СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Этапы развития философии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка может использоваться начинающими преподавателями философии

Просмотр содержимого документа
«"Этапы развития философии"»

Методическая разработка урока

слушателя курсов по теме «Теория и методика преподавания учебных предметов «История» и «Обществознание» в условиях реализации ФГОС общего образования»

преподавателя ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж» Антиповой Г.В.



Дисциплина: «Основы философии»

Курс: 4

Тема: «Этапы развития философии»

Тип урока: обобщение изученного материала

Продолжительность: 90 минут

Цель: обобщение изученного материала по разделам : античная философия, средневековая философия, философия Возрождения, философия Нового времени, философия ХХ века, научить обращаться к философским открытиям каждой эпохи в современной жизни.

Задачи занятия :

Образовательные:

  1. Систематизировать и обобщать представление об особенностях каждого этапа развития философии.

  2. Научить различать типичные ошибки познания людей в повседневной жизни, обращаться к философской мудрости мыслителей различных эпох.

Развивающие:

  1. Содействовать развитию эмпирического и рационального типов мышления.

  2. Развивать умение аналитически работать с таблицами.

  3. Способствовать развитию способности обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  1. Способствовать развитию гуманистических личностных качеств.

  2. Способствовать становлению и развитию навыков дискуссионной культуры.

Оборудование: ММК, презентация, учебники, таблицы, карточки с высказываниями философов.


Межпредметные связи с дисциплиной «История»: историко-хронологические рамки и основные характеристики эпох.

Внутрипредметные связи: предыдущие темы, характеризующие этапы философии.

Метапредметные результаты (формирование УУД):

-регулятивные

раскрыть истоки и суть основных парадигм античной философии , средневековой философии, философии эпохи Возрождения, философии Нового времени, философии ХХ века;

-познавательные

устанавливать логические связи между социально-материальными характеристиками эпохи и её мировоззрением;

работать с выдержками из первоисточников;

анализировать материал таблиц; аналогично структурировать материал; делать выводы;

-коммуникативные

уметь вести беседу;

аргументированно высказывать своё мнение;

уметь работать в коллективе (в группах)


Ход занятия:

1.Организационный момент.


2.Мотивация учебной деятельности на внимание и активное участие в процессе усвоения учебного материала.


3.Постановка цели и задач урока.


4.Актуализация опорных знаний (в беседе со студентами восстанавливаются временные рамки исторических эпох философии античности, средних веков, Возрождения, Нового времени, Новейшего времени; оформляются записи в тетради с помощью таблицы, данной на слайде).


5.Основная часть занятия:

1) Работа в малых группах (студенты делятся на 4 подгруппы).Каждая получает задание для работы с приложениями учебника- рассмотреть таблицы по следующим темам и оценить высказывание одного из философов в форме устного эссе :

1 подгруппа –с.229- табл. 2. Античная философия (этапы развития, главный философский вопрос); размышление на тему : что означают слова Сократа о знании : «Знание, отделённое от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью».

2 подгруппа –с.230-табл.3.Средневековая философия (этапы развития, основной интерес, основные идеи) ; размышление на тему: что означают две христианские заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

3 подгруппа –с.230- табл.4. Философия Нового времени (этапы развития, авторы основных философских концепций, основной интерес ); размышление на тему: как вы понимаете слова Декарта: «Мыслю, следовательно, существую».

4 подгруппа –с.231-табл. 5. Философия ХХ века (главное философское направление, главный философский вопрос) ; размышление на тему: как вы понимаете слова А.Эйнштейна: «Тот, кто ощущает свою жизнь лишённой смысла, не только несчастен, но и вряд ли жизнеспособен».

2) Обсуждение полученных результатов – два выступающих от каждой группы (охарактеризовать эпоху – на экране слайды презентации с таблицами; истолковать высказывание).

3) Задание общее для всех групп с предварительным обсуждением основных положений: самостоятельно составить таблицу в тетради: «Философия эпохи Возрождения» (этапы развития, характерные черты).

