СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы разработки математической модели

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описаны этапы моделированияи способы их реализации

Просмотр содержимого документа
«Этапы разработки математической модели»

  ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 11 класс Углубленный уровень      Школа-лицей №1 г.Алушта

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

11 класс

Углубленный уровень

Школа-лицей №1

г.Алушта

Повторение материала 1. Что такое модель. В чем различие натурной модели от информационной. Приведите примеры. Охарактеризуйте основные виды информационных моделей. Что такое математическая модель? Назовите подходы к классификации математической модели. Назовите свойства дескриптивной модели. Примеры? Перечислите основные функции оптимизационной и многокритериальной моделей.

Повторение материала

  • 1. Что такое модель. В чем различие натурной модели от информационной. Приведите примеры.
  • Охарактеризуйте основные виды информационных моделей.
  • Что такое математическая модель?
  • Назовите подходы к классификации математической модели.
  • Назовите свойства дескриптивной модели. Примеры?
  • Перечислите основные функции оптимизационной и многокритериальной

моделей.

Четыре этапа построения математической модели I ЭТАП Определение целей моделирования . Примеры:  1.Популяции животных. 2.Состояние атмосферы. 3. Снабжение товаром 4. Сбыт товара Три вида целей прогнозирование понимание управление

Четыре этапа построения математической модели

I ЭТАП

Определение целей моделирования .

Примеры:

1.Популяции животных.

2.Состояние атмосферы.

3. Снабжение

товаром

4. Сбыт товара

Три вида целей

прогнозирование

понимание

управление

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ -  популяции животных разных видов . Цель моделирования - понимание 1.Животные разных видов. 2.Общая база корма.  Математическая модель процесса межвидовой конкуренции помогает понять  основные закономерности сосуществования межвидовой конкуренции Кого больше ?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - популяции животных разных видов .

Цель моделирования - понимание

1.Животные разных видов.

2.Общая база корма.

Математическая модель процесса межвидовой конкуренции помогает понять основные закономерности

сосуществования межвидовой конкуренции

Кого больше ?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ -  популяции животных разных видов. Цель Управление численностью популяций 1.Животные разных видов. 2.Общая база корма. Для моделирования нужно ввести в модель управляющие параметры , варьирование которыми приведет к нужной чисельности популяций. Варьируя численностью популяций можно прогнозировать! Цель Прогнозирование СКОЛЬКО ?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - популяции животных разных видов.

Цель

Управление численностью популяций

1.Животные разных видов.

2.Общая база корма.

Для моделирования нужно ввести в модель управляющие параметры , варьирование которыми приведет к нужной чисельности популяций. Варьируя численностью популяций можно прогнозировать!

Цель

Прогнозирование

СКОЛЬКО ?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ -  состояние атмосферы. Управление ? Прогнозиро- вание реально Понимание изменения этих факторов задача исследования       Температура, влажность, давление, скорость перемещения воздушных масс и т. д.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - состояние атмосферы.

Управление ?

Прогнозиро-

вание реально

Понимание изменения этих факторов задача исследования

  • Температура, влажность, давление, скорость перемещения воздушных масс и т. д.
II этап Составление списка параметров модели Входные параметры - Х =  { х i } ;  где (i = 1,2, … ,n) Выходные параметры - Y = {y j }; где (j = 1,2, … ,n); Важно: прослеживать процесс ранжировки !  Ранжировка – правильный выбор влияния входных параметров на изменение выходных параметров.

II этап

Составление списка параметров модели

  • Входные параметры - Х = { х i } ;
  • где (i = 1,2, … ,n)
  • Выходные параметры - Y = {y j }; где (j = 1,2, … ,n);
  • Важно: прослеживать процесс ранжировки !
  • Ранжировка – правильный выбор влияния входных параметров на изменение выходных параметров.
III этап Математическая формализация  На третьем этапе (построения модели) устанавливаются математические связи между входными и выходными параметрами с помощью математических соотношений.  F ( x 1 , x 2 , …, x n ;  y 1 , y 2 ,…, y n ); где F может быть любым соотношением в области математики, физики, экономики и д. Соотношение может быть уравнением, системой уравнений, матрица

III этап

Математическая формализация

На третьем этапе (построения модели) устанавливаются математические связи между входными и выходными параметрами с помощью математических соотношений.

F ( x 1 , x 2 , …, x n ; y 1 , y 2 ,…, y n );

где F может быть любым соотношением в

области математики, физики, экономики и д.

Соотношение может быть уравнением, системой уравнений, матрица

VI этап Реализация математической модели Четвертый этап (реализация модели) заключается в нахождении способов вычисления неизвестных выходных параметров, исходя из установленных соотношений. Вычисление неизвестных выходных параметров может осуществляться с помощью аналитических или численных методов В компьютерном математическом моделировании преобладают численные методы.

VI этап

Реализация математической модели

  • Четвертый этап (реализация модели) заключается в нахождении способов вычисления неизвестных выходных параметров, исходя из установленных соотношений.
  • Вычисление неизвестных выходных параметров может осуществляться с помощью аналитических или численных методов
  • В компьютерном математическом моделировании преобладают численные методы.
Причины преобладания численных методов в математическом компьютерном моделировании Алгебраические уравнения поддаются аналитическому решению, когда степень не больше четвертой, а численные в любом случае. Трансцендентные уравнения решаются только численными методами (кроме простых.)\ Совместное решение большого числа уравнений и неравенств в задачах оптимизации осуществляется только численными методами .

Причины преобладания численных методов в математическом компьютерном моделировании

  • Алгебраические уравнения поддаются аналитическому решению, когда степень не больше четвертой, а численные в любом случае.
  • Трансцендентные уравнения решаются только численными методами (кроме простых.)\
  • Совместное решение большого числа уравнений и неравенств в задачах оптимизации

осуществляется только численными методами .

Вспоминаем!   Трансцендентные уравнения - это уравнения, не являющиеся алгебраическими (содержащие логарифмические, показательные, тригонометрические функции). Методы решения - прямые и итерационные . Итерационные методы приближенные и при выполнении последовательных итераций получают значения корней все ближе приближающимися к точному значению корней, в противном случае итерационный процесс является расходящимся.

Вспоминаем!

  • Трансцендентные уравнения - это уравнения,
  • не являющиеся алгебраическими (содержащие логарифмические, показательные, тригонометрические функции).
  • Методы решения - прямые и итерационные .
  • Итерационные методы приближенные и при выполнении последовательных итераций получают значения корней все ближе приближающимися к точному значению корней, в противном случае итерационный процесс является расходящимся.
Домашнее задание  параграф 3.1.2

Домашнее задание параграф 3.1.2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!