СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эти весёлые фразеологизмы!

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие кружка русского языка "Филоложата" по фразеологии. Проходит весело и познавательно.

Просмотр содержимого документа
«Эти весёлые фразеологизмы!»



Занятие 1 кружка «Филоложата»

Тема: Весёлые фразеологизмы (обобщение пройденного в 5 классе) Цели:  расширять знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи; систематизировать сведения по теме «Фразеология»; воспитывать интерес к истории языка, к русскому языку; формировать коммуникативные умения и навык усного монологического высказывания.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение, чёрный ящик.

Ход занятия

1.Формулирование темы и целей. Актуализация знаний.

Добрый день, дорогие филоложата! Мир вам! Доброго здоровья! Желаю процветать и здравствовать!

В русском языке есть один раздел, который изучает устойчивые выражения. Как он называется? (Фразеология). А вам нравятся фразеологизмы? Почему? А вы употребляете их в своей речи? И правильно, ведь они делают нашу речь такой выразительной!

Сегодня первая встреча филоложат в этом учебном году: и поиграем с вами (а у нас не просто игры, а поучительные игры, развивающие), и поработаем в группах. Обещаю: будет интересно, хоть и не всегда просто. Есть предложение: слушать друг друга, обязательно вынести с собой что-то новое и интересное. Принимаете?


- Что же такое фразеологизмы… Фразеологизм - это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее.


2. Разминка: любимая игра «Инфинити» (один круг). Суть игры: на карточках напечатаны фразеологизмы, ребята по очереди кидают фишку с буквами О (объяснение), П (пантомима), Р (рисунок) и объясняют попавшийся им на карточке фразеологизм соответственно выпавшей букве, причём, при устном объяснении нельзя употреблять однокоренных слов, а сказать значение попавшегося фразеологизма.


3.Получение новой информации.

Учитель: Весело прошла разминка, пора и что-то новое узнать. О происхождении фразеологизмов подготовила информацию Ангелина Биктимирова.

Ученица: Я расскажу, откуда произошли фразеологизмы. По происхождению фразеологизмы делятся на несколько групп. Исконно русские (сматывать удочки, расправлять крылья, вставлять палки в колёса). Старославянские (как зеницу ока, не от мира сего, бить челом, око за око). Из разных профессий (сгущать краски, ход конём, через час по чайной ложке, дать зелёную улицу, держать порох сухим, рубить сплеча). Из мифологии (ахиллесова пята, нить Ариадны, прокрустово ложе, панический страх, Авгиевы конюшни). Созданные писателями (голый король, счастливые часов не наблюдают, свежо предание, да верится с трудом, не хочу учиться, а хочу жениться, служить бы рад, прислуживаться тошно, любви все возрасты покорны). Из Библии (блудный сын, вавилонское столпотворение, всемирный потоп, запретный плод, камень преткновения, метать бисер перед свиньями. Предлагаю внести дополнение в любимую игру «Инфинити»: если попадётся фишки с буквой О (объяснение), то не только назвать значение фразеологизма на карточке, но и сказать, «откуда он родом».

4. «Фразеологический калейдоскоп»

Учитель: Алексей с Матвеем приготовили для вас интересные вопросы, удовлетворите их любопытство.

Двое учеников поочерёдно задают остальным вопросы.


Как вы понимаете выражение «бить баклуши»? (Бездельничать)


Какое блюдо бывает у некоторых в голове? (Каша – каша в голове)


Как вы понимаете выражение «Водить за нос» (Обманывать)


Его держат за зубами, иногда прикусывают, а ещё он бывает без костей. Что это? (Язык)


Если на него наступит одно животное, то музыкант из вас не получится. Что это? (Ухо)


Он в голове у легкомысленного человека, на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)


Как вы понимаете выражение «Тянуть кота за хвост» (Медлить)


Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают. (Уши)


Что такое ахиллесова пята? (Уязвимое, слабое место) А кто такой Ахилл?


