СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Евгений Лебедев-наш земляк

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справочно-информационный материал о выдающемся земляке, народном артисте СССР Евгении Лебедеве. Используется на уроках краеведения.

Просмотр содержимого документа
«Евгений Лебедев-наш земляк»

ЕВГЕНИЙ ЛЕБЕДЕВ: ВЕЛИКИЙ АКТЕР И НАШ ЗЕМЛЯК

2(15) января исполняется 100 лет со дня рождения замечательного русского актера, нашего земляка Евгения Лебедева, которого называли не иначе как «великим лицедеем» двадцатого века.
Евгений Лебедев – человек очень тяжелой драматичной судьбы. Он родился в 1917 году в семье балаковского священника. Вскоре грянула революция, и в стране все перевернулось с ног на голову. Священнослужители стали считаться «врагами народа», а их  дети - изгоями, объектами насмешек и издевательств. Лебедев вспоминал, как много ему доставалось в те годы от сверстников и учителей, как тяжело было жить с клеймом «поповский сын», «кутейник».
    Воочию видел маленький Женя и страшные события коллективизации. Эмоциональная, звуковая память навсегда запечатлела ночной вой крестьянки, вцепившейся в рога коровы, которую забирали со двора. Военный бил женщину плеткой по рукам, но она не отпускала единственную корову, понимая, что обрекает своих детей на голодную смерть. Много позже этот вой стал прообразом душераздирающего воя Холстомера в исполнении Лебедева. «И теперь, через пятьдесят лет, стоит мне закрыть глаза, я слышу этот вой. – Вспоминал Евгений Алексеевич. -  Так, мне казалось, выл и Холстомер, когда его кастрировали, делали из жеребца мерином».
В пору своего босоногого детства Женя не помышлял о театре. В семье велось много разговоров о театре, игре актеров, а родители часто брали его с собой на спектакли. Но тогда мальчишку интересовало другое - он мечтал стать капитаном. Целыми днями он пропадал на Волге, наблюдая за пароходами. Он полюбил их гудки и мог различать по ним пароходы. Но самой главной его любовью на всю жизнь стала Волга. «Она до сих пор волнует меня. Все последующие 30 лет своей жизни, пока я не был в Балакове, я стремился увидеть волжские просторы, свой родной город».
В небольшом провинциальном городке семья священника была словно бельмо на глазу у новой власти. В середине двадцатых годов семейство Лебедевых было вынуждено покинуть Балаково и скитаться по городам и весям Саратовской области. В 1927 году Евгения отправили к дедушке в Самару. Там мальчик сначала окончил школу, затем поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) обучаться профессии слесаря-лекальщика. Тогда же у Лебедева впервые проявилась его тяга к театру.
В 1932 году комсомольца-активиста Лебедева, скрывавшего свое социальное происхождение, приняли в Театр рабочей молодежи (ТРАМ), где он охотно брался за любые роли и вскоре стал пользоваться заслуженным успехом у зрителей. Появились и первые завистники, которые донесли в «органы», что в театре работает поповский сын. Друзья и коллеги отвернулись от Лебедева, а ему самому грозила ссылка в трудовой лагерь. Но один из чекистов, благосклонно относившийся к театру, посоветовал ему незамедлительно уехать из Самары в столицу – в миллионном городе легче затеряться. 
В 1933 году Лебедев уехал в Москву, поступил в студию при Театре Красной армии. В течение нескольких последующих лет он сменил четыре театральных училища. Голодал, жил практически на улице и, одновременно с учебой, работал разнорабочим: то на маслобойном заводе, то на стройке, то на кондитерской фабрике. С родителями молодому актеру приходилось встречаться тайно. По совету отца, Евгений прибегнул ко «лжи во спасение» - выдавал себя за круглого сироту, который лишился родителей в голодном 1921 году. Эту «легенду» актеру пришлось поддерживать еще очень долгое время. Всю дальнейшую жизнь его преследовала вина за то, что он фактически отрекся от своих родителей.
Последняя встреча с отцом состоялась незадолго до его ареста. На всю жизнь запомнил Лебедев его напутственные слова: «Что бы ты ни делал, в деле твоем должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм - в тебе самом, храм - душа наша».
