СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнографическая мозаика в России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

этнографическая мозаика в России. Государственные и национальные праздники в России.

Просмотр содержимого документа
«Этнографическая мозаика в России»



Урок по географическому краеведению

«Этнографическая мозаика России»







Авторы: Алова Олеся Владимировна

Учитель высшей профессиональной категории

















Г. Новотроицк 2016 год

Ход урока:

Цель:      позволит оценить уровень этнографической грамотности учащихся, а также знания людей о народах, населяющих Россию, окажет содействие национально-культурному развитию народов Российской Федерации, будет направлен на сохранение их этнокультурной самобытности, укрепление межнационального мира и согласия.         

 Данная цель реализуется  через задачи:

  1. Через момент проживания учащихся в модели «Культурная среда» того или иного народа.

  2. Через расширение знаний, представлений учащихся о культуре,  обычаях и традициях народов, населяющих Россию.

  3. Через сплочение классного и общешкольного коллектива, формирование традиций школы, развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и инициативности;  вовлечение родителей в учебную деятельность

Рекомендации по проведению  мероприятия:

  1. Мероприятие рекомендуется проводить для  старшей школы с привлечением  учащихся старшего звена.

  2. Сроки проведения мероприятия – 1 дней: открытие фестиваля, знакомство с  культурой, обычаями и традициями представляемых народов России;  подведение итогов и закрытие фестиваля.

3.   Каждый учащийся 9 А класс заранее изготавливает модель герба, флага представляемого народа,   делает эмблемы каждому учащемуся класса, готовит костюмы.

 4.   На этапе подготовки мероприятия необходимо учитывать  контингент учащихся с точки   зрения принадлежности к той или иной национальности; активно привлекать детей и родителей разных национальностей к участию в мероприятии, используя их знания, опыт, традиции и обычаи.



        Методы и формы работы:

        Формы:    1.  КТД

                               2.  Малые группы

                               3.  Массовая

 

          Методы:   1. Деятельностный метод

                               2. Эвристическая беседа

                               3. Игры и игровые ситуации

                               4. Инсценирование

                               5. Метод сбора информации и мозговой штурм

                               6. Метод «проживания» определенной роли

                               7. Метод оценки

                               8. Метод создания моделей и проектов



Тема культур и традиций народов России неисчерпаема и очень актуальна. Но наша задача заключается в том, чтобы после этого урока у жителей города, области, России появилось желание изучать свои корни, традиции своих предков, узнавать больше о тех, кто живет рядом. Потому что знание является основой для взаимного уважения и согласия между людьми разных национальностей.

Чем дальше в будущее входим,
тем больше прошлым дорожим...»
Очень часто за событиями
И за сумотохою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним
старые обычаи!
Вспомним
нашу старину!

Ведущий 1:        Мы рады вас приветствовать на открытии фестиваля   народов России. Нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в   России. На многих десятках языках говорит население нашей великой Родины. На многих десятках различных языков  учатся дети в школах, поются песни, печатаются книги.

Ведущий 2:        Миллионы дружных рук укрепляют день за днем силу, могущество и славу России, строят общее хозяйство, общую культуру.

В незапамятные времена с различных сторон пришли отдельные народы и племена к берегам морей и рек нашей Родины, расселились в лесах, тундрах, в песках горячего юга.  

Ведущий 2:    На нашем этнографическом фестивали собрались представители разных народов. Давайте     поприветствуем их друзья.

      ( Выходят дети национальных костюмах – представители народов: русских, татар, казахов, мордвы, чувашей, мордвы, украинцев, белоруссов цыган . В руках у них герб, флаг)  

 представляемого народа.  Впереди – ребенок несёт табличку с названием народа. (Действие происходит на фоне русской народной музыки)

(Представители народов выстраиваются . Начинается презентация символики каждого народа)\

  1. РУССКИЕ

  2. УКРАИНЦЫ

  3. ТАТАРЫ

  4. БЕЛОРУСЫ

  5. КАЗАХИ

  6. ЦЫГАНЕ

И так мы начинаем знакомство с народами фестиваля.

  1. Русские

 Позвольте нам, представителям русского народа на правах хозяев фестиваля  приветствовать всех гостей, прибывших к нам  из разных уголков могучей, великой, необъятной страны – России!   

Коренная область расселения русского народа- Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и историческое пространство , объединяемое понятием Русь и Россия.

. Ведущий 2:   Русская история древняя и поучительная. За долгие века существования  народная мудрость закрепилась в пословицах,  загадках, печальных и веселых обрядовых песнях

(Девочка исполняет  колядку)

Коляда – маляда

Посконна борода,

Открывай ворота,

Выноси пирога.

