СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этнокультурное образование младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  раскрыта сущность этнокультурного образования младших школьников. Рассмотрены ключевые особенности, при которых процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным. Также в статье отражена главная миссия этнокультурного образования - возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций.

Просмотр содержимого документа
«Этнокультурное образование младших школьников»

Этнокультурное образование младших школьников


Аннотация. В статье раскрыта сущность этнокультурного образования младших школьников. Рассмотрены ключевые особенности, при которых процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным. Также в статье отражена главная миссия этнокультурного образования - возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций.

Ключевые слова: этнокультурное образование, особенности этнокультурного образования.


Сегодня, когда в мире так обостряются национальные конфликты, реализация этнокультурного содержания образования особенно актуальна. В настоящее время не становиться меньше конфликтов, вызванных незнанием народов одной национальности, традиций и обычаев другой, у большей части населения отсутствует стремление познать культуру тех народов, с кем ты проживаешь на одной территории. Между тем такие знания помогают успешной социализации в многонациональной стране и мире, где постепенно стираются границы между странами и народами.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, особая задача общеобразовательной школы – способствовать развитию диалога между разными культурами и, прежде всего культурами совместно проживающих народов. Решение этих задач возможно в процессе воспитания культуры межнационального общения, которое предполагает развитие у обучающихся понимания существования различных культур, способности общаться с представителями иной культуры, доброжелательного отношения к другим народам и культурам.

Представляя собой сложное междисциплинарное явление, этнокультурное образование является предметом изучения многих ученых педагогов.

Так, Л. М. Захарова отмечает, что этнокультурное образование — это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное

воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей [5].

По мнению Г.И. Губа этнокультурное образование — это обеспечение наследования детьми лучших нравственных традиций, ценностей и стереотипов поведения, характерных для данного народа, освоение которых способствует вхождению ребенка в российское и затем мировое пространство [4].

Таким образом, этнокультурное образование — это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у подрастающего поколения формируются этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к родному языку, истории и культуре своего народа, а также уважение и толерантное отношение к представителям других этносов.

В настоящее время базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Качество воспитательного процесса в образовании напрямую связано с уровнем воспитанности школьников, с уровнем сформированности общей культуры личности, которая является результатом процесса воспитания. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

От результативности обучения, воспитания, развития подрастающего поколения, от его интеллектуальных, духовных, нравственных качеств зависит будущее любой страны, и цивилизации в целом. Мы воспитываем граждан России, и от того какую гражданскую позицию мы им привьем, какие моральные качества заложим, зависит, кто будет строить новое демократическое общество.

Школа как основа социокультурной сферы деятельности и эт­нокультурного образования в достижении этнокультурной идентичности играет особо важную роль. Первый опыт осознания себя неповторимой индивидуальностью ученик получает в школьной жизни. Развивая природные способности учащихся, обогащая культурой в культуросообразных условиях, школа создает основные предпосылки самореализации личности. Школа является каналом формирования у молодого поколения потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Она вос­питывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.

Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально - нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Основной идеей этнокультурного образования детей в начальной школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения является идея исторического единства русского и других народов, величие и богатство Отечества и подготовка учащихся к защите Родины, национального кровного братства, духовного  совершенствования личности, милосердия и трудового воспитания [3]. 

При изучении родного языка происходит обеспечение каждому обучающемуся возможности  самореализоваться как представителю той или иной этнокультуры и традиций; создаются условия для равноправного диалога с этнокультурным окружением; происходит вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на этнокультурных, общероссийских и общечеловеческих ценностях [2].

Этнические ценности, являясь совокупностью культурных традиций этноса, находят свое отражение в этнокультурных традициях.

В свете такой перспективы  растущий интерес к этнокультурным традициям как средству духовно-нравственного образования младших школьников, представляется оправданным.

Под этнокультурными традициями понимаются исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, отражающие совокупность ценностей морали и культуры определенного этноса. Традиции этнокультуры, сосредоточивая в себе нравственные категории, выступая как коллективная память, создают особую психологическую среду, в которой представители этноса подвергаются естественному воспитательному воздействию. Участие в традициях предполагает присвоение ценностей, вследствие чего работает механизм генетической памяти, определяющий национальный характер, этнические стереотипы и этническую идентичность. Последнее понимаем как психологическую категорию, относящуюся к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, ее оценку и значимость членства в ней.

