СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнокультурное образование

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Этнокультурное образование»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом творчества и туризма юных "Дружба"







Доклад на тему:

«Этнокультурное образование. Традиции и современные технологии»






Выполнил: Петрова Е.Н.,

методист










г. Новый Уренгой, 2020 год

Одним из важных путей достижения целей обучения и воспитания в рамках современного российского образования является «трансляция культуры общества в культуру личности обучающихся, закладка базовых фундаментальных основ культуры личности». Успешности протекания процесса трансляции культуры во многом будет способствовать обращение субъектов образовательного взаимодействия к этнокультурным ценностям, всему многообразию проявлений и форм этнокультуры.

Роль этнокультурных традиций в образовании достаточно высока, т.к. именно они являются наиболее устойчивой стереотипной частью культуры, противопоставляясь в этом отношении новшествам — новациям или инновациям. Однако это противопоставление относительно, т.к. в процессе взаимодействия традиций и инноваций многие традиции не только отмирают, но и видоизменяются, принимая вид новаций, а многие новации становятся традициями.

На современном этапе принято выделять 4 стадии такого взаимодействия: 1) традиции сопротивляются новациям;

2) те и другие сосуществуют;

3) традиции и новации смешиваются, образуя компромиссные формы - паллиации;

4) новации превращаются в традиции.

Этнокультурные традиции - это память ритуалов, стереотип и норма нравственного поведения. Сама этнокультурная традиция имеет аксиологический смысл и способна сохранить свою уникальность только в рамках диалога, во-первых, со своей культурой прошлого, на основе которой возможна культура будущего, во-вторых, культурой ближних, дальних и очень дальних этносистем.

«Социально-педагогический смысл феномена этнокультуры заключается в её способности оказывать влияние на становление личности». В связи с особенностью данной функции этнокультуры становиться очевидной необходимость

взаимодействия этнокультурного и образовательного пространства.

Этнокультурное образование - комплекс образовательных технологий, ориентированных на освоение культурно-исторического опыта и традиций каждого народа.

Образование занимает особое место в социальной и культурной системе любого общества, поскольку являет собою пространство, соединяющее основания и ценности образовательной, социализирующей деятельности, с одной стороны, и парадигмы

Этнокультурное образование нацелено на освоение обучащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. Такое образование формирует прежде всего ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов.

Система этнокультурного образования призвана содействовать решению нескольких групп актуальных задач воспитания, обучения, развития личности, а также ее социализации, социокультурной и этнокультурной адаптации и коррекции.

Первая группа задач включает воспитание этнической культуры личности, в том числе ее этнокультурных потребностей, интересов, ценностных ориентаций, и др. В него входят также задачи реализации педагогического потенциала народной культуры, народного художественного творчества как средств патриотического, нравственного, эстетического, трудового, экологического воспитания личности, как фактора воспитания культуры межнационального общения. Этнохудожественное образование призвано способствовать формированию у учащихся чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира, через умение видеть памятники истории и культуры в широком социально-историческом контексте.

Вторая группа задач связана с формированием и развитием этнокультурной компетентности всех социальных и возрастных групп населения, обучением их базовым знаниям, умениям и навыкам в области народной культуры, формированием представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуры, с практическим освоением разливных видов этнохудожественной и этнопедагогической деятельности. В эту группу задач входит также подготовка кадров к профессиональной деятельности в сферах этнокультурного образования и народного художественного творчества в рамках действующей вузовской специальности «Народное художественное творчество», действующего направления высшего профессионального образования «Народная художественная культура», а также перспективного направления подготовки педагогов-этнокультурологов «Этнокультурное образование», которое необходимо включить в новый классификатор специальностей.

Третья группа задач – это развитие личностных качеств учащихся средствам этнокультурного образования как фактора интеллектуального роста детей и юношества, как средства развития их творческих способностей, потребностей в самопознании и саморазвитии, способности к самоактуализации и др. Необходимо также развивать у учащихся культурно-историческую память, особых качество мышления и мнемоники в процессе системного, комплексного освоения народного искусства с привлечением произведений народного творчества, не только принадлежащих отечественным многообразным региональным стилевым традициям, но и созданных народами мира. В процессе этнохудожественного образования необходимо развивать особые качества эстетического сознания, раскрывая взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального (классического) искусства.

Четвертая группа задач состоит в необходимости привлечения ресурсов этнокультурного образования для профилактики и коррекции девиантного поведения личности, для профилактики болезненных зависимостей у детей и подростков, для их социализации и оздоровлении посредством, например, современных методик фольклорной терапии и других видов арт-терапии на материале и средствами народной культуры и искусства.

Для более глубокого этнокультурного образования перейдем к этнокультурным технологиям.

Этнокультурные технологии в сфере образования представляют собой многогранный и трудоемкий педагогический процесс, основанный на концепциях народной педагогики, этнопсихологии, культурологии, философии, социальной деятельности и ряда иных пограничных отраслей науки. Данные технологии в своей основе содержат этнокультурный образовательный элемент. Он является важной структурной составляющей профессиональной деятельности специалистов-педагогов.

Этнопедагогические технологии характеризуются наличием обширного, глубокого содержания, представляющего богатство и разнообразие национальной, народной культуры, этнические особенности региона, жизненный уклад, традиции, обычаи, социальные нормы поведения, нравственные ценности и цели.

Применение таких технологий в учебно-воспитательной работе позволяет специалистам строить диалоги и полилоги с представителями других культур и вероисповеданий. Протекание этнопедагогической технологии имеет ступенчатый характер и на каждой стадии протекания технологического процесса ставится своя конкретная цель и задачи, определяются формы и методы прохождения учебного процесса, осуществляется выбор педагогического и дидактического инструментария.

Практика применения этнопедагогических технологий в учебно-воспитательной деятельности предполагает создание особых юридических, экономических, управленческих и организационных условий, требуемых для ознакомления и просвещения всех участников образовательного процесса к историческому наследия, активному участию в возрождении духовных ценностей и культурных особенностей развития конкретного региона, района, города.

Это насыщает образовательную программу и позволяет сменить традиционные методики обучения на современные технологии, путем проведения учебных занятий в музеях, открытия авторских школ и проведение мастер-классов по различным направлениям. Для достижения эффективности применения данных технологий в образовании требуется улучшение их процессуальной базы, состоящей из организации учебного процесса, методик ознакомления с этнокультурными учебными материалами обучащимися, оптимальная организация педагогической деятельности, связанной с организацией, управлением и контролем прохождения учебных занятий, проведение диагностики, анализа и оценки проектов и этнокультурных программ.

Участники образовательного процесса должны получить конструктивное взаимодействие, для чего требуется создать максимально комфортную обстановку и условия протекания педагогической деятельности.

Внедрение этнокультурных технологий в процесс образования базируется на объединении достижений социального и культурного опыта, педагогической науки и практики, синтезе традиционных методик и инновационных технологий протекания учебно-воспитательной деятельности. Важно, учитывать текущий этап общественного развития и внедрять прогрессивные достижения науки и техники в педагогическую практику. Педагоги должны осваивать новые деятельностные и творческие подходы к построению взаимодействия между участниками образовательной системы, между педагогом и обучащимися.

Принципиально важным для характеристики социально-культурной ситуации каждого региона является открытое признание и проявление многообразия этнокультурных традиций, обусловленного наличием различных этнических групп. Их отличия по демографическим, социальным, экономическим и собственно культурным параметрам выдвигают перед регионом необходимость не только обеспечения надежной системы межкультурной коммуникации, но и создания возможностей для их культурного выбора и культурного самоопределения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!