СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнокультурный компонент на уроках изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня современная школа находится в разнобразной богатой среде,  которая может обеспечить каждому ребенку, независимо от происхождений и семейных традиций, пространство для всестороннего развития в широком контексте.

Просмотр содержимого документа
«Этнокультурный компонент на уроках изобразительного искусства»

Этнокультурный компонент на уроках изобразительного искусства


    Сегодня современная школа находится в разнообразной богатой культурной среде, которая может обеспечить каждому ребенку, независимо от происхождения и семейных традиций, пространства для развития в широком контексте. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры ученика.

 Культурное пространство образовательного учреждения сегодня становится средой, где взрослыми задаются образцы поведения, деятельности, отношения к себе и миру. Наша задача состоит в том, чтобы создать такое пространство, которое бы отвечало всем запросам времени, но не отрывало человека от корней. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций будет эффективным, если:

- усвоение учащимися гуманистических ценностей в организуемой учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи и адекватности общечеловеческим нравственным ценностям;

- этнический компонент содержания духовно-нравственного воспитания, реализуемый в учебно-воспитательном процессе школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур;

- приобщение учащихся к этнокультурным традициям сочетается с развитием способности детей понимать себя и другого человека в качестве субъекта этнокультуры;

- включение учащихся в разнообразные виды деятельности становится отправной точкой для деятельностного освоения пространства народной культуры.                                                                                                            

      Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне гармонически развитой личности, патриота своей Родины, человека высоко- нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

       «Чем лучше будем знать прошлое, тем легче, тем глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего», говорит А.М. Горький. Народная педагогика, являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные традиции. Отражая общечеловеческие идеи, народная педагогика отражает особенности каждого народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том, же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы». Как справедливо пишут Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина, «именно сейчас, в тяжелых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед». Российская школа в современных социокультурных условиях должна быть направлена на умственное воспитание, приоритет духовных ценностей, должна опираться на национальные идеалы, культуру. Не растратить, сохранить свое «Я», интеллектуальное, национальное, духовное, – главнейшая задача отечественного образования.

    Учителя изобразительного искусства, работающие и знающие программу Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», легко вводят национальный компонент в свои уроки, так как цели и задачи программы это предусматривают. Учащиеся, уже с первого класса начинают знакомиться со своей малой Родиной. Во второй четверти с Мастером Украшения они впервые узнают о татарском орнаменте, об узорах и символах. Сами учатся их рисовать и находить на предметах быта, одежде, головных уборах. А в третьей четверти, вместе с другим Мастером - Мастером Постройки, они путешествуют по столице республики и обращают внимание на архитектурные постройки, на площади и проспекты города, на дома, в которых они живут, достопримечательности родного города. И во втором, и в третьем классе учителю необходимо обращаться к искусству своей малой Родины. Так в третьем классе темы четвёртой четверти рассказывают о музеях и жанрах изобразительного искусства В 4 классе, после изучения культуры России, учитель знакомит учащихся с искусством и культурой русского и татарского народа, рассказывая об национальных особенностях культуры, добавив темы праздников и рассказы о древних обрядах, легендах и сказаниях русского и татарского народа.

       Начальная школа заканчивает один цикл национального компонента, а средняя школа дополняет и раскрывает новые элементы, предназначенные для учащихся старшего возраста. В художественной культуре народное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. Так пятый класс рассказывает не только об особенностях исконно русского жилья, но и находит параллель с жилищей народов, живущих в Поволжье. Идет изучение народных промыслов народов Поволжья, их истоков и современное развитие промыслов сегодня. А также раскрывается орнамент народов Поволжья, т.к. изучив элементы орнамента, мы лучшее постигаем культуру и историю данных народов. Мифы Древней Греции седьмого класса переплетаются с мифами народов Поволжья. А также знакомимся с художниками прошлого и современности. Ведь история и культура народов Поволжья неразрывно связана с историей великой России.       Возрастающий, в настоящее время, интерес к национальной культуре повышает духовный потенциал личности. Освоение искусства род­ного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе личности человеческие качества, связывающие ее со своим народом, родным домом, краем, Отечест­вом; наглядно демонстрирует ее моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью ее истории. Путь развития каждой культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечело­веческих ценностей личность, развиваясь, присваивает ценности, свой­ственные той стране, тому обществу, в котором она живет.

       Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сего­дняшний день наиболее актуальным вопросом является включение регионального компонента в систему художественного образования, способствующего национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности.

      В настоящее время возрождается интерес к изучению народной культуры, традициям народного декоративного искусства. Приобщение к «народному искусству» происходит не только через восприятие, но и через практическую деятельность «единства» и взаимодействия искусства с жизнью. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.

      Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы пройдены с опорой на возрастные особенности школьника, выпускник школы найдет своё место в современном сложном многополярном мире, став достойным представителем своего народа и своей страны, не теряющим культурной самоидентификации на протяжении своей жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!