Уж ты, барин–батюшка,

Принимай гостей

Со всех волостей.

Мы будем петь, плясать, веселиться.

 Ведущий 1:         Главным  зимним праздником является праздник Нового года. После  принятия христианства он совпадал с Рождеством и святками. В новогодние  святки ходили по дворам с песнями – колядовали. Рядились в нечистую сил. Страшные и в то же время смешные маски ряженых делали нечисть менее пугающей.

Ведущий 2:          Самым веселым праздником можно считать празднование проводов зимы, который  у русского народа называется в честь обрядового блюда – масляного блина. На масленицу катались с гор, гуляли, пировали.

Дети:       А мы  масленицу повстречаем,

                Маслом гору поливаем,

                На широк двор зазываем,

                Да блинами угощаем.

                                 (Дети угощают всех блинами) 

Ведущий 1:  И всегда и везде народные праздники  сопровождала русская песня, которая

                      согревала, печалила, веселила русских людей  

                 ( Исполняется русская народная песня  «Блины»)

Дети:      А вот и еще одна загадка. Знаете ли вы,  почему нашу праздничную одежду  украшает вышивка?   Считалось, что в праздник человек  разговаривает с Богом, но  и рубаха  тоже как бы участвует в разговоре: на ней языком орнамента были       написаны все просьбы человека к Богу. Повседневную одежду не украшали – только

швы и края  обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

 Ведущий:       Передающаяся из поколения в поколение народная мудрость стал исторической памятью народа. И мы  с вами, друзья, в своей жизни и труде должны     уважать и почитать традиции наших отцов и дедов.

2.УКРАИНЦЫ

Каждая нация, каждый народ имеют свои традиции и свой национальный костюм.Традиционный украинский национальный костюм – это яркие, красивые вышивки, цветы и ленты.


1 ведущий: Основа мужского национального костюма – рубаха.

Штаны (шаровары, портки).

Мужские головные уборы: бриль и кучма .

2 ведущий: Основа женского костюма – длинная рубашка (вышиванка, сорочка)

Юбка (понёва):запаска, дерга (на каждый день)и плахта (на праздник)

Венок - головной убор незамужней девушки.

Обувь украинцев - как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название - морщуни, постоли, ходаки.

1 ведущий: А знаете ли вы, что украинский веночек является одним из особенных оберегов.

2 ведущий: А еще считалось, что в веночках есть какая-то волшебная сила, способная защитить от любой беды.

Звучит у песня «Заплету віночок, заплету шовковий…»

(Выходит группа девочек)

У виночёк Украины

Заплэтэм мы квиты ныни.

Виночёк — не проста краса,

Йому пидвладни й нэбэса.

Про цэ видомо у нас зроду,

Вин — обэриг народу й роду.


1 ведущий: А еще венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну.

2 ведущий: И для изготовления такого оберега в венок вплетали чеснок, лук, ленты, хлебные колосья, сладости, кольца, особые магические травы.

1 ведущий: Бытовало поверье, что прибитые на дверях веночки обеспечивают всей семье здоровье на целый год.

Украинский рушник.

Звучит песня «Рушники»

Педагог: В давние времена существовал замечательный обычай – дарить на счастье рушник. В некоторых украинских семьях он сохранился до сих пор. Рушник передавался молодому поколению как память о родителях.

Существует поверье, что рушник и сорочка, вышитые и подаренные на добро и счастье, на хорошую жизнь, будут всегда оберегать их владельца.


1 ведущий: Вышитый рушник – стародавний оберег дома. Считалось, что узор вышивки оберегает от беды и защищает от болезни. Красный цвет символизирует счастье и любовь, а чёрный – печаль.


2 ведущий: В Украине рушникам всегда придавалось важное символическое значение. Рушник - обязательный атрибут каждого праздника.


1 ведущий: Рушник - это один из немногих предметов, который заключает в себе много символических значений.


2 ведущий: В течение всей жизни Рушник был рядом с людьми:


- на нем гостям подавали хлеб-соль, и это означало большое гостеприимство хозяев.


- с рушниками приходили к матери поздравить с новорожденным ребенком;


- ребенка к крещению всегда несли на рушнику.


- рушник давали близким людям в добрый путь, к счастью и быстрому возвращению.


- строя дом, в завершении крыши последнее стропило заносили на рушниках.


- рушники всегда имели большое значение, ведь они выполняли защитную роль, отгоняли нечистую силу.


- со времен принятия христианства существовала традиция украшать иконы рушниками.


