СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание школьников средствами художественного медиатворчества

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание школьников средствами художественного медиатворчества»

Кулаева З.С.

аспирант межфакультетской кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. K.J1. Хетагурова

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕДИАТВОРЧЕСТВА

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения культурно-ценностного отношения к реальной дей­ствительности с целью выработки у них системы ориентаций в мире художествен­ных и эстетических ценностей в соответствии со сложившимися в данном обще­стве убеждениями об их характере и назначении. Данный процесс объединяет в единую систему совместную работу семьи и школы, родителей и учителей - ведь только такое взаимодействие может обеспечить эффективное нравственно-эсте­тическое воспитание учащихся. В результате эстетического воспитания происхо­дит приобщение индивидов к нравственным ценностям благодаря формированию внутренних структур психики человека через овладение внешними структурами социальной деятельности. На этой основе строится и развивается способность че­ловека к эстетическому восприятию и нравственному переживанию, его эстетиче­ский вкус и понятие об идеале. Воспитание красотой и через прекрасное развивает не только эстетическую ориентацию личности, но и формирует способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в быту, в сфере трудовой деятель­ности, в поступках и поведении и, несомненно, в искусстве.

Эстетическое воспитание личности, разумеется, в первую очередь осу­ществляется в семье. Но наиболее содержательное, последовательное, структу­рированное духовно-нравственное и эстетическое воспитание и развитие лично­сти, по мнению В.Т. Кальянова [3, с. 118], происходит в системе образования. Общеобразовательная школа - единственный социальный институт, через кото­рый проходит каждый гражданин страны. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная жизнь школьников. Сегодняшний ученик в условиях стремительно меняющегося мира совсем дру­гой, чем был раньше. Своих предшественников он опережает в физическом раз­витии, но, к сожалению, отстает в эстетическом, духовно-нравственном разви­тии. К тому же нынешние условия социальной жизни не способствуют форми­рованию эстетических качеств у современных школьников.

Важнейшим компонентом эстетического воспитания мы считаем художе­ственное медиатворчество, формирующее особые способности, использующее в качестве основного воспитательного воздействия средства искусства и развиваю­щее дарования в определенных его видах - музыкальном, декоративно-приклад­ном, хореографическом, изобразительном, вокальном, театральном и др. Медиатворчество - это не только художественно-коммуникативная или художе­ственно-публицистическая деятельность, но и предполагает эффективное исполь­зование технических средств, включающих аудиозапись, телекоммуникационные ресурсы, печать, компьютерную графику и т.д. Обращает на себя внимание тот аспект, что освоение медиаграмотности проявляется более объективно в механиз­мах эстетического восприятия, в креативных действиях. При этом в основу меди- атворчества может быть положена коммуникация между объектом и субъектом восприятия и совокупность психологических отношений к медиаресурсам.

В процессе эстетического воспитания ученик социализируется в систему об­щественных отношений и одновременно впитывает эстетические ценности и идеалы, присущие этой системе. Анализ эстетических вкусов и пристрастий в общем контексте культуры общества показывает, что конкуренция эстетических вкусов представляет собой не объективный показатель недостаточной развито­сти и несовершенства эстетической сферы общества, а вполне закономерное яв­ление успешного функционирования культурного пласта общества. Роль движу­щей силы в культуре всегда выполняли противоречия между изысканным эсте­тическим вкусом, демонстрируемым истинный искусством и китчем, лишённым творческого начала и подлинности,.. «Культурный контекст является обязатель­ным условием любого системного анализа, что позволяет избежать абстрактных рассуждений о сущности эстетического и сформулировать иной подход к эсте­тическому воспитанию личности учащегося средствами художественного твор­чества, чем это принято в системе школьного образования» [2, с. 12].

Для реализации разнообразных программ по эстетическому воспитанию обучающихся применяются специфические формы, методы и средства работы, среди которых - анализ произведений искусств, положительный пример, разъяс­нение, решение эстетических задач, поощрение и др. Формы эстетического вос­питания - это различные диспуты, беседы на эстетические темы, просмотры учебных фильмов, вечера поэзии, организация различных культурно-воспита­тельных мероприятий и т.д. Среди всех средств эстетического воспитания наибо­лее эффективным, на наш взгляд, являются средства художественного творче­ства, с помощью которых школьники получают возможность раскрыть свои за­датки, способности, проявить свой талант, индивидуальность, занять свое место в коллективе, обогатить свой жизненный опыт.

Эстетическое воспитание личности учащегося средствами художественного творчества рассматривается нами, прежде всего, как процесс культурной иден­тификации личности. В этом контексте задача школьного воспитания состоит в том, чтобы помочь ученику, во-первых, экстраполировать, явить свой культур­ный феномен миру; во-вторых, через знакомство и освоение культурных дости­жений своего народа и человеческой культуры в целом, через занятия художе­ственным творчеством развить свои творческие способности до максимально возможного для данного учащегося уровня.