В сентябре 1937 года арестовали отца, немногим позже – мать. Теперь Лебедев на самом деле осиротел, остался один с маленькой сестренкой на руках. Ему пришлось сдать сестру в детский дом, сказав, что нашел девочку на улице, иначе бы дочь «врагов народа» не взяли. Много лет спустя, уже будучи известным актером, Евгений Алексеевич разыскал свою сестру. Но эту душевную рану он не мог излечить до конца своих дней.
В 1940 году Лебедев окончил Московское городское театральное училище и по распределению был направлен в Тбилисский ТЮЗ, где быстро стал ведущим актером. Здесь же состоялась встреча, которая определила всю его дальнейшую жизнь. Руководство театра сняло для актера комнату в доме Георгия Товстоногова - тогда еще никому не известного начинающего режиссера. Вскоре из простого постояльца Евгений стал другом семьи. Практически ровесники, Женя и Гога быстро подружились. А родная сестра Товстоногова  Натэлла - тогда еще 13-ти летний подросток -  была влюблена в Лебедева, который был старше ее на 10 лет. В трудные годы войны Евгений взял шефство над семьей Товстоноговых: он был гораздо лучше приспособлен к жизни, многое умел делать своими руками.
Живя вдалеке от родины, Лебедев очень тосковал, всем сердцем стремился в Россию. По его просьбе друзья привезли немного русской земли, которую он хранил в спичечном коробке в гримерной. Только в 1949 году Лебедеву удалось вернуться в Россию: сначала в Москву, затем в Ленинград. В том же году Лебедев получает роль Сталина в товстоноговском спектакле «Из искры..». Горькая усмешка судьбы: актер, лишившийся родителей в годы сталинских репрессий, получил за свою роль премию имени Сталина.
В 1950 году Евгений и Натэлла поженились, через год у них родился сын, названный в честь дедушки Алексеем. Молодой семье дали квартиру по соседству с Георгием Александровичем. Вскоре в межквартирной стене была прорублена дверь – так велико было желание жить одной дружной семьей.
С 1956 года Лебедев становится актером Большого драматического театра - главного театра своей жизни, которому было отдано более 40 лет. По словам Евгения Алексеевича, ему очень повезло, что он встретил «своего» режиссера.  Георгий Товстоногов был очень начитанным, образованным человеком, а Лебедев очень хорошо знал жизнь - не книжную, настоящую. «Если бы мне попался другой режиссер — он бы меня уничтожил моими не-знаниями, а Товстоногов… он брал от меня то, что как будто ему самому не хватало, а я у него брал! Вот это и соединяло нас» - вспоминал Лебедев.
Евгений Лебедев за свою жизнь сыграл более 60 ролей в театре и более 50 в кино. Самые известные его роли в кино: Ромашов («Два капитана»), дед Нечипор («Свадьба в Малиновке»), Агатов («Иду на грозу»), полковник («В огне брода нет»), доктор («Приключения жёлтого чемоданчика»).
И все же Лебедев, в первую очередь, был театральным актером. Именно в театре он создал самые яркие, запоминающиеся образы, которые вошли в золотой фонд театрального искусства. Это Монахов в «Варварах», Рогожин в «Идиоте», Бессеменов в «Мещанах», Уи в «Карьере Артуро Уи», Серебряков в «Дяде Ване», Фирс в «Вишневом саде». Наконец, Холстомер в «Истории лошади» - роль, ставшая вершиной его актерского мастерства.
Евгений Алексеевич опасался забвения, ведь профессия театрального актера  мимолетна. Он задумывался над тем, будут ли люди помнить его творчество, лицо, голос. В дневниках он писал: «Пересматриваешь старые фотографии, свидетели прожитых лет… Если бы не моя профессия, их могло бы и не быть. У артиста только и остается, что фотографии. Да память тех, кто видел тебя и запомнил».
В жизни Евгений Лебедев отличался от своих сценических персонажей – его трудно было застать веселым. Но шутить, причем очень тонко, умел как никто другой.  Однажды он разыграл свою жену. «Разбудил меня часов в шесть утра и говорит: «Я перед тобой виноват, просто ужасно виноват», – вспоминала Натэлла Александровна. – Я отвечаю: «Ну что ты хочешь от меня, дай поспать!» А он продолжает: «Нет, я ужасно виноват: наш Алешка не от тебя!» Я со сна стала кричать: «Как это?! А от кого?!» Потом пришла в себя и долго смеялась».
