СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы формирования мелкой моторики рук при нормативном развитии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена последовательность формирования мелкой моторики рук у детей при нормативном развитии

Просмотр содержимого документа
«Этапы формирования мелкой моторики рук при нормативном развитии»

Этапы формирования мелкой моторики рук при нормативном развитии

Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук происходит постепенно, с переходом от одного этапа психического развития к другому на основе опыта и упражнений.

В исследованиях психопатологов отмечается тот факт, что развитие моторики ребёнка является как следствием естественного созревания соответствующих структур, так и результатом научения, в равной мере необходимыми для формирования моторики ребёнка, причём в отношении условно-рефлекторных двигательных актов определяющим фактором будет научение.

В ходе эволюции человечества, движения пальцев рук усложнялись с каждым периодом, так как люди выполняли руками всё более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге, и параллельно развивалась речь.

У ребёнка таким же образом сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от тренировки движений пальцев.

По Е.М. Мастюковой развитие тонкой моторики рук у детей происходит следующим образом:

- 1 – 2 года – ребёнок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книги, ставит друг на друга от двух до шести кубиков;

- 2 – 3 года – ребёнок открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает бусы;

- 3 – 4 года – ребёнок держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами, собирает постройки из девяти кубиков, рисует карандашом или цветными мелками, складывает бумагу более чем один раз;

- 4 – 5 лет – ребёнок определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от двух до трёх частей), шнурует ботинки.

В развитии зрительно-моторной координации ребёнок проявляет следующие навыки поведения:

- 3 – 6 месяцев – направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его;

- 6 – 12 месяцев – развивается «единое» поле зрения и действия; глаз направляет движение руки; перекладывает предмет из одной руки в другую; может положить ложку в чашку, кубики в коробку;

- 1 – 2 года – чертит штрихи и «каракули», держит чашку, поднимает её и пьёт, помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную, повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий;

- 2 – 3 года – может крутить пальцем диск телефона, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы, режет ножницами, рисует по образцу крест;

- 3 – 4 года – обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, хватает катящийся к нему мяч;

- 4 – 5 лет – раскрашивает простые формы, копирует заглавные печатные буквы, рисует человечка, изображая от двух до трёх частей его тела, копирует квадрат, звезду;

- 5 – 6 лет – аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа, дополняет недостающие детали к картинке, бьёт молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу. [1]

Т.В. Варенова рассматривает развитие моторики в тесной связи с нервно-психической деятельностью, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной системами. Особое внимание уделяется формированию и развитию произвольных движений, которые стимулируют работу высшей нервной деятельности. Физическое состояние и двигательная способность во многом определяют общую дееспособность в обучении и труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития. [2]

К. Липманн особое внимание обратил на произвольность выполнения действий. Для выполнения какого-либо двигательного акта необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих его общему замыслу. [3]

Н.Я. Семаго рассматривает последовательность формирования произвольной моторики рук у детей следующим образом:

К 4,5 – 5 годам возможно выполнение движений ладонями рук вслед за взрослым в том же порядке с самостоятельным удержанием задания.

К 5 – 5,5 годам ребёнок может выполнить несложную двигательную программу одной рукой (при этом возможны элементы синкинезий – сопутствующих движений в другой руке) или двумя руками одновременно.

К 6-ти годам возможно выполнение реципрокных движений кистей рук (с единичными ошибками).

К 7 – 8 годам ребёнок может выполнить различные двигательные программы как разноименными руками (ногами), так и мимической мускулатурой.

После 8 лет возможно выполнение сенсибилизированных проб. [4]

Т.Г. Визель отмечает, что посредником между человеком и его произвольными действиями является предмет. В «предметный» период онтогенеза ребёнку, как и нашим предкам необходимо разнообразие предметов, которыми он может оперировать. В первую очередь, это игрушки (погремушки, куклы, кубики, пирамидки), затем – бытовые предметы, а затем и все остальные. Предметная деятельность стимулирует и зрительный, и слуховой гнозис, и кистевой праксис, вырабатывает направленность внимания и деятельности в целом. [3]

Таким образом, развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук происходит одновременно с созреванием мозговых структур и общим развитием ребёнка с постепенным расширением и усложнением гнозиса и праксиса. Параллельно с овладением предметной деятельностью также в иерархическом порядке формируется произвольная моторика рук, позволяющая выполнять как односложные, так реципрокные и сенсибилизированные двигательные программы.

Список использованных источников

  1. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 319, [1] с.: ил. – (Высшая школа).

  2. Варенова, Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т. В. Варенова. – 2-е изд. доп. – Мн.: ООО «Асар», 2007. – 320 с.

  3. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М. : АСТ : Транзиткнига, 2006. – 384, [16] с. – (Высшая школа)

  4. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с., илл.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!