- рушники дарили старостам, если на обручениях дошли до согласия.


1 ведущий: очень большое значение играл рушник в свадебном обряде.


Педагог: Каждая невеста свадебный рушник вышивала себе сама, наилучший рушник стелили молодым во время венчания в церкви, чтобы их супружеская жизнь была счастлива, а еще была такая традиция - кто первый станет на рушник, тот будет главным в семье.


2 ведущий: А знаете ли вы, что существовали рушники, которые использовались в быту, «утиральник» для лица и рук, «стираний» для посуды.


Педагог: Даже на сегодняшний день рушник не потерял свою актуальность, свое символическое значение. Ведь люди знают и помнят историю своих предков, и предают этому большого значения. Это гордость и наследство украинского народа. Поэтому сегодня нет ни одной свадьбы, сватовства, никаких крестин без рушника.


Национальная кухня

1 ведущий: Самые распространенные украинские блюда — борщ, вареники, вариантов, приготовления которых бесчисленные множество.

2 ведущий: Для вареников в качестве начинки идут овощи (картошка, капуста и т.д.), ягоды (вишня), мясо, творог. И всё это обильно сдабривается сметаной.

1 ведущий: Очень популярно среди украинцев свиное сало.

Уч. Сало может быть самостоятельной едой — холодное солёное или копченое, и в виде шкварок, которые едят с хлебом, картошкой или добавляют в начинку пирогов.

Уч. Салом шпигуют жаркое. Такие блюда, как тушеное мясо с картофелем, украинские битки, шпигованные чесноком, буженина, тушеная с капустой, крученики, не обходится без этого важного элемента украинской кухни.

И нельзя не вспомнить о традиционном для региона Полтавщины блюде украинской кухни – галушки, которых увековечили памятным знаком. Он представляет собой огромную миску с 12-ю бетонными галушками и глубокой, как черпак, ложкой на постаменте в виде деревянной столешницы, перевитой традиционным украинским рушником. Это оригинальное произведение символизирует достаток и благополучие семьи.

  1. ТАТАРЫ

Дети:      -  На обширной территории от Тамбова — на западе, до Омска — на востоке и от Перми и Кирова — на севере, до Астрахани — на юге компактными группами проживают татары.  (Прикрепляются эмблемы на карту России). Мы живем среди лесов, где много диких необжитых речек, бегущих по хвойным и лиственным чащам. Пихты , ели и березы то подходят к самым берегам, то отступают в глубину чащи.                                                                                                  

               -  Наши национальные блюда – это петер – лепешки, шурпа -суп, чай, халва. Попробуйте наши угощенья. (Дети предлагают попробовать халвы участникам фестиваля).                                            Мы очень любим музыку, танцы, песни . А где же можно повеселиться, как не на «Сабантуе» -  празднике земледелия  татар. Послушаем народную татарскую песню, которая звучит на Сабантуе.  (Звучит музыка «Ай, балбылым». Девочка  татрской национальности – учащаяся начальной школы под эту музыку исполняет танец)                                                          

              -  На Сабантуе не только пели и плясали, но и устраивали состязания в силе, ловкости, быстроте.

Ведущий 1.Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе по-прежнему остается национальная борьба на кушаках. В качестве кушака используется полотенце. Каждый борец обхватывает своим полотенцем противника за талию и таким образом ведет борьбу, стараясь положить его на лопатки.                                              Ведущий 2.Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя.  Это бег с ложкой и яйцом, перетягивание каната, бой мешками.  Давайте представим себя на этом празднике и попробуем посостязаться.    ( Учащимся предлагается  поучаствовать в играх: бег в мешках, перетягивание каната, бег с ложкой и яйцом.)

  1. МОРДВА

Дети:     - Мы – мордовский народ. Проживаем на берегу Камы.

               (Дети прикалывают эмблему на карту России)

              - А хотите узнать, почему у нас земли не такие большие?  Об этом рассказывает легенда «Почему у мордвы земли мало».

                           (Дети рассказывают  легенду)

            Давным–давно, говорят старики, при устье реки Камы была наша богатая и красивая мордовская земля. Был у нас свой князь. Богатый был, но голова у него была на пустой котелок похожа.  И не понимал глупый князь, что нужно всеми силами оберегать и хранить землю для своего народа. А рядом с нашей землей были соседские земли. Соседские князья были гораздо умнее нашего дурня. Пришли они один раз к нему и говорят:

   - Слушай, а не продашь ли ты нам свою землю?

   - Отчего же, продать можно, - отвечает глупый мордовский князь. И договорились они, что соседи принесут много-много денег и большую веревку; сколько смогут они этой веревкой нашей земли окружить, столько и возьмут себе за свои деньги.

