СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы развития творческой активности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать творческие способности человека - это, прежде всего, воспитывать творческое  отношение к труду.

Просмотр содержимого документа
«Этапы развития творческой активности школьников»

Работа Ларионовой Т.И. учителя технологии МОБУ СОШ №29 г. Якутска

Работа Ларионовой Т.И.

учителя технологии

МОБУ СОШ №29 г. Якутска

В современной школе одной из актуальных проблем является проблема развития творческих способностей школьника. Многие десятилетия школа и научно-педагогическое образование занимаются поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей.

В современной школе одной из актуальных проблем является проблема развития творческих способностей школьника. Многие десятилетия школа и научно-педагогическое образование занимаются поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей.

«Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». советский психолог Л.С.Выгодский

«Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».

советский психолог Л.С.Выгодский

Развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. Вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, то есть те качества, без которых невозможно творчество.

Развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. Вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, то есть те качества, без которых невозможно творчество.

Американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии Р. Мэй пишет: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс,… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира». Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Через творчество раскрываются потенциальные возможности и способности ученика.

Американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии Р. Мэй пишет: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс,… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира». Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Через творчество раскрываются потенциальные возможности и способности ученика.

Для того чтобы раскрывать и развивать способности ученика очень важно создать на уроке эмоциональный комфорт, ситуацию успеха и творческую раскованность. Т.е. необходимо учитывать психологические условия, способствующие формированию чувства внутренней безопасности и свободы за счет поддержки творческих начинаний ребенка. творческую расскованность , когда не порицаются ошибочные действия школьника

Для того чтобы раскрывать и развивать способности ученика очень важно создать на уроке эмоциональный комфорт, ситуацию успеха и творческую раскованность. Т.е. необходимо учитывать психологические условия, способствующие формированию чувства внутренней безопасности и свободы за счет поддержки творческих начинаний ребенка.

творческую расскованность , когда не порицаются ошибочные действия школьника

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала учащихся.

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала учащихся.

создает комфортную обстановку на уроке фомирует коллектив прививает интерес к предмету способствует интеллектуальному развитию учащихся Но нужно помнить, что сущность этой среды - совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров.«Творческая» среда «изживает себя», когда в группе выделяется авторитарный лидер, который стремится направлять мысли и деятельность своих товарищей.
  • создает комфортную обстановку на уроке
  • фомирует коллектив
  • прививает интерес к предмету
  • способствует интеллектуальному развитию учащихся

Но нужно помнить, что сущность этой среды - совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров.«Творческая» среда «изживает себя», когда в группе выделяется авторитарный лидер, который стремится направлять мысли и деятельность своих товарищей.

Проведение  необычных по форме и замыслу уроков:  уроков творчества, уроков-состязаний,  уроков-игр; Открытую  защиту проектов; Работу  в парах, группах; Работу  с опорными сигналами, памятками,  алгоритмами; Использование  на уроках игровых ситуаций: технических дуэлей, терминологических зарядок и  т. д.; Использование  на уроках занимательного материала: кроссвордов, головоломок и т. д.  Проведение  интегрированных уроков
  • Проведение необычных по форме и замыслу уроков: уроков творчества, уроков-состязаний, уроков-игр;
  • Открытую защиту проектов;
  • Работу в парах, группах;
  • Работу с опорными сигналами, памятками, алгоритмами;
  • Использование на уроках игровых ситуаций: технических дуэлей, терминологических зарядок и т. д.;
  • Использование на уроках занимательного материала: кроссвордов, головоломок и т. д.
  • Проведение интегрированных уроков
Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.

Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.

индивидуальное обучение по программам творческого  развития; система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; научно-практические  конференции и семинары; участие на выставках творчества.
  • индивидуальное обучение по программам творческого развития;
  • система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • научно-практические конференции и семинары;
  • участие на выставках творчества.
Работа над созданием презентации позволяет ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Это развивает коммуникабельность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. Творческие работы стимулируют гибкость мышления, развивают умение в обычном находить необычное.

Работа над созданием презентации позволяет ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Это развивает коммуникабельность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Творческие работы стимулируют гибкость мышления, развивают умение в обычном находить необычное.

Реферат способствует умению работать с дополнительной литературой, при этом находить убедительные доказательства, как  из истории предметов так и забытые технологии создания творческого изделия

Реферат способствует умению работать с дополнительной литературой, при этом находить убедительные доказательства, как из истории предметов так и забытые технологии создания творческого изделия

Один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Данный вид деятельности формирует умение отбирать нужный материал для подготовки темы, всесторонне рассмотреть эти явления, обработать, полученные результаты привести в виде схем, таблиц, графиков, алгоритмов. В результате проектной деятельности учащиеся видят перед собой – вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу.

