воспитание и совершенствование в первую очередь таких творческих способностей, как умение видеть и слышать, целесообразно двигаться, выразительно выражать свое внутреннее состояние словом и действием. Научный фундамент организации эстетического воспитания также определяет развитие этих четырех важнейших способностей человека. Для того, чтобы развивать эти способности у дошкольников нужно использовать четыре типа художественной деятельности: изобразительную, музыкальную, хореографическую и сценическую. Следовательно, эстетическое воспитание это процесс не сиюминутный, а длительный по времени его формирования.

Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок.

Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать,

Наше исследование подтвердило актуальность и необходимость серьезного подхода к теме данной работы.

Теоретический анализ литературы по проблеме эстетического воспитания детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении позволил нам разработать цикл занятий, направленных на повышение уровня эстетического воспитания дошкольников средней группы. Таким образом, поставленная нами в работе цель достигнута, задачи решены.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена сущность эстетического воспитания в дошкольной педагогике; раскрыты педагогические условия эффективного эстетического развития дошкольников средней группы в дошкольном образовательном учреждении; изучены содержание, средства и методы, задачи эстетического воспитания детей средней группы ДОУ.

Практическая значимость заключается в том, что разработанный цикл занятий, направленных на повышение уровня эстетического воспитания дошкольников средней группы может быть использованы при разработке методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов учреждений дополнительного образования, ориентированных на целенаправленное эстетическое развитие дошкольников средней группы в дошкольном образовательном учреждении.

Представляется перспективным глубокое изучение и более профессиональный подход к проблеме эстетического воспитания детей средней группы в дошкольном образовательном учреждении, а также апробация предложенного цикла занятий на практике.


Литература

1. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. //Сборник статей.- М.: Искусство, 1998. -654 с.

2. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2004. - 60 с.

3. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). //Дошкольное воспитание. -2007. -№ 1.-С. 17-19.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Москва-Воронеж, 1997.-350 с.

5. Ветлугина Н. А. Нравственно - эстетическое воспитание ребенка. - М., Педагогика, 1999.

6. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. -Л.: Знание, 1991.-36 с.

7. Виноградова Н.Ф., Кусынова Т.А. Дети и взрослые вокруг. М.: Просвещение, 1999.

8. Вопросы теории эстетического воспитания.//Под ред. Г.З.Апресяна. -М.: МГУ, 2000.

9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1998. - 93 с.

Ю.Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1995. - 379 с.

11.Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. - М.: Московский ун-т, 1996. - 248 с.

12.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - 244 с. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.

13.Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. - М.: Искусство, 1996.-208 с.

14.Доронова Т.Н.Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. — СПб.: ДЕТСТВО-36

ПРЕСС, 2008. - 96 с.

15.Запорожец А.В. Актуальные проблемы эстетического воспитания детей.

- Дошкольное воспитание, 1997, № 12.

16.Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных

групп. // Сборник статей. - М., 1998.

17.Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. - М.: Педагогика, 1992. - 159 с.

18. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. -М.:Педагогика, 2002.- с.183

19.Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического

воспитания и художественного развития школьников. // Вопросы психологии, 2004г. -№1, с.59

20.Молчанова А.С. На вкус, на цвет. - М.: Искусство, 2006. -199 с.

21.Муриан В.М. Эстетический идеал. - М.: Искусство, 2006. - 247 с. 22.Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя под ред.

Н.А.Кушаева. - М.: Просвещение, 2006. - 132 с.

23.Рукавицын М.М. Эстетическое воспитание детей. - М.: Знание, 2008, -

с.432

24.Сафронов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. - М.:

Знание, 1994.-96 с.

25.Эстетическое воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. 26.Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат, 1999, 447с.//Под общей ред.

А.А.Беляева.


Приложения


Приложение 1 Цикл занятий, направленных на повышение уровня эстетического

воспитания дошкольников средней группы

РИСОВАНИЕ Занятие 1. Яблоки. Программное содержание.

Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь. Продолжать вызывать интерес к работе краской, побуждать закрашивать округлую форму.

Цель. Воспитывать у детей отзывчивость, желание прийти на помощь. Продолжать вызывать интерес к работе краской. Побуждать закрашивать округлую форму.

