СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание в рамках интегрированного урока музыки и географии

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание в рамках интегрированного урока музыки и географии»

Эстетическое воспитание в рамках интегрированного урока музыки и географии

Актуальность данной темы подчеркивается тем, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества и в образовании вызывают необходимость пересматривать старые и вырабатывать новые принципы и подходы в воспитании учащихся. Эстетическое воспитание направлено на всесторонне развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств.

Система эстетического воспитания помогает видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. В эффективности воздействия системы на ребенка Б.М. Неменский выделил следующие ее особенности: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника».

Эстетическое воспитание на уроках, задача, стоящая перед современной образовательной школой - воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях Реформ общеобразовательной и профессиональной школы, значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Целью моего работы являлась выявление особенностей эстетического воспитания учащихся в школьных курсах географии.

Объект исследования – школьная география в образовании.

Предмет исследования – эстетическое воспитание учащихся.

Мною были изучены ряд документов, в том числе и ФГОС, где выявлены требования к выпускнику школы, о том, как формировать творчески активную личность, на что должен ориентироваться учитель, конструируя урок и как создать психологически комфортную атмосферу.

Художественные произведения искусства помогают развить в школьниках умение правильно воспринимать явление красоты, так же формирует у них культуру личности. Дополнительные сведения из области теории, истории или иного вида искусства усиливает и углубляет эмоциональность, более осмысленным становиться восприятие.

Наглядность на уроках географии помогает повысить качество обучения, увеличивает полноту восприятия образа.

Аудиовизуальные средства позволяют ускорить и упростить процесс обучения без потери его качества, способствуют формированию зрительных образов природных объектов и явлений.

Учитель географии должен научить учащихся эстетически относиться к природе, видеть её красоту и стремиться к познавательной деятельности.

Но знаем, что наш мир не только красив, но и музыкален. Вокруг себя мы слышим пение птиц, рев зверей, шум ветра, прибоя, гром молнии, шуршание листьев на ветру, журчание воды в ручейке…

Это удивительная музыка Земли, которую учитель должен помочь услышать детям.

Музыкальные произведения, использованные учителем на уроке географии, помогут, глубже, окунутся в природу. Музыкой можно начать урок, сделать фоном к рассказам о природе, об обитателях животного мира материков, может быть завершающим звеном урока. Внимание учащихся усилится, если на фоне музыки делать выводы и обобщения.

На любом уроке географии в полной мере можно использовать произведения искусства. К примеру, репродукции картин художников, живописцев, таких как И.Э.Грабаря, В.Н.Бакшеева, А.А.Рыловаи других художников, помогут учащемся в полной мере увидеть красоту природы нашей Родины. Большое внимание надо уделять картинам художника-пейзажиста И.И.Левитана. Его картина «Озеро» [Рис.2.2.1] помогает глубже раскрыть тему озера в 6 классе. Красоту Гималайских гор можно увидеть в картинах Н.К.Рериха.

Рис.2.2.1 И.И.Левитан «Озеро»

Такие картины, как: «Разлив на реке Клязьма» [Рис.2.2.2] Дружинина Е.В., «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи, Волга в картинах И.Е.Репина, И.И.Левитана, «Весна на Ангаре» А.И.Тимофеева; «Вид реки Селенги в Сибири» [Рис.2.2.3] - Мартынова, помогают при характеристике рек. Эмоциональнее воспримут картины, если дать учащимся прослушать записи народных песен, посвященные рекам.

Рис.2.2.2 Дружинина Е.В. Разлив на реке Клязьма»


Рис.2.2.3 Дружинин Е.В. Вид реки Селенги в Сибире


При изучении морей в 6 классе лучше показывать картины «Берег моря», «У пристани» Е.Э. Дюккера; «Волна», «Море», «Девятый вал», «Сигнал бури» знаменитого русского мариниста И.К.Айвазовского.

Надо также обратить внимание шестиклассников на различие в изображении моря у этих художников. Показывая, эти картины можно поставить музыку Н.А.Римского-Корсакова «Голубое море» из оперы «Садко» и Симфоническую сюиту «Шехерезада». Музыка глубже помогает раскрыть характер и состояние морей. Помимо этого учащиеся увлеченно и дискутируют и выражают свое отношение к увиденным и услышанным картинам. Рассказывают о красоте моря, настроение художника. Изучая картины, ученики лучше запоминают и при повторении дают более содержательные ответы.

