«Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре».
О.С. Газман
Вспоминая свои школьные годы, мы можем сказать, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем.
Сфера деятельности педагога – это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально – этической культуры.
Проблема этичного поведения учителя сегодня особенно актуальна .
Основные компоненты педагогической культуры – это…
- 1. Профессиональная квалификация
- 2. Нравственная культура.
- 3. Педагогическая этика.
- 4. Коммуникативная культура.
- 5. Информационно-технологическая культура.
Общение
Коммуникативная культура педагога
Педагог – психолог: Сергиенко Елена Юрьевна
“ Этика - это философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой–нибудь общественной группе)”. Ожегов С.И
Этика - это кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики.
Истоки педагогической этики
Учитель истории: Демидова Елена Геннадьевна
Основные составляющие педагогической этики
Учитель русского языка и литературы: Букарева Елена Юрьевна
Педагогическая этика- это совокупность норм и правил поведения педагога.
Составляющие педагогической этики:
- профессиональная квалификация;
- педагогическая культура;
- нравственная культура;
- педагогический такт;
- профессиональный такт;
- педагогическая справедливость;
- профессиональная честь педагога.
Профессиональная квалификация – образование (среднеспециальное, высшее). Непрерывность профессионального развития, профессионального мастерства, активно заниматься самообразованием и самосовершенствованием, повышение квалификации (категории), совершенствование своего интеллектуального, творческого и общенаучного уровня.
Педагогическая культура (нравственная культура) – внешний облик педагога (придерживаться делового стиля в одежде), культура речи , вежливость, корректность, культура и нормы поведения в школе и в обществе за пределами учебного заведения, чувство собственного достоинства, умение управлять своим состоянием, чувство юмора.
Профессиональная этика педагога
- Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики – педагогический такт .
- Педагогический такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективное его восприятие; в такте проявляется творчество и поиск.
Правила педагогического такта
- Воспитывать ребенка – это не значит «крепко держать его в руках».
- Не употреблять выражения оскорбляющие достоинства человека.
- Не подчеркивать преимущества педагога над ребенком.
- Не напоминать ребенку о его физических недостатках.
- Быть щедрым на похвалу.
- В работе с детьми соблюдать дистанцию.
- При любых обстоятельствах поддерживать педагогическую уравновешенность
Педагогическая мораль – взаимоотношение между воспитателем и воспитуемым. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним.
Педагогическая справедливость . Представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности).
Педагогический долг . Это построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами. Глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
Педагогическая честь – общественная оценка реальных профессиональных достоинств учителя.
Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег.
Любовь к детям - самое необходимое качество учителя
Культура речи педагога на уроках английского языка
Учитель английского языка: Денисова Екатерина Игоревна
Педагогический такт на уроке с обучающимися ТМНР
Классный руководитель 9 класса обучающихся с ТМНР: Бирюкова Виктория Александровна
Подведем итоги
Аспекты культуры поведения:
Существует несколько общих правил делового этикета педагога.
1.Пунктуальность
2. Собранность и аккуратность
3.Грамотная речь
4.Умение общаться
Это искусство, а в учебном заведении со своими коллегами, обучающимися и их родителями — искусство вдвойне!
5. Внешний вид учителя
Помним, на нас ежеминутно смотрят десятки глаз людей самого разного возраста: уважаем «в себе самого себя», педагогическая этика подразумевает особые требования к одежде учителя (но мы не уподобляемся «человеку в футляре»).
6.Авторитет
-это моральный статус педагога в коллективе воспитанников и коллег;
-это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.
Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание педагога своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.
«Этический кодекс педагога».
Педагог - родитель:
• Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей;
• Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к ученикам;
• В общении с родителями недопустимо обсуждение детей класса и их родителей.
Педагог - ученик:
• Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
• Учитель должен адекватно оценивать деятельность и поведение учеников.
Педагог - педагог:
• Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;
• О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо. Не стоит ни с кем обсуждать профессиональные и личностные качества коллег;
• Школа – не место для сплетен;
• Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной;
• В решении конфликтных ситуаций применять конструктивные методы, не унижая свое достоинство и достоинство партнера.
- Таким образом, соблюдение педагогического этикета помогает укреплению авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в детском и педагогическом коллективе.
- В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом - этикой.
- Этика в школе - это «практическая философия воспитания».
- Профессиональная педагогическая этика определяет нравственное сознание педагога как совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств и потребностей, отражающих моральное отношение в сфере профессиональной педагогической деятельности
Спасибо
за
внимание!