Материал. Крупные яблоки (1—2 на каждого ребенка), вырезанные из плотной бумаги, большая ветка или небольшое засохшее дерево на подставке.

Ход занятия. Педагог вносит в группу яблоки разной формы, цвета и предлагает детям рассмотреть их. Вместе с детьми он любуется разнообразием их формы, окраски. Предлагает малышам почувствовать их аромат, попробовать и узнать их вкус.

Затем говорит детям о том, что игрушки мечтают о красивом яблоневом дереве, на котором было бы много плодов. При этом игрушкам вовсе не нужны настоящие яблоки. Вот если бы дети помогли им и раскрасили яблоки, вырезанные из картона, то игрушки были бы очень довольны.

Получив согласие детей, педагог предлагает им раскрасить бумажные яблоки краской, а после высыхания повесить их на дерево, которое будет «расти» в игровом уголке.

Педагог обращает внимание детей на разнообразие окраски натуральных яблок (есть сорта с полностью зеленой, красной, желтой кожицей, а у других сортов в окраске присутствует сразу несколько цветов: вот яблоко желтое, а один бочок у него красный, а у другого — наоборот).

Желательно, чтобы дети закрашивали каждое яблоко с обеих сторон. Но для этого краска должна быть густой, тогда она быстро высохнет. Можно предложить детям раскрасить не одно, а два, три яблока.

По окончании работы педагог прикрепляет нитки, и дети подвешивают свои яблоки сами.

Игрушки благодарят каждого ребенка.

Занятие 2. Дорожки для игрушек.

Программное содержание.

Формировать интерес к работе краской. Продолжать добиваться своевременного насыщения кисти краской, равномерного наложения мазков, изображения коротких и длинных линий.

Цель. Формировать у детей интерес к работе краской. Продолжать добиваться своевременного насыщения кисти краской, свободного и равномерного наложения мазков, нанесения коротких и длинных линий.

Побуждать детей к свободному использованию плоскости листа бумаги для изображения дорожек.

Материал. Гуашь, листы бумаги, любые игрушки из игровой зоны группы (по желанию детей).

Ход занятия. Педагог предлагает детям нарисовать красивые дорожки для игрушек, которые давно мечтают по ним побегать.

Краски дети выбирают сами, поэтому дорожки могут быть самых невероятных и экзотических цветов и оттенков. Плоскость листа дети могут пересекать линиями, изображать мазками камешки. Главное, чтобы ребята представили себе дорожку и изобразили ее доступными средствами выразительности.

Руководство надо осуществлять в игровой форме — от лица той игрушки, для которой ребенок рисует дорожку. Игрушка может попросить малыша сделать дорожку пошире или расположить в том или ином направлении.

Занятие 3. Поможем жучкам спрятаться в травке.

Программное содержание.

Вызвать интерес к рисованию цветными карандашами. Побуждать изображать траву разнообразными средствами выразительности.

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к рисованию травы цветными карандашами.

При изображении травы добиваться ее расположения на всей плоскости листа.

Материал. Листы бумаги, на которых педагог заранее рисует жуков, располагая их в разных местах, цветные карандаши.

Ход занятия. Педагог берет листы бумаги с изображением жуков и рассказывает:

«Осенью все жучки успели спрятаться. И только эти, бедняжки, растерялись и не сумели укрыться. Но игрушки рассказали жучкам о том, какую замечательную травку вы нарисовали вокруг дорожек. Вот жучки и просят помочь им спрятаться от холода и голода в густой травке».

В конце занятия жуки благодарят детей и выражают надежду на их помощь в дальнейшем.

Занятие 4. Украшаем розовой краской крылья бумажных бабочек.

Программное содержание.

Вызвать интерес с смешиванию красок для получения светлых тонов. Научить пользоваться палитрой.

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков. Продолжать учить пользоваться палитрой для получения розового цвета.

Показать детям, как можно украшать крылья бабочек, раскрасив одно крыло, а затем, сложив рисунок пополам, перенести краску на другое.

Матерная. Набор красок гуашь; бабочки, вырезанные из плотной бумаги.

Ход занятия. Педагог просматривает работы детей, выполненные на предыдущем занятии, хвалит ребят и восстанавливает в их памяти последовательность работы краской.