4) Расположение этапов развития философии в хронологическом порядке в соответствии с историческими эпохами (вернуться к первому этапу занятия)

6. Итоговая часть занятия. Рефлексия (что было лёгким, трудным в заданиях и т.д.). Выставление оценок.



Литература к занятию:

1.Горелов А.А. «Основы философии», М.:ИЦ «Академия», 2014

2.Канке В.А. «Основы философии», М.: Логос, 2013

3.http://studopedia.ru/1_111022_filosofiya-prosveshcheniya.html

4.http://forstudy.com.ua/lektsii-po-filosofii-chast-1/filosofiya-prosvescheniya

5. http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/70 - Электронная библиотека по философии







Технологическая карта занятия

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

1.Организационный момент. (3 мин.)



Проверка присутствующих

Приветствие.

Приветствие. Перекличка.

регулятивные

раскрыть истоки и

суть основных парадигм античной философии , средневековой философии,

философии эпохи Возрождения, философии

Нового времени, философии ХХ века;

познавательные

устанавливать логические связи

между

социально-материальными характеристиками эпохи и её мировоззрением;

работать с

выдержками

из первоисточников;

анализировать

материал таблиц; аналогично структурировать материал; делать выводы;

коммуникативные

уметь вести

беседу;

аргументированно высказывать своё мнение;

уметь работать в коллективе

(в группах)



2.Мотивация

учебной

деятельности. (2 мин)



Вступительное слово преподавателя,

информация о ходе занятия и мотивация

Участие в беседе

3.Постановка цели и

задачи урока. (5 мин)



Привлечение внимания студентов к теме занятия

Формулирование целей и задач вместе с преподавателем

4.Актуализация опорных знаний. (10 мин)

Актуализация и

проверка знаний студентов.


Устный опрос

5.Основная часть занятия. (60 мин.)

Определение задач для каждой группы,

раздаточный материал,

консультирование

1) Работа в

Малых

группах

(студенты делятся на 4 подгруппы).Каждая получает задание

для работы с приложениями

учебника-

рассмотреть

таблицы по

следующим темам и оценить

высказывание

одного из

философов в

форме устного эссе :

1 подгруппа

–с.229- табл. 2.

Античная

Философия

(этапы

развития,

главный

философский

вопрос);

размышление

на тему :

что означают

слова Сократа о

знании:«Знание, отделённое от справедливости и

другой

добродетели, представляется плутовством, а не мудростью».

2подгруппа–с.230-

табл.3.

Средневековая философия

(этапы

развития,

основной

интерес, основные

идеи) ; размышление на тему: что означают

две

христианские

заповеди:

«Возлюби Господа

Бога твоего

всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем

разумением твоим» и «возлюби

ближнего твоего,

как самого себя».

3 подгруппа –

с.230-

табл.4.

Философия

Нового времени

(этапы развития,

авторы основных

философских

концепций,

основной интерес ); размышление на

тему: как вы

понимаете слова

Декарта:

«Мыслю,

следовательно, существую».

4 подгруппа –с.231-табл. 5. Философия ХХ века (главное философское направление, главный философский вопрос) размышление на тему: как вы понимаете слова А.Эйнштейна: «Тот, кто ощущает свою жизнь лишённой смысла, не только несчастен, но и вряд ли жизнеспособен».

2) Обсуждение полученных результатов – два выступающих от каждой группы (охарактеризовать эпоху – на экране слайды презентации с таблицами; истолковать высказывание).

3) Задание общее для всех групп с предварительным обсуждением основных положений: самостоятельно составить таблицу в тетради: «Философия эпохи Возрождения» (этапы развития, характерные черты).

4) Расположение этапов развития философии в хронологическом порядке в соответствии с историческими эпохами (вернуться к первому этапу занятия)


6.Итоговая часть занятия. Рефлексия. (10 мин)

Краткий анализ занятия, выставление оценок

Подведение итогов, краткий анализ занятия







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя