Педсовет «Этика в профессиональной культуре педагога»
Учитель русского языка
и литературы Олешкевич И.В.
«Только тот, кто владеет собой
может повелевать миром»
Вольтер
«Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре».
О.С. Газман
(Олег Семёнович Газман — учёный, педагог, общественный деятель-реформатор, публицист).
Цель: постановка проблемы формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей её составляющей.
Задачи:
1. Выявить представления учителей о профессиональной культуре учителя.
2. На основе выявленных представлений составить этический кодекс современного учителя.
Сегодняшняя наша встреча посвящена профессиональной культуре педагога.
Если мы рассмотрим понятие профессиональной культуры, оно выступает как - характеристика личности педагога, его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности.
- А вот что является основными компонентами педагогической культуры?
Это:
1. Профессиональная квалификация
2. Нравственная культура.
3. Педагогическая этика.
4. Коммуникативная культура.
5. Информационно-технологическая культура.
На одной из составляющих профессиональной культуры учителя мы остановимся более подробно, а именно на педагогической этике.
Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности.
Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде:
правила общения,
манеры поведения,
костюм людей, профессионально занимающихся обучением, развитием и воспитанием подрастающего поколения.
Практический блок. Общение.
- Наша с вами деятельность напрямую связна с общением: это общение с коллегами, с детьми, с родителями, с администрацией.
Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.
А одно из приданий гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру.
И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.
«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.
«Но почему?!», - воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.
- Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает, как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить.
- Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.
- Неотъемлемой частью педагогической этики является умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые довольно часто происходят между участниками образовательного процесса: родителями, учениками, коллегами.
В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто провоцируют его.
Например:
• Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.
• Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения к этим различиям.
• Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими.
• Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда.
Я предлагаю вам небольшой Тест «Ваше поведение в конфликте».
- Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.
1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели.
А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.
(«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,
«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,
«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,
«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).
- Но при всем при этом, независимо от того, как вы ведете себя в той или иной конфликтной ситуации хочется вспомнить
Закон об образовании Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
Правила общения:
- обсуждайте не личность оппонента, а раскрывайте свой взгляд на проблему,
- аргументацию начните с похвалы, если вы поняли, что неправы, признайте это,
- используйте метод положительных эмоций (задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ, после серии таких вопросов задайте главный вопрос).
- меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей,
- соблюдайте доброжелательный и уважительный тон.
- критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.
Однажды к Сократу пришел человек и сказал:
- Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?
Сократ ответил ему:
-Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое - это сито правды. Ты уверен, что то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?
- Ну, я слышал это от других.
- Вот видишь, ты не уверен. Второе сито - это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?
- Совсем нет.
- И, наконец, третье сито - сито пользы. Будет ли эта новость полезной?
- Сомневаюсь.
-Вот видишь - ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?
Я хочу каждому из вас предложить памятку «Этический кодекс педагога». Прочитайте его и выделите что-то важное для себя.
Этический кодекс педагога.
В отношениях с родителями:
• Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей;
• Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к ученикам;
• В общении с родителями недопустимо обсуждение детей класса и их родителей.
В отношениях с учениками:
• Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
• Учитель должен адекватно оценивать деятельность и поведение учеников.
В отношениях с коллегами:
• Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;
• О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо. Не стоит ни с кем обсуждать профессиональные и личностные качества коллег;
• Школа – не место для сплетен;
• Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной;
• В решении конфликтных ситуаций применять конструктивные методы, не унижая свое достоинство и достоинство партнера.
Таким образом, соблюдение педагогического этикета помогает укреплению авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в детском и педагогическом коллективе.