Затем рассказывает: «Но не только мне так понравились ваши работы и те нежные, прекрасные оттенки розового цвета, которые вы получили, смешивая белую краску с небольшим количеством красной. У меня в шкафу живут белые бабочки». Достает их и говорит детям: «Жалуются бабочки: «Нечем нам похвастаться. Ведь у нас простое беленькое платьице».

Затем педагог убеждает детей в том, что бабочки мечтают быть красивыми, и розовый цвет им очень нравится. «Крылышки очень просто сделать красивыми. Для этого надо хорошо раскрасить одно крыло и, не дожидаясь высыхания краски, согнуть бабочку пополам и приложить к раскрашенному крылу нераскрашенное, белое». Свой рассказ педагог сопровождает демонстрацией приема совмещения. «Когда вы раскроете крылья,— продолжает педагог,— то увидите, что они имеют одинаковую очень красивую окраску. После этого вы можете нарисовать глаза, раскрасить брюшко». Педагог предлагает каждому ребенку выбрать понравившуюся ему бабочку и раскрасить ее.

К выполнению этого задания дети могут возвращаться неоднократно (после высыхания краски) и использовать любые цвета и украшения (блестки, цветную бумагу и т.п.).

ЛЕПКА Занятие 1. Угостим птичек зернышками.

Программное содержание.

Вызвать у детей интерес к простейшим действиям с пластическими материалами, отщипыванию маленьких кусочков от основного куска.

Цель. Вызывать у детей интерес к простейшим действиям с пластическими материалами, отщипыванию пальцами маленьких кусочков от основного куска.

Материал. Птички-игрушки или силуэты птичек из плотной бумаги, тонкого картона; пластилин или глина.

Ход занятия. Воспитатель вносит игрушечных птичек, которые весело чирикают и просят детей угостить их зернышками. Затем раздает игрушки детям и предлагает каждому малышу слепить для своей птички зернышки, отщипнув пальчиками от пластического материала маленькие кусочки.

В конце занятия педагог побуждает детей к выполнению игровых действий с птичками («склевывают угощение»). Поблагодарив детей, птички «улетают», чтобы рассказать другим зверям и птицам, каких замечательных и добрых детей они встретили в этой группе.

Занятие 2 . Проложим дорожку из камешков.

Программное содержание.

Продолжать вызывать у детей интерес к простейшим действиям с пластическими материалами. Побуждать к отщипыванию маленьких кусочков от основного куска и вдавливанию их в поверхность дощечки для лепки.

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к простейшим действиям с пластическими материалами. Побуждать к отщипыванию пальцами маленьких кусочков от основного куска и вдавливанию их в поверхность дощечки для лепки.

Материал. Птички-игрушки или силуэты птичек из плотной бумаги, тонкого картона, «лужицы» из голубой бумаги; пластилин или глина.

Ход занятия. Воспитатель вносит игрушечных птичек, те благодарят детей за вкусные зернышки, которыми ребята их угощали. Затем говорят, что хотят пить и просят детей сделать им дорожки из камешков, по которым они смогли бы добраться до водички.

Педагог раздает детям дощечки или картонки с наклеенным изображением лужицы и предлагает «проложить» дорожку из камешков к водичке.

Дорожку дети выкладывают из комочков произвольно. Важно добиться, чтобы она была достаточно широкой. Для этого используется игровой прием, при котором птичка жалуется ребенку, что по узкой дорожке ей будет трудно добраться до воды.

В конце занятия дети «поят» своих птичек. Затем педагог берет каждую птичку в руки и от ее лица благодарит каждого малыша: «Спасибо тебе, Оленька, за такую замечательную дорожку из камешков. Теперь я всегда смогу напиться водички».

Если большинство детей не справилось с учебной задачей, занятие следует повторить. Предложите детям сделать дорожку к водопою для ежат, мышат и др.

Занятие 3. Слепим мисочку и угостим ежика молоком.

Программное содержание.

Продолжать вызывать у детей интерес к действиям с пластическими материалами. Побуждать доступными приемами (вдавливанием, расплющиванием и др.) слепить мисочку и использовать ее в игре.

Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к действиям с пластическими материалами. Побудить доступными приемами (вдавливанием, расплющиванием и др.) изготовить мисочку и использовать ее в игре.

Материал. Силуэты ежат или любые игрушки-ежи для каждого ребенка, глина или пластилин, кувшин для молока.

