СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Этикет – форма для содержания этики»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 4 классе по курсу ОРКиСЭ «Этикет - форма для содержания этики»

Просмотр содержимого документа
««Этикет – форма для содержания этики»»

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й кл.)

Урок 14. «Этикет – форма для содержания этики» (2 часа).

Урок 40 минут

1.Организационный момент

Добрый день, уважаемые гости! (дети приветствуют гостей

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение главы — Какие правила морали особенно важны в школе? (слайд1)

  • Нам предстоит много читать, размышлять. Мы продолжаем учиться работать вместе.

  • Назовите правила, по которым вы хотели бы работать на уроке.

  • Почему для вас важно следовать этим правилам?

  • Пусть девизом нашего урока станет такое четверостишие (открываю слайд 2)

Команда — это значит вместе,

Команда — все за одного

Здесь все по совести, по чести.

Здесь не обидят никого.

  • Как вы понимаете выражение — все по совести, по чести?

Надеюсь, соблюдение названных правил поможет решить все задачи урока.


2.Актуализация знаний (Вызов)

  • Прочитаем ключевые слова урока — Этика Мораль Нравственность Форма — (слайд3)

  • На какие две группы можно распределить эти слова? Почему?

(Эти слова говорят об отношениях между людьми и правилах достойного поведения)

  • Где можем узнать значение слова форма? Давайте попробуем при помощи опорной схемы узнать значение слова и привести примеры словосочетаний с этим словом. (слайд4) Работаем парой













  • Что вы узнали?


3. Определение проблемного вопроса и планирование действий.

  • Мы уяснили значение понятий и теперь готовы познакомиться с темой урока (открываю тему на школьной доске), прочитаем хором — Этикет—форма для содержания этики.

  • О чем мы будем говорить на уроке?

  • В каком значении употребили слово форма в этом предложении? (слайд4)

  • Задайте вопросы к теме урока.

  • Это и будет учебная задача нашего урока — найти ответы на наши вопросы.

  • Обратимся к тексту учебника. Определим проблемный вопрос урока (открыть учебник – с.66

  • Чтение по ролям (поблагодарить за выразительное чтение).

  • О какой форме здесь говорится? (о школьной форме и о форме обращения к старшим)

  • Сравните мнение Антона и Игоря о школьной форме и о форме обращения к старшим?

  • Сформулируйте проблемный вопрос урока - Зачем нужна форма одежды и форма обращения в школе? (открыть вопрос на школьной доске)

  • Где мы можем найти ответы на свои вопросы? (учебник, презентация)







  1. Осмысление

Обратимся к тексту учебника. Текст будем читать с остановками.

Правила отношений между людьми называют моралью, этическими нормами. Они на первый взгляд просты: не обманывай, не бери чужого, поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и другие. Однако следовать этим правилам на деле не всегда бывает просто. (Как думаете, почему?) Врать нехорошо, но как быть, если боишься наказания? Конечно, толкаться плохо. А если ты очень торопишься? Известно, что нельзя говорить со взрослым, как со своим сверстником, но, если незнакомый человек на улице отчитывает тебя за шумное поведение, может возникнуть желание грубо ему ответить. (Бывает такое?) Эти вредные мысли наверняка приходили в голову каждому. (Приходили?) Как с ними бороться? Как не нарушить правила морали, этики? Особенно, когда нас никто не видит?

В некоторых случаях на помощь человеку может прийти этикет. Так называют принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике и так далее. Для каждого из этих случаев правила этикета предлагают свои формы фраз, жестов, одежды. Например, полагается есть с закрытым ртом, чтобы не издавать неприятных звуков; при встрече младший первым говорит: «Здравствуйте», а потом уже отвечает старший. (Вы знали об этом?) Формы этикета помогают не забыть о содержании правил этики, об их смысле. Например, одно из правил этики (морали) требует, чтобы люди были вежливы по отношению друг к другу – таково его содержание. А этикет поддерживает внутренний смысл этого правила внешней формой обращения: незнакомые взрослые люди должны говорить друг другу «вы».

В подобные формы этикет «одевает» содержание наших мыслей и поступков. «Одежда» для мыслей – это слова. Этикет требует, чтобы на уроке мы общались между собой так: «Я не совсем согласен с тем, что сказал...» (А мы этим пользуемся на уроке?) Однако вне школы, в дружеской обстановке люди могут строить фразы иначе.

  • Так что же помогает людям вести себя правильно в различных ситуациях? — этикет

  • Попробуйте дать определение этикета — принятый порядок поведения в различных ситуациях

  • Что предлагают правила этикета для различных ситуаций? — формы фраз, жестов, одежды (добавить под тему урока)

О чем помогают помнить правила этикета? — о правилах морали


Этикет — форма для содержания этики. порядок поведения установленный образец

в различных ситуациях правильного и достойного поведения

формы фраз, жестов, одежды

  • Хотели бы вы узнать о происхождении слова — этикет?

  • Послушаем Аню.

  • 1.Существует любопытная версия о происхождении данного слова. Согласно этой версии, оно возникло благодаря главному садовнику французского короля Людовика XIV. Садовник как-то пожаловался на дворян, которые вытаптывали лужайки Версальского парка, не обращая внимания на многочисленные запреты, и попросил издать указ о том, что «не следует пренебрегать надписями». На одном из своих приёмов Людовик XIV распорядился раздать гостям карточки с правилами поведения. От французского названия такой вот карточки — «этикетки» — и произошло слово «этикет».

  • В России царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого пособия для обучения и воспитания детей дворян «Юности честное зерцало» (1717 г.)

В котором наставлял

  • «У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…

  • Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…

  • Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться.

  • Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…

Чему учили правила этикета — красиво себя вести. Для чего? Чтобы не досаждать окружающим своим поведением.

  • Но правила отношений между людьми определялись еще обычаями и традициями разных народов,


Верите ли вы? — Если верите в мое утверждение, то отмечайте на листе плюс, если не верите, то ставьте— минус. Итак,

Верите ли вы

1.В Германии принято здороваться с незнакомыми людьми в лифтах, купе поезда, магазинах

2. В Новой Зеландии представители коренного населения, маори, при встрече друг с другом касаются носами.

3. Коренной житель Андаманских островов при встрече с другом садится к другу на колени, обнимает за шею и плачет. Таким образом, он радуется встречи со своим другом. (а слезы – это та искренность, с которой он встречает своего соплеменника.

4. Верите ли вы что, если во время беседы с кем-либо француз ощупывает свой подбородок, как бы намекая на то, что у него выросла борода, то он хочет показать, что ваша беседа слишком затянулась.

Проверим ваши результаты.

  • На все утверждения нужно было ответить – ДА! ++++

  • Интересные сведения о правилах этикета от А до Я вы можете найти в книге, которая так и называется — Этикет от А до Я.

Подведем итоги: Что мы узнали о слове Этикет?

Заполним вместе словарную карту.


















Мы узнали, что такое этикет.

  • Сможете ли бы сейчас вы ответить на проблемный вопрос урока? Зачем нужна форма одежды и форма обращений между людьми в школе? - К старшим, незнакомым людям принято обращаться на ВЫ. Такая вежливая форма обращения помогает показать свое уважительное отношение к людям, как того требуют правила морали.


Ф/мин. Под песню Давайте говорить друг другу комплименты (у детей в руках кружки)


  1. Используя текст учебника дополним вывод про проблему урока— напомню, нам надо найти ответ на первую часть нашего вопроса. Зачем нужна форма в отношениях между людьми в школе?

  • Начнем читать. С. 68 — второй абзац.

  • Свой этикет существует и в одежде. Скажите, почему вы сегодня пришли в парадной школьной форме? – гости, (приятное не только себе, но и другим), таким образом, мы выразили уважение к гостям, что мы им рады, мы хотели сделать приятное, т.е. опять поступили в соответствии с этическими нормами

Надевая праздничный костюм, человек словно говорит себе: «Сегодня я иду на день рождения к другу, а не просто попить с ним чаю – надо поздравить друга и сделать ему приятный подарок!» Возвращаясь из туристического похода, человек меняет пропахшую дымом костра куртку и джинсы на деловой костюм. Тем самым он напоминает себе, что на работе или в школе нельзя кричать и дурачиться, как в лесу.

  • Согласны ли вы с утверждением, что школьная форма помогает правильно себя вести в школе? Или может быть вы согласны с мнением Антоши, можно ходить в школу в чем угодно — человек от этого не меняется.

  • Как поступит каждый из вас, если вдруг завтра объявят по радио, что ношение школьной формы в гимназии не обязательно.

  • Выберите свой вариант ответа.

  • Пожалуйста, кто выбрал 1 вариант, покажите сигнал.

  • Спасибо, ребята, за ваш ответ.

  • А знаете ли вы что школьная форма имеет давнюю историю? Хотели бы вы узнать историю школьной формы?

(Рассказ — презентация об истории школьной формы.

Цель – показать значение формы, ее влияние на поведение человека—манеру держаться в разных ситуациях).

  • Может быть кто-то изменил свой выбор?


  1. Выражение решения проблемы

  • – Какой проблемный вопрос мы задали в начале урока?

  • – Какой вывод вы можете сделать?

Один из возможных ответов такой: «Внешний вид человека должен соответствовать его внутреннему миру, а также той обстановке, в которой он сейчас находится. Поэтому в школу ученик надевает школьную форму, на работу взрослые – деловой костюм, в театр или в гости – праздничную одежду».

7.Рефлексия V. Выполнение продуктивных заданий по теме. Пока звучит музыка.

Предлагаю выполнить задания в группах по теме урока. на с. 69.

1-я группа: Как вы понимаете высказывание «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». (Блез Паскаль)

2-я группа: О каких правилах гимназиста мы говорили сегодня на уроке? Какие правила гимназиста

особенно важны и почему?

3-я группа: Ситуация — Игорь не смог пойти на урок физкультуры по лыжной подготовке, поэтому он остался в классе. Через некоторое время у Игоря зазвонил мобильный телефон. Мальчик очень удивился звонку, особенно когда увидел, что ему звонит Петя, который в тот момент был с классом в сосновом бору Игорь ответил на звонок и задал вопрос однокласснику: «Петя, почему ты звонишь во время урока?». «Просто так, да и меня никто не видит», - последовал ответ Пети. Дайте оценку поступку.

4-я группа: Ситуация — После уроков группа 4-классников играла на площадке детского сада. В это время в детском садике был тихий час— малыши спали. Все беседки, горки были в полном распоряжении гимназистов. Ребята громко смеялись, бегали, играли в снежки, отдыхали после занятий в школе.

Оцените ситуацию.

По окончании работы каждая группа представляет результаты.


VI. Итог урока.

Ребята, давайте подведем итог нашей совместной работы. Мы справились с учебной задачей. Подумайте, пожалуйста и поднимите руку те из вас, кто после сегодняшнего урока может сказать — Да, сегодня я лучше понял — зачем нужны правила общения между людьми.

Вы знаете, А.П Чехов сказал — В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли И тогда добавим мы, что прекрасная душа, мысли обязательно поведут вас по жизни — дорогою добра.

Пусть в заключение урока прозвучит песня, которая так и называется — Дорогою Добра.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!