Этапы формирования навыка чтения
Навык чтения требует длительного времени для своего формирования. Психолог, профессор Т.Г. Егоров выделяет три этапа процесса формирования данного навыка: «аналитический, синтетический, или этап возникновения и становления целостной структуры действия, и этан автоматизации»'.
Аналитический этап приходится на период обучения грамоте. Поступив учиться, ребенок уже владеет устными формами речевой деятельности: слушанием и говорением. На их основе происходит формирование письменных форм речи - чтения и письма. Ребенок делает два открытия: обнаруживает, что речь «строится» из звуков, а потом открывает отношения звука и буквы. Читая свои первые слоги учащийся опознает и декодирует буквы, воспроизводит звуковую форму слова, овладевает общим способом чтения любых слогов: учиться ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной. Моделируя отношения гласных и согласных, ученик открывает первую в своей жизни закономерность родного языка: принцип позиционности русского языка (Д.Б. Эльконин). Обучаясь читать, он учится мыслить.
Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами; при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием чтения. Далее ребенок осваивает чтение сочетаниями слов (синтагмами). М.И. Оморокова отмечает, что «между чтением отдельного предложения и целого текста существует значительное различие, так как текст это новая единица чтения со своими особенностями, с которыми ребенок должен быть знаком.
Трудности обучения контекстному синтетическому чтению заключаются в том, что если слияние техники и понимания плана значений (предметного, фактического содержания) происходит относительно быстро, то слияние техники и понимания смысла текста - длительный процесс»2.
В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение (или равномерно внимательное, JI. Шварц). Изучающее чтение требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации, степень полноты которой должна достигать 100%. Важно, чтобы изучающее чтение формировалось в двух формах: вслух и молча. М.И. Оморокова подчеткивает, что изучающее чтение вслух и молча должно быть «обстоятельным, неторопливым», и считает, что погоня за скоростью чтения неоправданна, поскольку достаточно полное понимание прочитанного осуществляется при минимальной скорости 50-60 слов в минуту (JI.A. Щерба, С.К. Фоломкина). Хотя это не значит, что скорость чтения остается неизменной.
В начальной школе при чтении вслух темп колеблется в пределах 70-90 слов в минуту, а при чтении молча у хорошо успевающих учащихся и до 200 слов в минуту.
В среднем звене школы учащиеся осваивают такие виды чтения, как просмотровое, поисковое и ознакомительное, хотя элементы этих видов чтения имеют место в практике ребенка и в начальной школе.
1 Т.Г. Егоров. Очерки психологии обучения детей чтению. - М., 1953. - с.20
2 М.И. Оморокова. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. - М., АРКТИ, - с.51
На этапе автоматизации процесс чтения протекает так, что его техническая сторона работает в своеобразном автоматическом режиме - как навык. Контроль за ним осуществляется на подсознательном уровне. Смысловая сторона проявляется как сложное умение. Она фокусируется на переработке и усвоении содержания читаемого текста, который чаще всего предстает перед читателем как нечто новое по лексике, по расположению слов, построению фраз и предложений, по смыслу и так далее. И даже если текст оказывается знакомым и читается повторно, то мотив и целевая установка подобного чтения будут связаны с нахождением в данном тексте каких-то незамеченных ранее элементов, деталей, ситуаций, поворотов мысли. Техническая сторона чтения способна посредством многократных и систематических упражнений подняться за сравнительно непродолжительное время до значительных высот и даже достичь «потолка», то есть существующих фактических пределов. Для темпа чтения вслух это будет 140-180слов в минуту, для темпа чтения про себя - 160-280 слов в минуту. Но М.И. Оморокова отмечает, что «физиологи и психологи убедительно доказали, что увеличение скорости чтения вслух свыше 75-90 слов в минуту приводит к нарушению психофизиологических механизмов восприятия текста па слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов, отставанию речи и мысли от восприятия. Информация не усваивается полноценно. Главным в чтении является понимание информации, сближение понимания с восприятием. Высокая скорость чтения тормозит эти процессы»1.
На всех этапах формирования процесса чтения, отработки механизмов, осуществляющих этот процесс, огромную роль играет внутренняя речь. Она выступает в качестве универсального средства выполнения всех мыслительных операций. С ее помощью логически перерабатываются зрительные, слуховые, речедвигательные представления, происходит управление, самоконтроль и самооценка речевой деятельности.
1 М.И. Оморокова. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. - М., АРКТИ, - с.6