Ход занятия. Воспитатель рассказывает: «Иду я сегодня в детский сад и вдруг вижу на дорожке ежат. Промокли, бедняжки, кушать хотят. Собрала я колючие комочки в корзину и принесла к вам. Думаю, что вы обязательно поможете малышам. Согреете и накормите их».

После того как дети выразят желание помочь ежатам, педагог предлагает каждому взять того малыша, за которым он будет ухаживать. Познакомившись с ежатами поближе, дети занимают места за столами, а ежат располагают рядом с собой.

Воспитатель предлагает каждому ребенку слепить для своего ежонка мисочку, чтобы налить в нее молока.

Действуя с пластическим материалом, дети должны слепить какую-то емкость. Но педагог не торопится «наливать» молоко, а с помощью игровых приемов побуждает детей к передаче характерных особенностей предмета и получению объемной формы. При сплющивании мисочка получается похожей на тарелку. Но если поднять ее края пальцами, то получится нужная форма, в которую можно налить много вкусного молока для ежика. Тем детям, которые испытывают затруднения, надо не только показать приемы лепки (путем вдавливания, расплющивания и др.), но и помочь добиться желаемого результата. В конце занятия педагог берет в руки кувшин. Говорит детям, что в нем вкусное молоко, и делает вид, что разливает его по мисочкам. Дети «поят» ежат и продолжают игру в игровом уголке.

Занятие 4. Домики для жучков.

Программное содержание.

Продолжать вызывать у детей интерес к действиям с пластическими материалами. Закреплять умение передавать простейшую объемную форму при лепке.

Цель. Побуждать детей доступными им средствами выразительности создавать сказочные домики для своих букашек. Развивать воображение, фантазию.

Материал. Листы бумаги с изображением травы, которую дети рисовали, чтобы жучки могли спрятаться; глина или пластилин.

Ход занятия. Воспитатель говорит, что букашкам так понравилось в детском саду, что они готовы зимовать в группе среди зеленой травки, которую нарисовали их любимые и замечательные дети. Но каждая букашка, каждый жучок мечтает о своем домике. Сами они с этой трудной задачей не справятся и хотели бы вновь попросить ребят о помощи.

Получив согласие детей помочь насекомым, педагог раздает им листы бумаги с изображением травы. Дети размещают на них своих жуков и приступают к лепке домиков.

Педагог заранее предупреждает малышей о том, что при «строительстве» домика надо учитывать размеры жучка. В том случае, если это не удалось, педагог помогает детям расширить вход и даже стены домика и поместить туда каждого жучка.

Домики с жучками устанавливаются на листки с изображением травы, и дети продолжают игры с ними в игровом уголке.

АППЛИКАЦИЯ Занятие 1. Салфетки.

Программное содержание.

Вызывать у детей интерес к аппликации; учить составлять на бумажном квадрате узор из кругов и квадратов, чередуя их по цвету, выделяя углы, середину, стороны.

Цель. Вызывать у детей интерес к аппликации; учить составлять узор из кругов и квадратов, чередуя их по цвету, выделяя углы, середину, стороны.

Материал. Для детей 3 лет — листы цветной бумаги (15x15 см), круги и квадраты двух цветов (количество и цвет — по выбору воспитателя); для детей 4 лет — листы бумаги (15x15 см), круги, квадраты и полоски бумаги (5x20 см) двух-трех цветов; фланелеграф, детские работы (баранки, торты, яблоки), выполненные на предыдущих занятиях лепкой, вырезанные из бумаги цветы.

Ход занятия. Воспитатель спрашивает, хотят ли дети сделать куклам подарок — нарядные салфетки. Получив согласие, подчеркивает, что салфетки должны быть красивыми, и добиться этого можно, наклеив на них разноцветные круги и квадраты. Затем предлагает детям научить их составлять красивые узоры.

Показывает на фланелеграфе несколько вариантов украшения, выделяя углы, середину, стороны. Напоминает правила работы с клеем. В конце занятия педагог дает каждому ребенку бумажный цветок и предлагает наклеить его на середину салфетки.

Когда дети закончат работу, воспитатель составляет вместе несколько столов, предлагает расстелить на них салфетки, поставить тарелки, приборы и разложить угощение для кукол, мишек, зайцев и других игрушек. В процессе игры воспитатель от лица кукольных персонажей оценивает узоры на салфетках, качество наклеивания и благодарит детей.