Один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Данный вид деятельности формирует умение отбирать нужный материал для подготовки темы, всесторонне рассмотреть эти явления, обработать, полученные результаты привести в виде схем, таблиц, графиков, алгоритмов. В результате проектной деятельности учащиеся видят перед собой – вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу.

Более самостоятельная работа. Учащиеся высказывают собственные идеи и отстаивают их. Педагог лишь вносит различную корректировку в работу школьников. В итоге высокая познавательная потребность с внутренней мотивацией дают хорошие результаты. Именно при выполнении исследовательских работ ребята получают свой личный опыт применения полученных знаний на практике, оказываются в среде, способствующей развитию их творческих способностей. Были выполнены такие работы как: «Громкая музыка: польза и вред», «О вреде курения», «Влияние спиртных напитков на здоровье подростков», «Какую цель в жизни выбирает нынешний подросток», «Вредное влияние компьютера», «Современные молодежные субкультуры», «ЗОЖ, режим труда и отдыха», «ЗОЖ, наркотикам НЕТ!», «Тряпичная кукла как творческая основа материнства».

Более самостоятельная работа. Учащиеся высказывают собственные идеи и отстаивают их. Педагог лишь вносит различную корректировку в работу школьников. В итоге высокая познавательная потребность с внутренней мотивацией дают хорошие результаты.

Именно при выполнении исследовательских работ ребята получают свой личный опыт применения полученных знаний на практике, оказываются в среде, способствующей развитию их творческих способностей.

Были выполнены такие работы как: «Громкая музыка: польза и вред», «О вреде курения», «Влияние спиртных напитков на здоровье подростков», «Какую цель в жизни выбирает нынешний подросток», «Вредное влияние компьютера», «Современные молодежные субкультуры», «ЗОЖ, режим труда и отдыха», «ЗОЖ, наркотикам НЕТ!», «Тряпичная кукла как творческая основа материнства».

Таблицы Инструкционные карты Банк учебных проектов Не последняя роль отводится наличию условий, в которых проходит урок. Это учебная мастерская, где имеются все необходимые наглядные пособия, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:
  • Таблицы
  • Инструкционные карты
  • Банк учебных проектов

Не последняя роль отводится наличию условий, в которых проходит урок. Это учебная мастерская, где имеются все необходимые наглядные пособия, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:

Профессор Московского государственного университета С.А. Илюшин и доктор психологических наук, профессор, академик РАО Б.Л. Собкин утверждают: «В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский».

Профессор Московского государственного университета С.А. Илюшин и доктор психологических наук, профессор, академик РАО Б.Л. Собкин утверждают:

«В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский».

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.

Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.

Работая над развитием творческой активности детей, я заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Работая над развитием творческой активности детей, я заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Количество учащихся, принявших участие и занявшие призовые места в городских конкурсах.   На диаграмме четко прослеживается тенденция увеличения количества победителей в городских конкурсах. Это выявляет развитие у обучающихся способностей к творческой деятельности.

Количество учащихся, принявших участие и занявшие призовые места в городских конкурсах.

 

На диаграмме четко прослеживается тенденция увеличения количества победителей в городских конкурсах. Это выявляет развитие у обучающихся способностей к творческой деятельности.

Качество исследовательских проектов учащихся, принимавших в научно-практической конференции и всероссийских творческих конкурсов     В период 2010-2012гг. участники проходили научно-практические конференции на муниципальном и республиканском уровне и не занимали призовых мест. В 2013 году получили диплом 4 степени на НПК школьников «Шаг в будущее» на республиканском уровне и 2 диплома 1 степени во Всероссийском конкурсе «Творчество умников и умниц». В 2014 году получили 2 диплома 1 степени во Всероссийских конкурсах.  

Качество исследовательских проектов учащихся, принимавших в научно-практической конференции и всероссийских творческих конкурсов

 

 

В период 2010-2012гг. участники проходили научно-практические конференции на муниципальном и республиканском уровне и не занимали призовых мест. В 2013 году получили диплом 4 степени на НПК школьников «Шаг в будущее» на республиканском уровне и 2 диплома 1 степени во Всероссийском конкурсе «Творчество умников и умниц». В 2014 году получили 2 диплома 1 степени во Всероссийских конкурсах.  

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся Улучшился общий психологический климат: проходит боязнь совершения ошибок, появляется взаимовыручка Учащиеся с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиад и конференциях
  • Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся
  • Улучшился общий психологический климат: проходит боязнь совершения ошибок, появляется взаимовыручка
  • Учащиеся с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиад и конференциях
За 5 лет приняло участие в НПК, олимпиадах и различных конкурсах разного уровня 67 учеников, из них 47 удостоены дипломами и грамотами первой, второй и третей степени.

За 5 лет приняло участие в НПК, олимпиадах и различных конкурсах разного уровня 67 учеников, из них 47 удостоены дипломами и грамотами первой, второй и третей степени.