Помимо артистического таланта Евгений Лебедев обладал еще и литературным даром. Он очень много писал, оставил после себя большое литературное наследие: автобиографические рассказы, дневники, эссе, заметки, письма. Когда в мои руки попала книга «Великий лицедей», я просто не могла от нее оторваться: так эмоционально, ярко, проникновенно и увлекательно написано.
Лебедев был физически очень крепким человеком. И даже перенесенный инсульт с потерей речи не мог остановить его актерскую карьеру. Он нашел в себе силы вернуться и к жизни, и к профессии, заново научившись говорить и двигаться.
В январе 1997 года актер широко отмечал свой 80-ти летний юбилей. Бенефис артиста прошел с полным аншлагом. А 9 июня того же года сердце великого актера остановилось. Евгений Алексеевич всю жизнь мечтал о внуке, но так и не дождался его. Внук, полный тезка своего великого деда, родился год спустя после смерти актера.
Театральные заслуги Лебедева, дань его таланту нашли отражение в учрежденной в БДТ в 2003 году ежегодной премии его имени «За выдающийся вклад в развитие русского национального театрального искусства». Первым лауреатом Лебедевской премии стала Татьяна Доронина. Статуэтку Холстомера ей вручал пятилетний Женя Лебедев.
К сожалению, я не видела игру Лебедева на сцене. А вот моей сотруднице посчастливилось в студенческие годы бывать на спектаклях с его участием. Особенно запомнилась ей роль Холстомера - шедевр актерского перевоплощения. Лебедев бил ногой, как копытом, перебирал руками, как передними ногами, потряхивал головой, как гривой, даже тоска в его глазах была конской тоской. Ярким воспоминанием стала и встреча артиста со зрителями. Он рассказывал о себе, о том, чему его научили в театральном училище. Наглядно продемонстрировал владение мимикой: обе половинки его лица жили своей жизнью. Он одновременно изображал какие-то эмоции, кривил рот, хмурился, подмаргивал, разговаривал. При этом он шел по проходу между рядами согнувшись, приволакивая ногу. Все, затаив дыхание, смотрели, удивляясь его мгновенному перевоплощению и мастерству.
Несмотря на очень трудное детство, проведенное в Балакове, Лебедев всегда с теплотой вспоминал родной город, всей душой стремился к волжским берегам. Но удалось ему здесь побывать лишь однажды – с гастролями в 1957 году. В 1987 году народному артисту присвоили звание почетного гражданина г.Балаково. Он был очень тронут, прислал благодарственную телеграмму, в которой просил передать всем балаковцам, что гордится этим званием.
В Балакове сохранился одноэтажный деревянный дом на три окна, в котором родился будущий народный артист. В год смерти Лебедева на этом доме была установлена мемориальная доска. А в 2001 году перед зданием Балаковского драматического театра установлен памятник Е.А.Лебедеву. В Музее истории г.Балаково работает выставка «Я родился на Волге», на которой представлены многочисленные фотографии, автографы, тексты ролей с пометками и рисунками на полях, а также один из сценических костюмов актера и несколько его книг. Подробнейшая биография Евгения Лебедева изложена на нескольких страницах Балаковской народной энциклопедии.
Евгений Лебедев прошел проверку жизнью на прочность. Он не сгинул, не сломался, не отступил перед обстоятельствами, а твердо шел единожды выбранной дорогой и достиг вершины творческого мастерства. Возможно, не будь у Лебедева столь драматичной судьбы, миру бы не явился такой яркий самобытный талант. «Всю боль свою за родных, за их перечеркнутые, исковерканные судьбы он вложил в роли, – вспоминал Олег Басилашвили. – Можно сказать, трагедия жизни сотворила его как актера, наложила отпечаток на все его творчество».
За всех балаковцев гордость великим земляком выразил Евгений Запяткин в своем четверостишии:
Всё нипочём: нужда и голод,
Когда по родине тоска.
Хотел бы каждый в мире город
Иметь такого земляка.
Великий лицедей Евгений Лебедев