Содержание учебного материала уроков родного языка располагает потенциальными возможностями овладения системой знаний различных аспектов этнических культур: особенности быта, традиции семейного воспитания, особенности традиционной кухни, традиционной одежды, а также традиционного уклада.

Воспитание у детей интереса к изучению сокровищницы разных народов, чувства прекрасного в окружающей действительности и навыка самообразовательной деятельности в этом направлении.

        Можно выделить следующие особенности, при которых процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным:

-  развитие в ребенке гордости за ту этническую культуру, которую он унаследовал (традиции, язык, фольклор и др.);

-  включение этнокультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;

 -  развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;

-  проведение идеи равенства всех этнических групп, не выделяя ни один из этносов;

- обеспечение открытого взаимодействия или диалога с окружающим миром в системе различных влияний;

- отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе все качества вида разумного «человек» [1].

Реализация содержания этнокультурного образования должно осуществляется на основе личностно-деятельностного подхода. Рекомендуется отбор педагогических средств соответствующих эмоционально действенным характеристикам возрастных особенностей младших школьников, учитывающих субъектно-объектную  направленность их познавательной деятельности. Предполагается применение педагогических технологий развивающего обучения, а также проектных, игровых, 
информационных, коммуникативных, здоровьесберегающих технологий.

Основные направления деятельности обучающихся – познавательная, исследовательская, эмоционально-ценностная, игровая, практическая. Условием успешной реализации этнокультурного содержания является  разнообразие методов и приемов, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников: моделирование, наблюдения, дидактические игры, инсценировки, сочинение загадок и сказок, викторины, использование приемов создания проблемных ситуаций, ситуаций осмысления поведения и отношения между людьми разных национальностей и  вероисповеданий, разбор конкретных жизненных ситуаций, изготовление поделок и игрушек, конкурсы рисунков, творческие проекты, презентации, изготовление тематических альбомов, стендов и выставок, исследовательские задания.

Ведущими формами организации деятельности являются занятия в классе, утренники, экскурсии, прогулки, заочные путешествия, посещение музеев и выставок, участие в городских и сельских народных праздниках. Предусматривается коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся. В целом для занятий по изучению этнокультурного наследия характерным является создание эмоционально-положительной атмосферы, доверительного диалогического общения педагога с учениками, между самими учениками.

Своеобразным накопителем и транслятором этнических традиций, норм, ценностей, обеспечивающих преемственность воспитания, является семья. Это первая и наиболее значимая для ребенка социальная ячейка, в которой он начинает осознавать свою этническую принадлежность. Отсюда одним из непременных условий эффективности этнокультурного образования школьников является сотрудничество школы с родителями – привлечение их к сбору материала для пополнения развивающей среды и экспозиций мини-музея по этнокультуре края, проведение консультаций на темы этнокультурного образования в семье, привлечение к организации и участию в мероприятиях, проводимых учителем с учениками класса, домашние задания школьникам для совместной работы со старшими членами семьи.

Таким образом, этнокультурное образование нацелено на освоение учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности, как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. Такое образование формирует, прежде всего, ценностное отношение к Родине, к природе, к семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты, к культурному наследию и традициям своего и других народов» [6].



Литература


1. Басова, А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников. Автореф. дис. к-та пед. наук / А.Н. Басова. Кострома, 2002. - 26 с.

2. Волков, Г.Н. Национальные культуры и языки в школе Текст. / Г.Н.Волков // Педагогика. 1992. - №5. - с. 14-21.

3. Гайсина Р.С., Головнева Е.В., Гребенникова Д.А. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-22. – С. 4987-4991;

4. Губа, Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Г. И. Губа. — Курск, 2007. — 168 с.

5. Захарова, Л. М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста / Л. М. Захарова // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 2. — С. 64—68.

6. Шпикалова Т.Я. Концепция этнокультурного образования в РФ / Т.Я. Шпикалова, Т.Т. Бакланова, Л.В. Ершова // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. И.Ю. Добродеевой. – Шуя, 2005. – С. 6–9








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!