Работа Ларионовой Т.И.
учителя технологии
МОБУ СОШ №29 г. Якутска
В современной школе одной из актуальных проблем является проблема развития творческих способностей школьника. Многие десятилетия школа и научно-педагогическое образование занимаются поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей.
«Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».
советский психолог Л.С.Выгодский
Развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. Вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, то есть те качества, без которых невозможно творчество.
Американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии Р. Мэй пишет: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс,… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира». Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.
Через творчество раскрываются потенциальные возможности и способности ученика.
Для того чтобы раскрывать и развивать способности ученика очень важно создать на уроке эмоциональный комфорт, ситуацию успеха и творческую раскованность. Т.е. необходимо учитывать психологические условия, способствующие формированию чувства внутренней безопасности и свободы за счет поддержки творческих начинаний ребенка.
творческую расскованность , когда не порицаются ошибочные действия школьника
Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала учащихся.
- создает комфортную обстановку на уроке
- фомирует коллектив
- прививает интерес к предмету
- способствует интеллектуальному развитию учащихся
Но нужно помнить, что сущность этой среды - совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров.«Творческая» среда «изживает себя», когда в группе выделяется авторитарный лидер, который стремится направлять мысли и деятельность своих товарищей.
- Проведение необычных по форме и замыслу уроков: уроков творчества, уроков-состязаний, уроков-игр;
- Открытую защиту проектов;
- Работу в парах, группах;
- Работу с опорными сигналами, памятками, алгоритмами;
- Использование на уроках игровых ситуаций: технических дуэлей, терминологических зарядок и т. д.;
- Использование на уроках занимательного материала: кроссвордов, головоломок и т. д.
- Проведение интегрированных уроков
Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.
- индивидуальное обучение по программам творческого развития;
- система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
- научно-практические конференции и семинары;
- участие на выставках творчества.
Работа над созданием презентации позволяет ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Это развивает коммуникабельность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Творческие работы стимулируют гибкость мышления, развивают умение в обычном находить необычное.
Реферат способствует умению работать с дополнительной литературой, при этом находить убедительные доказательства, как из истории предметов так и забытые технологии создания творческого изделия
Один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Данный вид деятельности формирует умение отбирать нужный материал для подготовки темы, всесторонне рассмотреть эти явления, обработать, полученные результаты привести в виде схем, таблиц, графиков, алгоритмов. В результате проектной деятельности учащиеся видят перед собой – вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу.
Более самостоятельная работа. Учащиеся высказывают собственные идеи и отстаивают их. Педагог лишь вносит различную корректировку в работу школьников. В итоге высокая познавательная потребность с внутренней мотивацией дают хорошие результаты.
Именно при выполнении исследовательских работ ребята получают свой личный опыт применения полученных знаний на практике, оказываются в среде, способствующей развитию их творческих способностей.
Были выполнены такие работы как: «Громкая музыка: польза и вред», «О вреде курения», «Влияние спиртных напитков на здоровье подростков», «Какую цель в жизни выбирает нынешний подросток», «Вредное влияние компьютера», «Современные молодежные субкультуры», «ЗОЖ, режим труда и отдыха», «ЗОЖ, наркотикам НЕТ!», «Тряпичная кукла как творческая основа материнства».
- Таблицы
- Инструкционные карты
- Банк учебных проектов
Не последняя роль отводится наличию условий, в которых проходит урок. Это учебная мастерская, где имеются все необходимые наглядные пособия, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:
Профессор Московского государственного университета С.А. Илюшин и доктор психологических наук, профессор, академик РАО Б.Л. Собкин утверждают:
«В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский».
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.
Работая над развитием творческой активности детей, я заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Количество учащихся, принявших участие и занявшие призовые места в городских конкурсах.
На диаграмме четко прослеживается тенденция увеличения количества победителей в городских конкурсах. Это выявляет развитие у обучающихся способностей к творческой деятельности.
Качество исследовательских проектов учащихся, принимавших в научно-практической конференции и всероссийских творческих конкурсов
В период 2010-2012гг. участники проходили научно-практические конференции на муниципальном и республиканском уровне и не занимали призовых мест. В 2013 году получили диплом 4 степени на НПК школьников «Шаг в будущее» на республиканском уровне и 2 диплома 1 степени во Всероссийском конкурсе «Творчество умников и умниц». В 2014 году получили 2 диплома 1 степени во Всероссийских конкурсах.
- Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся
- Улучшился общий психологический климат: проходит боязнь совершения ошибок, появляется взаимовыручка
- Учащиеся с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиад и конференциях
За 5 лет приняло участие в НПК, олимпиадах и различных конкурсах разного уровня 67 учеников, из них 47 удостоены дипломами и грамотами первой, второй и третей степени.