СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Этика в профессиональной культуре педагога»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Этика в профессиональной культуре педагога»»

Педсовет «Этика в профессиональной культуре педагога»

Учитель русского языка

и литературы Олешкевич И.В.


«Только тот, кто владеет собой

может повелевать миром»

Вольтер

«Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре».

О.С. Газман

(Олег Семёнович Газман — учёный, педагог, общественный деятель-реформатор, публицист). 

Цель: постановка проблемы формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей её составляющей.

Задачи:

1. Выявить представления учителей о профессиональной культуре учителя.

2. На основе выявленных представлений составить этический кодекс современного учителя.



Сегодняшняя наша встреча посвящена профессиональной культуре педагога.

Если мы рассмотрим понятие профессиональной культуры, оно выступает как - характеристика личности педагога, его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности.

- А вот что является основными компонентами педагогической культуры?

Это:

1. Профессиональная квалификация

2. Нравственная культура.

3. Педагогическая этика.

4. Коммуникативная культура.

5. Информационно-технологическая культура.


На одной из составляющих профессиональной культуры учителя мы остановимся более подробно, а именно на педагогической этике.


Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности.

Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде:

  • правила общения,

  • манеры поведения,

  • костюм людей, профессионально занимающихся обучением, развитием и воспитанием подрастающего поколения.



Практический блок. Общение.

- Наша с вами деятельность напрямую связна с общением: это общение с коллегами, с детьми, с родителями, с администрацией.

Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.

А одно из приданий гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру.

И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему?!», - воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.


- Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает, как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить.

- Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.

- Неотъемлемой частью педагогической этики является умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые довольно часто происходят между участниками образовательного процесса: родителями, учениками, коллегами.

В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто провоцируют его.

Например:

• Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.

• Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения к этим различиям.

• Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими.

• Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда.


Я предлагаю вам небольшой Тест «Ваше поведение в конфликте».



- Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.

1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.


В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.

(«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование,

«Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание,

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,

«Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление,

«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).



- Но при всем при этом, независимо от того, как вы ведете себя в той или иной конфликтной ситуации хочется вспомнить

Закон об образовании Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.


Правила общения:

- обсуждайте не личность оппонента, а раскрывайте свой взгляд на проблему,

- аргументацию начните с похвалы, если вы поняли, что неправы, признайте это,

- используйте метод положительных эмоций (задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ, после серии таких вопросов задайте главный вопрос).

- меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей,

- соблюдайте доброжелательный и уважительный тон.

- критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.


Однажды к Сократу пришел человек и сказал:
- Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг? 
Сократ ответил ему:
-Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое - это сито правды. Ты уверен, что то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой? 
- Ну, я слышал это от других. 
- Вот видишь, ты не уверен. Второе сито - это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной? 
- Совсем нет. 
- И, наконец, третье сито - сито пользы. Будет ли эта новость полезной? 
- Сомневаюсь. 
-Вот видишь - ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить? 



Я хочу каждому из вас предложить памятку «Этический кодекс педагога». Прочитайте его и выделите что-то важное для себя.

Этический кодекс педагога.

В отношениях с родителями:

•          Отношения  учителей  с  родителями  не  должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей;

•          Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к ученикам;

•          В общении с родителями недопустимо обсуждение детей класса и их родителей.

В отношениях с учениками:

•          Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

•          Учитель должен адекватно  оценивать  деятельность и поведение учеников.

В отношениях с коллегами:

•          Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;

•          О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо.   Не стоит   ни  с  кем  обсуждать профессиональные и личностные качества коллег;

• Школа – не место для сплетен;

•           Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной;

•     В решении конфликтных ситуаций  применять конструктивные методы, не унижая свое достоинство  и достоинство партнера.

Таким  образом, соблюдение   педагогического этикета помогает    укреплению    авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в детском и педагогическом коллективе.