            Принесли соседи деньги и привели трех богатырей – больших, здоровых. На этих богатырей навертели столько веревки, сколько они унести могли.  Начали веревку разматывать и вокруг нашей земли тянуть. И обошла та веревка вокруг всей мордовской земли. Мало земли народу осталось.

             Очень рассердился народ на князя. Прогнал его от себя. А земли соседям пришлось все-таки сколько-то дать. Вот с тех пор и стало мордовской земли меньше, чем раньше было. А все отчего? Из-за глупого князя.

Дети:    А чем же мы вас угощать будем? Наши любимые национальные блюда – это  Напиток          из кислого молока – Арям,  Селянка – тушеное мясо с овощами, Тувонь сывель максо марто (печень, жаренная со свининой)                                                                                       А рецепты этих блюд вы найдете на страничках дневника фестиваля.

  (Арям (напиток)  Кислое молоко разводят холодной кипяченной водой. Подают охлажденным.   Молоко кислое 100, вода 100.

   Селянка Нарезанные кубиками субпродукты и мясо кладут в порционный горшок, добавляют репчатый лук, морковь и соль и тушат до готовности. Отдельно подают маринованные огурцы.Печень 70, сердце 100, легкие 90, мясо 100, лук репчатый 30, морковь 10, соль.

Тувонь сывель максо марто (печень, жаренная со свининой) Свинину и печень нарезают брусочками и, обжаривают до готовности. Репчатый лук очищают от шелухи, мелко шинкуют и слегка пассеруют. После этого мясные продукты заправляют пассированным луком, солью и перцем. Подают с жареным луком. Свинина 45, печень 35, лук репчатый 20, жир 5, гарнир 150, перец, соль. )

 Дети :    Мы приехали на фестиваль вместе с нашими соседями – чувашским народом.   Приглашаем их на сцену.

          (Выходят дети в чувашских народных костюмах)

Дети:   -   Приветствуем вас, дорогие друзья! Живем мы по соседству с мордовским народом   на реке Волге.

           (Прикрепляется эмблема на карту России)

            -   С давних времен мы жили в лесных чащах, почитали огонь, воду, солнце, землю, верили в добрых богов и духов во главе с верховным богом Чулт Тура  и в злых существ во главе с Шуйтаном. Почитали домашних духов - "хозяина дома" (херт-сурт) и "хозяина двора" (карта-пусё). Каждая семья хранила домашние фетиши - куколки, прутики и пр. Среди злых духов  чуваши особенно опасались и чтили кирс-метя. Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота, праздник почитания солнца (Масленица), многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам , праздник весенней пахоты (акатуй), летний праздник поминовения мёртвых. После сева проводились жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождавшийся купанием в водоеме и обливанием водой, по завершении уборки хлеба - моления духу-хранителю овина. Молодёжь устраивала в весенне-летний период гуляния с хороводами, зимой – посиделки.

  1. КАЗАХИ

Ведущий 1. Народов много кочевых осело в нашем крае
Почти все помнят родовые традиции, сказанья.
А мы поведать вам хотим о дружной и родной
Народности - Казахской, самой коренной.

Ведущий. Казахи переселились на территорию Нижнего Поволжья в 1801 году, заняв освободившиеся после откочевки ногайцев и калмыков земли левобережья Волги и Ахтубы, затем постепенно проникая в правобережье. Ведущий 2. Сделано это было с разрешения царя Павла I.

Как многие кочевые скотоводческие народы, казахи сохранили память о своем родоплеменном устройстве. Почти все помнят свои родовые названия, а старшее поколение- еще и тамги ( "танба")-гербы-метки для скота и имущества.

Ведущий 1. У нижневолжских казахов получил дополнительное развитие род тюленгит- в прошлом гвардейцы и охрана султана, охотно принимавшие туда и смелых иноплеменников из пленных. Распространена эта интересная группа в Камызякском и др. районах. Кроме казахских предков из иных тюркских народов имеются также представители собственно нижневолжских родов калпак ( пос.Винный Володарского района) и нугай-казак (район пос. Сайхин и выше).

Ведущий 2. Таким образом, можно сказать, что в Астраханской, Волгоградской, Саратовской областях, прилегающих территориях Республики Калмыкия, а также в некоторых районах Западо-Казахстанской и Атырауской областей сложилась особенная этническая группа- казахи-букеевцы или поволжские казахи, превышающая по численности 250 тыс. человек. Основная часть её проживает именно в Астраханской области и преобладает в Володарском районе (60,6%).