Движущими силами эстетического воспитания выступают противоречия между культурно-эстетической средой общества и собственными внутренними потребностями личности, ее склонностями, пристрастиями, неповторимыми осо­бенностями мировосприятия. Рассматривая уровни сформированности эстетиче­ской культуры школьников, следует исходить не из формальной дифференциа­ции по внешним культурным пластам, а из качественных характеристик, таких как эстетическое переживание, восприятие, отношение к действительности, от­ражение мира в художественной деятельности, из анализа продуктов этой дея­тельности. Такая внутренняя дифференциация учащихся как субъектов эстети­ческого воспитания выявляет уникальность каждой личности. В данной системе воспитания учащийся выступает носителем специфической эстетической модели мироощущения, что снимает вопрос о критериях эстетического развития лично­сти, позволяющих однозначно и объективно определить, развит или не развит учащийся. Тем не менее, признавая неповторимость и уникальность каждой лич­ности, надо помнить, что «результат эстетического воспитания всегда ассоции­руется с некоторым конкретным образцом, эталоном, который в культуре пред­ставлен в качестве идеала» [1, с. 18] При этом цель эстетического воспитания состоит в приближении к данному идеалу.

Начавшийся в конце XX в. переход общества с технологического этапа разви­тия на информационный поставил систему образования перед необходимостью учитывать новые реалии действительности, использовать в образовательном про­цессе информационные носители и средства. Эстетическая сфера культуры также стремительно меняется. Современная культурная среда безоговорочно выдвинула в ряд актуальных задач эстетического воспитания включение в педагогический процесс мультимедиа средств. Являясь частью художественной культуры всего об­щества и одной из форм искусственной реальности, медиапродукция потребляется особым образом - как произведение художественной культуры.

Одной из важнейших задач нашего исследования было изучение влияния медиапродукции на формирование эстетической культуры личности, а также возможностей медиапедагогики в эстетическом воспитании личности. Исход­ными моментами при практической организации исследования стали следующие положения.

Эстетическое воспитание личности с использованием возможностей муль- тимедиасредств, происходящее в формах медиаобразования, медиаобучения и медиавоспитания, включает в себя соответственно три позиции:

  1. художественное медиаобразование, предполагающее получение уча­щимся определенного объема знаний, которые становятся основой эстетической медиакультуры личности;

  2. художественное медиаобучение, т. е. освоение учащимся практических навыков художественно-творческой деятельности в процессе создания медиа- продукции;

3) художественное медиавоспитание как освоение принципов ценностного ориентирования в художественной медиакультуре.

Проведенные нами опытно-экспериментальные исследования и соответ­ствующие теоретические разработки в рамках изучения влияния медиакультуры на эстетическое воспитание позволяют утверждать, что освоение медиакультуры и ее художественных средств является органичной частью эстетического воспи­тания школьника как личности. Художественное творчество в форме создания и потребления медиапродукции формирует высокий уровень эстетической куль­туры личности и осмысленное отношение к изучению художественных языков и кодов, которые, подобно языкам различных народов, служат ключом к постиже­нию иных культур.

Художественное медиатворчество способствует постижению закономерно­стей эстетического восприятия, специфики видов и жанров искусства, художе­ственных языков, манер и стилей, формирует особый тип мировосприятия - ху­дожественное мировосприятие. В процессе медиатворчества школьники приоб­ретают способность осознавать, понимать, чувствовать, оценивать эстетическое явление вне искусства, осваивают интегральные структуры и связи элементов различных явлений жизни «в художественном оформлении».

Результаты анализа медиапродукции, используемой школьниками - участ­никами эксперимента по реализации специальных программ медиаобучения, по­казали высокую эффективность воздействия предлагаемых нами моделей не только на общее и художественное развитие обучающихся, но и на эффективное формирование медиакультуры, ориентации в информационно-коммуникацион­ных потоках. При этом выяснилось, что эстетически воспитанный школьник ока­зывается не только более готовы к восприятию и использованию медиапродук­ции в различных ситуациях, но и более защищенным от ее негативного влияния.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволяет утверждать, что значение художественного медиатворчества в процессе эстети­ческого воспитания школьников существенна и художественное медиатворче­ство является необходимым средством эстетического воспитания личности. Ре­зультатом эстетического воспитания считается сформированность у школьников поколения эстетического идеала и эстетического вкуса, которые представляют собой устойчивые, неизменные личностные свойства, выступающие критериями эстетических оценок. Именно с точки зрения этих личностных свойств ученик эстетически оценивает реальность. Общеобразовательная школа, закладывая начала, исходные принципы формирования личности школьника, воспитывает из них не только сознательных граждан и отличных специалистов, но и членов общества с развитым эстетическим вкусом. Избирательная склонность к нрав­ственно-эстетическому восприятию реальной действительности у обучающихся проявляется довольно рано. Еще выдающийся педагог В.А. Сухомлинский пи­сал, что «ребенок по своей природе - открыватель мира, пытливый исследова­тель, творец. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,

ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Литература

1. Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе. Дис...канд. М, 2007. 180 с.

2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пе­дагогических

колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое об­щество России,

2006. 640 с.

3. Прохорова Т.Н. Особенности нового мышления в современном понима­нии педагогики

искусства в школе //Образование как ресурс развития. Астра­хань, 2002. С. 18-24.

4. Прохорова Т.Н. Теория и практика формирования творческой личности учащегося в

системе художественно-эстетического образования: дис.... д-ра пед. наук. М. 2003. 320 с.

5. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М,: Высш. шк.,

2005. 576 с.

6. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта,

1997. 287 с.