Выступление учителя математики и информатики по теме «Этап рефлексии на уроке. Эффективные приемы, используемые на этапе рефлексии»
Учитель готовится к хорошему
уроку всю жизнь… и,
чтобы дать ученикам искорку знаний,
учителю надо впитать целое море света.
В. А. Сухомлинский.
Дорогие коллеги, добрый день!
Уже много было сказано о рефлексии.
Начнем с правильного произношения: В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Хочу провести рефлексию. Что принесли курсы повышения квалификации? Давно заметила, что люблю курсы. Почему, спросила я у себя. Не потому, что устала от детей и уроков, нет. Просто здесь я оказываюсь среди своих коллег. Среди взрослых, умных, талантливых, творческих, не похожих друг на друга. Редко мы собираемся, делимся опытом. Хотелось бы больше открытых уроков, мастер-классов, круглых столов. Запомнился урок с конкурса Учитель года и его анализ. Мы практики и нам важно видеть работу других, потому что всегда можно при желании найти что-то новое для себя.
Итак, РЕФЛЕКСИЯ - одно из условий формирования регулятивного универсального учебного действия, а также личностных качеств обучающихся.
Рефлексируя, ребенок учится оценивать не только урок, но и себя в этом уроке.
Когда проводить?
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Урок обобщения – это урок рефлексии.
Не всегда хватает времени, а иногда и не вспомнишь, так увлечен работой.
Я не случайно выбрала эту тему. Для меня этот этап первоначально давался нелегко. Обычно, этот завершающий этап урока, хорошо ложится в структуру любого урока, кроме урока, где последние 20-25 минут дети выполняют практикум за компьютером. Специфика информатики. В творческом процессе, когда ребята заняты работой, общаются, общую рефлексию провести трудно.
Помогла Акция «Час кода». Методические рекомендации. «Как организовать обратную связь». Рекомендую на сайте более подробно ознакомиться с методикой проведения различных форм рефлексии.
Три основных формы:
перспективная
ситуативная
ретроспективная
Приемов много, хорошо для начальной школы, где не так насыщены уроки теоретическим материалом.
Хорош прием цветных стикеров, неоконченных предложений и синквейн.
Синквейн – 5 минут урока, написать, осмыслить, прочитать свой и услышать других.
Рефлексия представляет ценность не только высказаться самому (недооцениваем детей, а ведь они рефлексируют постоянно, когда рассказывают дома, общаются с друзьями), но и важна, для того, чтобы ребенок, выслушав мнение одноклассника, сопоставил это мнение со своей позицией к этому уроку. Конкуренция, амбициозность, желание быть лучше.
Приём "Инсерт".( При проверке теории, заданной домой)
Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.
"Инсерт" - это:
I - interactive - самоактивизирующая
N - noting
S - system - системная разметка
E - effective - для эффективного
R - reading - чтения
T - thinking - и размышления
Приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Приём “Райтинг”
Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.
Формирует:
умение объективно и регулярно оценивать свой труд.
Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.
Пример 1.
Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.
Все приемы хороши:
Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
Очень важно, как рефлексию проводят ваши коллеги (цвета стикеров, знаки в приеме Инсерт), желательно обсудить на педсовете.
Давайте сегодня напишем синквейны и обязательно поделимся ими.
Ключевыми словами будут: КУРСЫ, ФГОС, ДИСТАНТ.
СИНКВЕЙН
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – слово - ассоциация.