Ведущий1 : Казахи издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике. Гостеприимство наше передается из поколения в поколение. Мы рады познакомить вас с искусством, кухней, обычаями и традициями казахского народа.

О, Казахстан - Великий край,
Могучий исполин степной. 
Твоих степных просторов рать 
Оберегает мой покой.

(Звучит казахская народная музыка)

Ведущий1 . Здесь на стендах вы видите прекрасные образцы казахской культуры: украшения, оружие и др. Мы рады представить небольшую выставку, которую нам помогли собрать родители, бабушки и дедушки наших ребят. Обратите внимание на посуду, национальную одежду, орнаменты, замечательные блюда казахской кухни.

Ведущий 2. А сейчас мы вам покажем самые интересные обряды, которые до сих пор имеют место в семейном укладе казахов.

В настоящее время восстанавливаются и развиваются лучшие традиции казахского народа- как в общеэтническом, так и в региональном- астраханском, нижневолжском вариантах. Этим занимается областное общество казахской национальной культуры "Жолдастык". Освещаются эти вопросы в областной газете на казахском языке " Ак арна" ("Чистый родник").

  1. ЦЫГАНЕ

Ведущий 1.Одна цыганская легенда гласит, что Бог так полюбил  цыган  за их веселье  и  талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. А потому  цыган  можно найти на всех материках, кроме Антарктиды.

Ведущий 1Одно из самых интересных цыганских понятий – это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем-нибудь пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса,  и  обувь автоматически считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих  цыган  мира входит большой фартук.  И  по той же причине, чтобы не быть оскверненными,  цыгане  предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах.

Ведущий 1Только 1% российских  цыган  кочует.

• Короткие волосы у  цыган  – это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным  и  изолированным. До сих пор  цыгане  избегают совсем коротких стрижек.

•Медицине неизвестны случаи заболевания лепрой в среде  цыган . То есть,  цыгане  не болеют проказой. 

•  Цыгане  понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому  цыгане  так любят некоторые индийские фильмы.

• У  цыган  есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц  и  журналистика.

Ведущий 2 Как  и  каждый народ,  цыгане  имеют свои национальные блюда. С древних времён  цыгане  жили в лесу или около него, поэтому питались пойманными на охоте зверями — зайцами, кабанами  и  прочими. Особенное национальное блюдо  цыган  – ёж, жареный или тушёный.

• Носители цыганских генов называются романо рат. За романо рат признаётся право, если они захотят, стать  цыганами . Романо рат являются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Сергей Курехин, Юрий Любимов, Чарли Чаплин  и  Анна Нетребко.

• Слово «лавэ́» в русском жаргоне заимствовано из цыганского языка, где имеет форму «ловэ́» ( цыгане  не «акают»)  и  значение «деньги».

• Серьга в одном ухе у  цыгана  означает, что он единственный сын в семье.

Ведущий 2

Уровень жизни многих  цыган  очень низкий: это самострой без воды, канализации  и  газа. Такие места есть по всему постсоветскому пространству. Но в Европе, как, впрочем, уже  и  у нас, некоторые  цыгане  живут вполне достойно: путешествуют в уютных вагончиках с прицепом.

Генетика – вещь упрямая. Поэтому в многоэтажных домах  цыганам  душно, трудно, воли хочется. Они стараются жить ближе к земле – в частных домах или по крайней мере на первых этажах.

Свое жилье  цыгане  украшают коврами, лепниной, любят дорогую посуду. Еды всегда готовят очень много – мало ли кто заглянет на огонек. Цыганка никогда не выпустит из дома человека, не напоив его хотя бы чаем. Кстати, чай заваривают крепко, добавляя в него дольки лимона  и  яблока, и пьют из хрустальных стаканов.

Современные цыганки, конечно, не надевают по 12 юбок, как горьковские или толстовские персонажи. Но одежда их часто отличается от того, что носят другие. Больше всего, конечно, цыганки любят черный цвет. Но неравнодушны  и  к ярким тонам – красному, белому, бирюзовому, золотому. Излюбленные ткани – шифон, бархат, гипюр. Длина – макси или миди, короткие юбки носят разве что городские девушки,  и  то редко. Обувь в быту – без каблука, но праздничная очень шикарна! Украшения  цыгане  любят золотые, да чтобы бриллиантов побольше. Любимые камни – бирюза  и  кораллы.


Добавлю от себя: тот, кто не понял своего прошлого, вынужден прожить его снова...Наше прошлое, суть послание о том, каким может стать будущее.

© Владимир Путин






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!