Э ТНОКУЛЬТУРНЫЙ
КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель МБОУ «Куанпамашская ООШ» Подрезова А.Г.
Этнокультурный компонент – содержание обучения и воспитания через краеведческий материал, все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, традиций, литературы, духовных ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины.
Организация содержания образования на основе диалога культур
Марийская культура
Диалоговый подход
Русская культура
Мировая культура
«…выпускник современной школы должен быть человеком, любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции».
Современная стратегия развития российской школы диктует необходимость обновленного содержания русского языка как учебного предмета в основной школе, реализующего этнокультурные функции образования, придания ему действительно национального характера .
Цель : обоснование этнокультурного аспекта обучения русскому языку и разработка методики его реализации
Задачи :
- выявить теоретические основы разработки и реализации этнокультурного компонента;
- проанализировать действующие программы и учебно-методические комплексы;
- осуществить отбор языкового дидактического материала этнокультурной тематики
- разработать систему упражнений,;
- проверить эффективность методической системы в ходе обучающего эксперимента .
«…поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека, они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». К.Д.Ушинский
«О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Быть благожелательным к любому народу, самому малочисленному! Это позиция самая верная, самая благородная».
Д. Лихачев «Письма о добром»
Этнокультурная направленность уроков русского языка
-пробуждение интереса к культуре народов ближайшего национального окружения; -активизация познавательной активности; - развитие интереса к предмету, формирование навыков речевой культуры; -создание условий для патриотического воспитания.
- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;
- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например, улице, где находится их дом или школа;
- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств .
Пример задания
Сравни фразеологизмы. Найди соответствия.
Как кошка с собакой - To be on pins and needles - Име умбалне шинчыме гай
Иголка в стоге сена - To look for a needle in a haystack - Пий дене пырыс гай
Искры из глаз - To take to something like a duck to water - Шикш пурак гай
Как на иголках - To live a cat and dog life - Олым каваныште име
Как рыба в воде - To hurl thunderbolt. - Вудышто кол гай
Гром и молнии - To see stars - Шинча гыч тул
Исследование
Сидоркиной Анне
исследовательских работ
Подрезова А. Г.
Имя числительное
Новый Торъял (мар. У Торъял)-поселок городского типа, административный центр Новоторъяльского района РМЭ. Расположен при впадении реки Шукшан в Немду, в 80 км к северо-востоку от Йошкар-Олы, основан в 1815 году. Статус поселка городского типа – с 1972года.
Тип речи: повествование
Однажды мы с Машей пошли к реке Толмань. Там было так прекрасно! Воздух свежий. Капельки росы сверкают на солнце. В низине, где еще застоялась вода, мы увидели необычную картину.
Целая поляна желтых цветов. Такого зрелища не видели никогда. Маша хотела нарвать букет, но я его остановила. Зачем же портить такую красоту. Пусть купальницы цветут и людей радуют.
Тип речи: описание
Купальница — это растение семейства Лютиковые, являющееся многолетним кустарником.
Растение имеет мощную корневую систему, темно-зеленые декоративные листья, форма которых — пальчато-рассеченная. Лепестки цветков с глянцевым покрытием, цвет — золотисто-желтый и оранжевый .
Тип речи: рассуждение
А вы не задумывались, почему красивый
цветок, который растёт в Марий Эл, называется купальницей? Официального подтверждения о том, почему купальницу называют так, нет. В одних источниках пишется, что оно произошло от древнего германского слова troll. Перевод слова означает шар, характеризующий форму цветка. Другие источники пишут, что купальница означает любимый цветок троллей.
Тест для чтения к устному собеседованию (9 класс)
Из произведений композитора Эрика Сапаева начала 1960-х годов выделяется колоритная «Торъяльская сюита». Основанная на песенных интонациях фольклора луговых мари, она передает характерные черты, отличающие песни Торъяльского района: богатство ритмики, жанровое разнообразие, свежесть полутоновых интонаций.
Главным произведением данного периода, как и всего творчества композитора, является, конечно, опера «Акпатыр» по одноименному произведению С.Чавайна. Над ней он работает с огромным воодушевлением, поглощенный всецело осуществлением своей мечты, родившейся еще в консерваторские годы.
