СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы формирования навыка чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолог, профессор Т.Г. Егоров выделяет три этапа процесса формирования данного навыка: «аналитический, синтетический, или этап возникновения и становления целостной структуры действия, и этан автоматизации»'

Просмотр содержимого документа
«Этапы формирования навыка чтения»

Этапы формирования навыка чтения

Навык чтения требует длительного времени для своего формирования. Психолог, профессор Т.Г. Егоров выделяет три этапа процесса формирования данного навыка: «аналитический, синтетический, или этап возникновения и становления целостной структуры действия, и этан автоматизации»'.

Аналитический этап приходится на период обучения грамоте. Поступив учиться, ребенок уже владеет устными формами речевой деятельности: слушанием и говорением. На их основе происходит формирование письменных форм речи - чтения и письма. Ребенок делает два открытия: обнаруживает, что речь «строится» из звуков, а потом открывает отношения звука и буквы. Читая свои первые слоги учащийся опознает и декодирует буквы, воспроизводит звуковую форму слова, овладевает общим способом чтения любых слогов: учиться ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной. Моделируя отношения гласных и согласных, ученик открывает первую в своей жизни закономерность родного языка: принцип позиционности русского языка (Д.Б. Эльконин). Обучаясь читать, он учится мыслить.

Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами; при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием чтения. Далее ребенок осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). М.И. Оморокова отмечает, что «между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребенок должен быть знаком.

Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключаются в том, что если слияние техники и понимания плана значений (предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимания смысла текста - длительный процесс»2.

В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (или равномерно внимательное, JI. Шварц). Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которой должна достигать 100%. Важно, чтобы изучающее чтение формировалось в двух формах: вслух и молча. М.И. Оморокова подчеткивает, что изучающее чтение вслух и молча должно быть «обстоятельным, неторопливым», и считает, что погоня за скоростью чтения неоправданна, поскольку достаточно полное понимание прочитанного осуществляется при минимальной скорости 50-60 слов в минуту (JI.A. Щерба, С.К. Фоломкина). Хотя это не значит, что скорость чтения остается неизменной.

В начальной школе при чтении вслух темп колеблется в пределах 70-90 слов в минуту, а при чтении молча у хорошо успевающих учащихся и до 200 слов в минуту.

В среднем звене школы учащиеся осваивают такие виды чтения, как просмотровое, поисковое и ознакомительное, хотя элементы этих видов чтения имеют место в практике ребенка и в начальной школе.


1 Т.Г. Егоров. Очерки психологии обучения детей чтению. - М., 1953. - с.20


2 М.И. Оморокова. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. - М., АРКТИ, - с.51

На этапе автоматизации процесс чтения протекает так, что его техническая сторона работает в своеобразном автоматическом режиме - как навык. Контроль за ним осуществляется на подсознательном уровне. Смысловая сторона проявляется как сложное умение. Она фокусируется на переработке и усвоении содержания читаемого текста, который чаще всего предстает перед читателем как нечто новое по лексике, по расположению слов, построению фраз и предложений, по смыслу и так далее. И даже если текст оказывается знакомым и читается повторно, то мотив и целевая установка подобного чтения будут связаны с нахождением в данном тексте каких-то незамеченных ранее элементов, деталей, ситуаций, поворотов мысли. Техническая сторона чтения способна посредством многократных и систематических упражнений подняться за сравнительно непродолжительное время до значительных высот и даже достичь «потолка», то есть существующих фактических пределов. Для темпа чтения вслух это будет 140-180слов в минуту, для темпа чтения про себя - 160-280 слов в минуту. Но М.И. Оморокова отмечает, что «физиологи и психологи убедительно доказали, что увеличение скорости чтения вслух свыше 75-90 слов в минуту приводит к нарушению психофизиологических механизмов восприятия текста па слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов, отставанию речи и мысли от восприятия. Информация не усваивается полноценно. Главным в чтении является понимание информации, сближение понимания с восприятием. Высокая скорость чтения тормозит эти процессы»1.

На всех этапах формирования процесса чтения, отработки механизмов, осуществляющих этот процесс, огромную роль играет внутренняя речь. Она выступает в качестве универсального средства выполнения всех мыслительных операций. С ее помощью логически перерабатываются зрительные, слуховые, речедвигательные представления, происходит управление, самоконтроль и самооценка речевой деятельности.












1 М.И. Оморокова. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. - М., АРКТИ, - с.6