Методическая разработка урока
слушателя курсов по теме «Теория и методика преподавания учебных предметов «История» и «Обществознание» в условиях реализации ФГОС общего образования»
преподавателя ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж» Антиповой Г.В.
Дисциплина: «Основы философии»
Курс: 4
Тема: «Этапы развития философии»
Тип урока: обобщение изученного материала
Продолжительность: 90 минут
Цель: обобщение изученного материала по разделам : античная философия, средневековая философия, философия Возрождения, философия Нового времени, философия ХХ века, научить обращаться к философским открытиям каждой эпохи в современной жизни.
Задачи занятия :
Образовательные:
Систематизировать и обобщать представление об особенностях каждого этапа развития философии.
Научить различать типичные ошибки познания людей в повседневной жизни, обращаться к философской мудрости мыслителей различных эпох.
Развивающие:
Содействовать развитию эмпирического и рационального типов мышления.
Развивать умение аналитически работать с таблицами.
Способствовать развитию способности обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
Способствовать развитию гуманистических личностных качеств.
Способствовать становлению и развитию навыков дискуссионной культуры.
Оборудование: ММК, презентация, учебники, таблицы, карточки с высказываниями философов.
Межпредметные связи с дисциплиной «История»: историко-хронологические рамки и основные характеристики эпох.
Внутрипредметные связи: предыдущие темы, характеризующие этапы философии.
Метапредметные результаты (формирование УУД):
-регулятивные
раскрыть истоки и суть основных парадигм античной философии , средневековой философии, философии эпохи Возрождения, философии Нового времени, философии ХХ века;
-познавательные
устанавливать логические связи между социально-материальными характеристиками эпохи и её мировоззрением;
работать с выдержками из первоисточников;
анализировать материал таблиц; аналогично структурировать материал; делать выводы;
-коммуникативные
уметь вести беседу;
аргументированно высказывать своё мнение;
уметь работать в коллективе (в группах)
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности на внимание и активное участие в процессе усвоения учебного материала.
3.Постановка цели и задач урока.
4.Актуализация опорных знаний (в беседе со студентами восстанавливаются временные рамки исторических эпох философии античности, средних веков, Возрождения, Нового времени, Новейшего времени; оформляются записи в тетради с помощью таблицы, данной на слайде).
5.Основная часть занятия:
1) Работа в малых группах (студенты делятся на 4 подгруппы).Каждая получает задание для работы с приложениями учебника- рассмотреть таблицы по следующим темам и оценить высказывание одного из философов в форме устного эссе :
1 подгруппа –с.229- табл. 2. Античная философия (этапы развития, главный философский вопрос); размышление на тему : что означают слова Сократа о знании : «Знание, отделённое от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью».
2 подгруппа –с.230-табл.3.Средневековая философия (этапы развития, основной интерес, основные идеи) ; размышление на тему: что означают две христианские заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя».
3 подгруппа –с.230- табл.4. Философия Нового времени (этапы развития, авторы основных философских концепций, основной интерес ); размышление на тему: как вы понимаете слова Декарта: «Мыслю, следовательно, существую».
4 подгруппа –с.231-табл. 5. Философия ХХ века (главное философское направление, главный философский вопрос) ; размышление на тему: как вы понимаете слова А.Эйнштейна: «Тот, кто ощущает свою жизнь лишённой смысла, не только несчастен, но и вряд ли жизнеспособен».
2) Обсуждение полученных результатов – два выступающих от каждой группы (охарактеризовать эпоху – на экране слайды презентации с таблицами; истолковать высказывание).
3) Задание общее для всех групп с предварительным обсуждением основных положений: самостоятельно составить таблицу в тетради: «Философия эпохи Возрождения» (этапы развития, характерные черты).
4) Расположение этапов развития философии в хронологическом порядке в соответствии с историческими эпохами (вернуться к первому этапу занятия)
6. Итоговая часть занятия. Рефлексия (что было лёгким, трудным в заданиях и т.д.). Выставление оценок.
Литература к занятию:
1.Горелов А.А. «Основы философии», М.:ИЦ «Академия», 2014
2.Канке В.А. «Основы философии», М.: Логос, 2013
3.http://studopedia.ru/1_111022_filosofiya-prosveshcheniya.html
4.http://forstudy.com.ua/lektsii-po-filosofii-chast-1/filosofiya-prosvescheniya
5. http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/70 - Электронная библиотека по философии
Технологическая карта занятия
Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Характеристика основных видов деятельности | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. (3 мин.) | Проверка присутствующих Приветствие. | Приветствие. Перекличка. | регулятивные раскрыть истоки и суть основных парадигм античной философии , средневековой философии, философии эпохи Возрождения, философии Нового времени, философии ХХ века; познавательные устанавливать логические связи между социально-материальными характеристиками эпохи и её мировоззрением; работать с выдержками из первоисточников; анализировать материал таблиц; аналогично структурировать материал; делать выводы; коммуникативные уметь вести беседу; аргументированно высказывать своё мнение; уметь работать в коллективе (в группах) |
2.Мотивация учебной деятельности. (2 мин) | Вступительное слово преподавателя, информация о ходе занятия и мотивация | Участие в беседе |
3.Постановка цели и задачи урока. (5 мин) | Привлечение внимания студентов к теме занятия | Формулирование целей и задач вместе с преподавателем |
4.Актуализация опорных знаний. (10 мин) | Актуализация и проверка знаний студентов. | Устный опрос |
5.Основная часть занятия. (60 мин.) | Определение задач для каждой группы, раздаточный материал, консультирование | 1) Работа в Малых группах (студенты делятся на 4 подгруппы).Каждая получает задание для работы с приложениями учебника- рассмотреть таблицы по следующим темам и оценить высказывание одного из философов в форме устного эссе : 1 подгруппа –с.229- табл. 2. Античная Философия (этапы развития, главный философский вопрос); размышление на тему : что означают слова Сократа о знании:«Знание, отделённое от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью». 2подгруппа–с.230- табл.3. Средневековая философия (этапы развития, основной интерес, основные идеи) ; размышление на тему: что означают две христианские заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя». 3 подгруппа – с.230- табл.4. Философия Нового времени (этапы развития, авторы основных философских концепций, основной интерес ); размышление на тему: как вы понимаете слова Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». 4 подгруппа –с.231-табл. 5. Философия ХХ века (главное философское направление, главный философский вопрос) размышление на тему: как вы понимаете слова А.Эйнштейна: «Тот, кто ощущает свою жизнь лишённой смысла, не только несчастен, но и вряд ли жизнеспособен». 2) Обсуждение полученных результатов – два выступающих от каждой группы (охарактеризовать эпоху – на экране слайды презентации с таблицами; истолковать высказывание). 3) Задание общее для всех групп с предварительным обсуждением основных положений: самостоятельно составить таблицу в тетради: «Философия эпохи Возрождения» (этапы развития, характерные черты). 4) Расположение этапов развития философии в хронологическом порядке в соответствии с историческими эпохами (вернуться к первому этапу занятия) |
6.Итоговая часть занятия. Рефлексия. (10 мин) | Краткий анализ занятия, выставление оценок | Подведение итогов, краткий анализ занятия |
| | |