Работы И.И.Шишкина «Дубовая роща» [Рис.2.2.6], «Сосны, освещенные солнцем», «Пески», «На косогоре», «Среди долины ровные» и др. помогают объяснить учащимся седьмого класса об особенностях природных зон, лесов. Рассматривая картины, они определяют типы лесов, породы деревьев, отличия почв на картинах, рассказывают об общем виде леса.

Рис.2.2.6 И.И.Шишкин Дубовая роща

Излюбленная тематика музыкантов мира – эта тема природы. Поэтому подобрать музыкальное произведение под тему на урок географии не так сложно. Например, музыка П.И.Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года», «На тройке» из этого же цикла, «Осень», «Как мой садик свеж и зелен», «Кукушка» прививает любовь к природе, улучшает связь человека с природой. В музыке русских композиторов картины природы часто обретают эпическую, символическую силу.

Например, в музыкальном произведении М.П.Мусоргского увертюра «Рассвет на Москве – реке» из оперы «Хаванщина» мы услышим утренний рассвет, журчание воды, как поют лесные птиц, пение петуха, как резвятся на лугу животные, плещутся волны по реке. Звучание колоколов в отрывке характеризует нам о Великом Русском государстве.

Во многих симфонических произведениях можно услышать тему природу. П.И.Чайковский писал, что Первую симфонию написал под впечатлением по Чудскому озеру. Об этом говорят и названия первой и второй частей: «Грезы зимней дороги», «Угрюмый край, туманный край».

Классические танцы, особенно в балете, в образной основе которого лежат ассоциативные движения, помогают увидеть расцветающую и увядающую природу, бег животных, полет птиц. Одним из ярких тем природы мы услышим в сцене, где фея одаряет золушку, в балете «Золушка» С.Прокофьева.

Самые яркие персонажи, олицетворенные образы природы мы услышим в таких сказочных и романтических операх и балетах, как Нимфы, Русалки, Наяды. В опере «Садко» Н.Римского-Корсакова, как и в опере «Русалка» А.Даргомыжского мы попадем в подводное царство.

Фольклор народов мира один из жанров в музыке, где наиболее ярко изображены эстетически возвышенные образы живой природы. Для ознакомления учащихся с материками, стран, населением в 7 классе можно использовать народные песни, танцы, показывающие колорит государств. Народные мелодия в полной мере характеризуют страны, подчеркивают черты схожесть и различия. В 10 классе учащиеся рассказывают о странах, упоминая традиция, костюмы, прикладное искусство, что так же является частью эстетического воспитания.

Помимо перечисленных музыкальных произведений, на уроках географии можно использовать: Чайковский П. «Времена года», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Сцена в сосновом лесу»; Григ Э. «Утро» из «Пер Гюнта»; Глинка М. «Жаворонок», Вивальди А. «Времена года», Моцарт В. «Рондо» из «Маленькой ночной серенады»; Римский – Корсаков Н. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Павленко Г. «Ветер океанических волн»; Штраус И.-сын. «На охоте»; Куперен Ф. «Бабочки»; Лакен Л. «Кукушка»; Сен-Санс К. «Карнавал животных». «Лебедь»; Мендельсон Ф. «Весенняя песня».

Подводя итог ко всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что использование аудиовизуальных средств открывает неограниченные возможности для реализации творческих планов, как учителей, так и учащихся. Использование поэзии, отрывков проз, картин, рисунков, музыки повышает у детей интерес к занятиям, к самостоятельным видам работ, они начинают более активно работать на уроках. Полноценное восприятие пейзажа, образов живой природы при помощи искусства на уроках географии помогает увидеть эстетические качества окружающей среды, прививает подросткам потребность заботы о природном мире и стремление к его посильной охране, сохранению его богатств. Одновременно решаются важные задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.

В заключение хочется подчеркнуть, что педагог должен разбудить в своих учениках живое, цельное и прививать эстетическое воспитание.