Участником фразеологического калейдоскопа – честь и хвала, вы быстро соображаете, у вас ума палата, вы семи пядей во лбу!


5. Игра «Найди пару»

Ребята делятся на две команды и расходятся к противоположно поставленным столам. На столах разноцветные карточки. Задача: составить пары из синонимичных фразеологизмов и объяснить их значение.

Водой не разольешь. Грустный человек. Как в воду опущенный. Очень похожи. Толочь воду в ступе. Всё испытали. Седьмая вода на киселе. Неразлучные друзья. Воды не замутит. Дальний родственник. Набрал в рот воды. Бесполезная работа. Как в воду глядел. Долгое время. Как две капли воды. Угадал. Прошли огонь и воду. Тихий человек. Много воды утекло. Молчаливый человек.


6. Реализация домашнего задания.

Учитель: каждый из вас приготовил сегодня небольшой рассказ о каком-то новом фразеологизме. Кто начнёт? (рассказы ребят сопровождаются демонстрацией рисунков на интерактивной доске)



Аршин проглотил. Это выражение обозначает человека, вставшего по стойке «смирно» или принявшего величественно-надменную позу с прямой спиной. Аршин — это древняя русская мера длины в 71 сантиметр, широко использовавшаяся в швейном деле до перехода на метрическую систему мер. Соответственно, мастера использовали для измерений деревянные или металлические аршинные линейки. Если проглотить такую, осанка наверняка станет феноменальной… Просьба- этот опыт не повторять, опасно для жизни.

Козёл отпущения. Так называют человека, на которого свалили всю вину за какой-либо провал, неудачу. Выражение пришло из Библии. По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов священник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа израильского. Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали, дабы он навсегда унёс на себе грехи евреев.

Попасть впросак. Оказаться в крайне неудобном или даже опасном положении. Просак в древности– это барабан с зубьями в машине, при помощи которой чесали шерсть. Попав в просак, можно было легко покалечиться, лишиться руки.

Как буриданов осёл. Имеется в виду человек крайне нерешительный. Восходит к знаменитому примеру французского философа XIV века Жана Буридана, который утверждал, что поступки людей зависят по большей части не от собственной воли, а от внешних обстоятельств. Иллюстрируя свою мысль, он утверждал, что осёл, слева и справа от которого на равном расстоянии будут положены две одинаковые кучи, в одной из которых будет сено, а в другой солома, не сможет сделать выбор и умрёт с голоду.

Дойти до ручки. Совсем опуститься, потерять человеческий облик и социальные навыки. В Древней Руси калачи выпекали не круглыми, а в форме замка с круглой дужкой. Горожане часто покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, как за ручку. При этом из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а либо отдавали её нищим, либо бросали собакам. Про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки.

Стоит как вкопанный. Так говорят о человеке, который практически замер на месте в результате любого потрясения: шока, удивления или страха. Происхождение оборота происходит от давнего вида наказания, когда человека закапывали за совершенное преступление по голову. Естественно, ни единого движения он сделать не мог. Наказание окапыванием прекратилось при Петре I, а память о нем сохранилась в виде фразеологизма.

Собака на сене. Выражение означает «ни себе ни людям». Фразеологизм был позаимствован из басни Эзопа «Собака в яслях». В этой истории злая собака лежала на сене и не подпускала к нему лошадей. Тогда они возмутились и сказали: «Ну и бессовестное ты животное! И сама сена не ешь, и нас к еде не подпускаешь!»


Учитель: всем спасибо, здорово поработали, включаем новые выражения в свой лексикон, а Стасу спасибо за интересные рисунки к этим фразеологизмам.

7. Фразеологизмы последних десятилетий.