Занятие 2. Украсим шарфик узором.

Программное содержание.

Продолжать знакомить с правилами наклеивания, учить выкладывать на бумаге подготовленные воспитателем фигуры и наклеивать их.

Цель. Продолжать знакомить детей с правилами наклеивания, учить выкладывать на бумаге подготовленные воспитателем фигуры и наклеивать их.

Материал. Узкие длинные полоски белой бумаги (разных размеров), надрезанные с двух сторон в виде бахромы; бумажные заготовки для наклеивания узоров; ножницы, клей.

Ход занятия. Воспитатель спрашивает, хотят ли дети помочь своим друзьям из игрового уголка — сделать для них шарфики и научиться их украшать. Когда дети выразят согласие, предлагает каждому ребенку выбрать игрушку, для которой он будет делать шарфик. Советует, как среди шарфиков разной длины и ширины подобрать такой, который подойдет игрушке по размеру. Сообщает, что сначала шарфик завязываться не будет, но после того как работа будет закончена, он сделает на одном конце шарфика надрез и протянет через него другой конец. Когда шарфики выбраны, дети занимают места за столами, расположив рядом с собой игрушки.

Воспитатель напоминает малышам правила наклеивания и объясняет, как лучше расположить детали украшения. Обращает внимание детей на то, что узор на обоих концах шарфика должен быть одинаковым, иначе он получится некрасивым.

По окончании работы педагог говорит, что можно надеть игрушкам шарфики и взять их с собой на прогулку — покатать на санках, автомобиле, покачать на качелях, показать участок.

Занятие 3. Домики.

Программное содержание.

Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; вызывать желание выполнить красивое изображение домика.

Цель. Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; вызвать желание выполнить красивое изображение домика.

Материал. Готовые формы для изображения домика способом аппликации: квадраты, полоски, прямоугольники из цветной бумаги.

Дополнительные указания. Показ детям способа наклеивания домика из готовых форм нецелесообразен. Малыши должны сами подумать, как это сделать, и выполнить аппликацию.

Занятие 4. Коллективное изготовление коллажа «Лес».

Программное содержание.

Вызывать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа. Показать преимущества коллективной работы.

Цель. Вызывать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа. Показать преимущества коллективной работы.

Материал. Большой лист плотной бумаги или тонкого картона с нанесенными контурами дорожек, леса, кустарника, травы, большого дерева. Баночки с чистым речным песком, мелкими камешками. Нитки разных оттенков зеленого цвета, полоски зеленой бумаги, вырезки из книг, журналов, открытки с изображением деревьев, кустарников, тонкая бумага разных оттенков, коричневого цвета, краска гуашь, палитры, кисти,цветные восковые мелки, простые карандаши, фломастеры, шариковые ручки.

Дополнительные указания. На протяжении всего учебного года коллаж «Лес» будет широко использоваться в развитии познавательных способностей детей. Поэтому он должен быть выполнен добротно, отвечать определенным требованиям оформительского искусства, вписаться в интерьер группы и быть выразительным по цвету и композиции.

Набросок коллажа педагог заранее делает сам и руководит работой малышей.

1. Вначале дети изображают землю всеми доступными им способами и средствами (рисуют краской, фломастерами, карандашами и др.).

После того как собственные творческие ресурсы детей иссякнут, педагог может продемонстрировать приемы, связанные с наклеиванием материала (поверхность бумаги смазывается клеем ПВА, на нее тонким слоем насыпается песок, прикладываются мелкие камешки и др.).

2. Траву дети вначале изображают сами, а затем педагог демонстрирует им новые приемы работы.

Полоски зеленой бумаги с одной стороны надрезаются, а затем наклеиваются рядами. Место наклеивания предыдущего ряда прикрывается следующей полосой (внахлест). В результате получается густая красивая травка.

Выразительно выглядит и трава, выполненная из нарезанных ниток. Поверхность бумаги смазывается клеем, а затем на нее насыпаются нарезанные нитки.

3. Деревья и кустарники желательно воспроизвести двумя способами: путем вырезания и наклеивания готовых форм и способом обрывания бумаги руками. Педагог изображает дерево и кустарник на переднем плане, а дети — на заднем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!