СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этап рефлексии на уроке. Эффективные приемы, используемые на этапе рефлексии.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные моменты этапа рефлексии. Приемы, которые чаще всего применяю на своих уроках.

Просмотр содержимого документа
«Этап рефлексии на уроке. Эффективные приемы, используемые на этапе рефлексии.»

Выступление учителя математики и информатики по теме «Этап рефлексии на уроке. Эффективные приемы, используемые на этапе рефлексии»

Учитель готовится к хорошему

уроку всю жизнь… и,

чтобы дать ученикам искорку знаний,

учителю надо впитать целое море света.

В. А. Сухомлинский.


Дорогие коллеги, добрый день!

Уже много было сказано о рефлексии.

Начнем с правильного произношения: В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. 

Хочу провести рефлексию. Что принесли курсы повышения квалификации? Давно заметила, что люблю курсы. Почему, спросила я у себя. Не потому, что устала от детей и уроков, нет. Просто здесь я оказываюсь среди своих коллег. Среди взрослых, умных, талантливых, творческих, не похожих друг на друга. Редко мы собираемся, делимся опытом. Хотелось бы больше открытых уроков, мастер-классов, круглых столов. Запомнился урок с конкурса Учитель года и его анализ. Мы практики и нам важно видеть работу других, потому что всегда можно при желании найти что-то новое для себя.


Итак, РЕФЛЕКСИЯ - одно из условий формирования регулятивного универсального учебного действия, а также личностных качеств обучающихся.

Рефлексируя, ребенок учится оценивать не только урок, но и себя в этом уроке.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Урок обобщения – это урок рефлексии.

Не всегда хватает времени, а иногда и не вспомнишь, так увлечен работой.

Я не случайно выбрала эту тему. Для меня этот этап первоначально давался нелегко. Обычно, этот завершающий этап урока, хорошо ложится в структуру любого урока, кроме урока, где последние 20-25 минут дети выполняют практикум за компьютером. Специфика информатики. В творческом процессе, когда ребята заняты работой, общаются, общую рефлексию провести трудно.

Помогла Акция «Час кода». Методические рекомендации. «Как организовать обратную связь». Рекомендую на сайте более подробно ознакомиться с методикой проведения различных форм рефлексии.

Три основных формы:

перспективная

ситуативная

ретроспективная


Приемов много, хорошо для начальной школы, где не так насыщены уроки теоретическим материалом.

Хорош прием цветных стикеров, неоконченных предложений и синквейн.


Синквейн – 5 минут урока, написать, осмыслить, прочитать свой и услышать других.

Рефлексия представляет ценность не только высказаться самому (недооцениваем детей, а ведь они рефлексируют постоянно, когда рассказывают дома, общаются с друзьями), но и важна, для того, чтобы ребенок, выслушав мнение одноклассника, сопоставил это мнение со своей позицией к этому уроку. Конкуренция, амбициозность, желание быть лучше.


Приём "Инсерт".( При проверке теории, заданной домой)

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это:

I - interactive - самоактивизирующая

N - noting

S - system - системная разметка

E - effective - для эффективного

R - reading - чтения

T - thinking - и размышления

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.


Приём “Райтинг”

Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.

Формирует:

умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

Пример 1.

Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.


Все приемы хороши:

  • Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

  • Очень важно, как рефлексию проводят ваши коллеги (цвета стикеров, знаки в приеме Инсерт), желательно обсудить на педсовете.


Давайте сегодня напишем синквейны и обязательно поделимся ими.

Ключевыми словами будут: КУРСЫ, ФГОС, ДИСТАНТ.


СИНКВЕЙН

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – слово - ассоциация.