Учитель: давайте узнаем и обсудим фразеологизмы последних десятилетий, вот некоторые из них:

включать голову - думать хорошенько

голубое/жидкое/сладкое золото – газ, вода, сахар (по типу «чёрное золото»-нефть)

грязные технологии – с нарушением закона, морали

грязный бизнес – с нарушением закона, морали

оборотни в погонах – коррумпированные, нечестные служители порядка

пахать как раб на галерах – работать усердноне зная отдыха

порвать как Тузик грелку – расправиться с кем-либо (чаще  -  угроза)


Учитель: пополняйте свою «копилочку» этими и включайте их при необходимости в активное употребление, ваш лексикон станет разнообразнее.


8. «Черный ящик»

Для этого этапа на доске прикреплены картинки: кисель, рыба, хлеб, ложка, трава, гусь.

Учитель: а у Николая есть для вас загадка, и она, конечно же, связана с фразеологизмами.

Под музыку ученик выносит чёрный ящик и говорит: Ребята, сначала посмотрите на эти картинки. С точки зрения фразеологии их связывает одно и то же слово, предмет. И он находится в чёрном ящике.

Дети обсуждают, разгадывают.

Ответ. Все эти предметы связывает слово вода (достаёт из чёрного ящика бутылочку с водой и показывает ребятам). Седьмая вода на киселе (т.е. очень-очень далёкий родственник), как с гуся вода (ничего не действует на кого-то), как рыба в воде (т.е. чувствовать себя комфортно), сидеть на хлебе и воде (т.е. голодать), в ложке воды утопить (т.е. причинить неприятность по пустяку), тише воды, ниже травы (так говорят об очень скромном, робком человеке) Если ребята отгадают, то ведущий награждает их словесно фразеологизмами: У вас блестящий ум! У вас ума палата! Вы - лучшие умы человечества

А если не отгадают, говорит ответ сам, а потом с улыбкой: глубоко вздохните и расслабьтесь, самое интересное у вас впереди! «Неудача — это просто повод начать еще раз, но уже более мудро»

9.Иноязычные фразеологизмы (карточки с ними спрятаны в разных местах кабинета; после того, как ребята их найдут, обсуждаются их значения, подбираются синонимы, это сопровождается юмористическими рисунками на интерактивной доске).

Учитель: предлагаю поработать сыщиками, надо найти карточки с иноязычными фразеологизмами, попробовать объяснить их значение и подобрать русский синоним, если получится.

Чувствовать себя как осьминог в гараже. В Испании, если вы услышите, что кто-то чувствует себя словно осьминог в гараже, то это не будет означать, что он ведет себя как слон в посудной лавке. Эта фраза на самом деле дает понять, что человек находится не в своей тарелке, то есть чувствует себя неудобно в какой-то конкретной ситуации или месте.

Быть на спине свиньи. Если у вас в жизни все отлично и вам сопутствует удача, то в России про вас скажут, что вы на коне, а вот в Ирландии упоминается совсем другое животное, которое не у каждого вызывает прямые ассоциации с успехом.

Кормить осла бисквитным тортом. Если в России мы мечем бисер перед свиньями, когда пытаемся доказывать что-либо тому, кто неспособен или не хочет ни понять, ни оценить это должным образом, то в Португалии аналогичный смысл имеет фраза про ослика и бисквитный торт.

 Быть пойманным с бородой, застрявшей в почтовом ящике. Видимо, часто бывали случаи, когда норвежские мужчины по какой-то причине пытались достать чужие конверты из почтового ящика, но в самый неподходящий момент у них в отверстии для писем застревала борода. Они никуда больше не могли убежать, и таким образом их заставали прямо на месте преступления. Эта образная фраза в Норвегии означает, что кого-то поймали с поличным.

Не мой цирк, не мои обезьяны. Когда в Польше хотят сказать, что они больше не желают продолжать что-то делать, то есть умывают руки, то поляки используют эту смешную фразу про цирк с обезьянами.


10. Рефлексия. Итак, подведём итог сегодняшнего заседания. О чём говорили? Что нового узнали? Что понравилось? До новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!