Текст для комплексного анализа
1) А впереди снова бой. Завтра им предстоит форсировать Днепр. Роте Г.Ф.Бастракова предстояло в числе первых с подразделениями полка, находившимися в передовой позиции, незаметно переправиться в район села Домантово, на правый берег, захватить плацдарм и удерживать его до подхода главных сил дивизии.
2)Гвардейцы готовили рыбачьи лодки, сооружали плоты из бревен. И жители села не остались в стороне. Они охотно таскали доски, бочки-все, что могло плавать и держать людей на воде. А в полночь все плавсредства, загруженные людьми, оружием и боеприпасами, отчалили от берега.
3)Когда до берега оставалось метров 50, фашисты обнаружили десант. Ярким светом вспыхнули в небе ракеты, начался обстрел. Держась за лодки и разбитые плоты, бойцы со своим командиром медленно приближались к берегу. Почувствовав под ногами дно, бросились вперед, ведя огонь по врагу. Немцы не выдержали внезапной и стремительной атаки бесстрашной роты. Преследуя врага, рота Г.Ф.Бастракова ворвалась в село Губин. Шесть суток гвардейцы сдерживали превосходящие силы противника. За проявленное мужество, умение действовать в сложной боевой обстановке, личную храбрость и отвагу Г.Ф.Бастракову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Выполнить задания.
-Определить тему и идею данного текста.
-Во втором абзаце объяснить постановку знаков препинания.
-В предложениях последнего абзаца найти главные члены предложения, определить,
какой частью речи они выражены.
-Графически обозначить орфограммы в предложениях первого абзаца.
Слова для фонетического и орфографического разбора.
Оружием, переправиться, дивизии, почувствовав, бесстрашной, превосходящие
Текст диктанта(8 класс)
Моя малая родина! Как тебя не любить! Как не восхищаться просторами твоих полей, зелёными дубравами, тихим шелестом ив над прудом, мягкой зеленью бархатистых трав, чистотой родниковой воды, трелями соловья в тишине ночных улиц.
Моя деревня расположена в семнадцати километрах от п. Новый Торъял. Стоит остановиться у крутого спуска к пруду, как увидишь всю необычную красоту и непременно проникнешься любовью и уважением к этому чудному уголку земли.
Ранним утром росинки на траве переливаются в робких первых лучах солнца, словно жемчуг. Недалеко от луга, на пригорке, расположен сад, где растут могучие клёны. Красавец тополь всё выше тянется к солнцу. Как девица, нарядился он в серёжки .
Сочинение «О чем мне помогла узнать старая фотография»
Передо мной лежит старая пожелтевшая фотография. На ней изображена моя бабушка. Её поставили на стул, дали ей пупсика, но она всё равно испугана и плачет, потому что хочет на ручки к своей маме, ведь здесь моей бабушке чуть больше года,совсем маленькая. Бабушка одета в ситцевое платьице и шапочку, сшитую из атласных лент. Раньше одежду шили сами, для моей бабушки это платье и шапочку сшила её бабушка, которая мне является прапрабабушкой. Этой фотографией наша семья очень дорожит: она была сделана больше пятидесяти лет назад, и это единственное изображение моей бабушки в столь раннем возрасте.
Речкина М.,8 класс
Важно, чтобы уроки русского языка не только побуждали к изучению предмета, но и учили понимать себя и свои национальные, региональные особенности. Включение материалов с этнокультурной направленностью способствует становлению языковой личности учащегося, уважительно относящегося к другим культурам, повышению эффективности образовательного процесса в целом, предоставляет уникальную возможность заложить нравственную основу личности.
Источники
1.http://mari-el.gov.ru/toryal/DocLib18/Oni_zash_rodiny.pdf
2.https://stihi.ru/2019/11/10/3131
3.http://qwertyuiio.bget.ru/wp-content/uploads/
4.Бастраков Георгий Фёдорович // История Марийского края в лицах. 1941 — 1945 гг. Великая Отечественная война. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2015. — 374 с.
5.Благова Н.Г.; Родченко О.Д. и др. О концепции обучения русскому языку с учётом регионального компонента (Для общеобразовательной школы) / Н.Г. Благова; О.Д. Родченко // Русский язык в школе. – 1993. – №4. – С. 16.
6.Дейкина, А. Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку / А. Д. Дейкина //Русский язык в школе. - 1993. - № 5. - С. 3-11.
Э ТНОКУЛЬТУРНЫЙ
КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Учитель МБОУ «Куанпамашская ООШ» Подрезова А.Г.