Он мог играть во всех лучших пьесах, во всех великих произведениях мировой драматургии, - сказал ведущий телевизионной программы "Серебряный шар", - мог играть все роли, и причем одновременно. Евгений Лебедев - это моя сильнейшая ностальгия по БДТ. Спектакль "Мещане" с его участием - высшее достижение театрального искусства. Его роль в горьковских "Варварах" до сих пор остается непревзойденной, с горечью говорю об этом, ибо только что смотрел новую постановку в Москве...

Художественный руководитель МХАТа им. Горького Татьяна Доронина, также приехавшая из Москвы, пыталась донести до зрителей свое понимание личности актера, бывшего три десятилетия назад ее партнером по сцене:

- Евгений Лебедев, мне кажется, верил в театр, как в жизнь, - сказала актриса, - он в театре жил как будто дома, а домой приходил, как в театр. Дом и театр были для него единым целым. И, как мне кажется, он не всегда понимал разницу между ними. Помню, меня поразило внезапное открытие - почему Евгений Алексеевич стал на меня коситься после "Варваров"? Оказывается, потому, что там я играла не любящую его жену, и он был уверен, что и в жизни я его не люблю... Смешно, трогательно, удивительно...

Другую грань актерского гения Лебедева отметил режиссер Александр Белинский. Он назвал артиста гениальным бутафором, который с фантастической изобретательностью лепил из вещей и предметов характер любого героя. Для Евгения Алексеевича характером живого существа обладал даже рукав пиджака или карман. В "Энергичных людях" полотенце, которым он пытался взять стакан с водкой, было его настоящим партнером. Однажды полотенце оказалось другим, не тем, с которым обычно он творил чудеса. Так актер сначала "укротил" это полотенце, а уж потом заставил его "работать".

О подобных случаях лучше всего рассказывают костюмеры и гримеры. Впрочем, гримерам было почти нечего делать в его спектаклях. Он сам всегда придумывал себе грим и, конечно, гримировал себя перед выходом на сцену. Его Пегой в "Истории лошади" поражал именно лошадиной похожестью, а пятно на "морде", из-за которого жеребенок и получил кличку, было так натурально и живописно, как будто артист и родился с ним...

Много лет шел "Холстомер" на сцене БДТ, и каждый спектакль Лебедев проживал, как собственную жизнь. Заграничные гастроли выливались порой в триумф одного спектакля при огромном успехе других. Отклики на "Холстомер" до сих пор занимают немало места и в театре, и дома, где их бережно хранит его жена, его муза, его подруга жизни Нателла Товстоногова. Западная публика никогда ранее не видела такого гения и сходила с ума от невероятного Лебедева. "Сравнить лебедевского Холстомера можно только с одним гением, которого я успел увидеть, - писал когда-то парижский театрал из русских эмигрантов, - Шаляпин в роли Годунова!"

Перед глазами публики, собравшейся в прославленном зале БДТ, прошла вся жизнь гениального современника, для ее реконструкции был использован фотоархив семьи Лебедевых-Товстоноговых и фотоархив БДТ. Завершился вечер вручением премии имени Евгения Лебедева. Лауреатом этой премии стала Татьяна Доронина. Поздравить актрису вышел на сцену... Евгений Лебедев. Внук артиста, маленькая копия дедушки, пятилетний Женя вручил Татьяне Дорониной миниатюрную статуэтку Холстомера-Лебедева. И еще мальчик подарил актрисе деревянную скульптурку из домашней коллекции: в доме Лебедевых-Товстоноговых на Петровской набережной до сих пор бережно хранятся лесные коряги, сучья, камешки, превращенные гениальными руками артиста в леших, кикимор, домовых...

Неистовый лицедей Евгений Лебедев

Евгений Лебедев был ведущим актером Большого драматического театра, мужем родной сестры Георгия Александровича Товстоногова – Натэллы. Из воспоминаний о муже Натэллы Товстоноговой: «Познакомилась с Евгением Лебедевым в Тбилиси, когда была еще школьницей. Мне было пятнадцать, ему — двадцать пять. Это существенная разница. Мы с Гогой были абсолютно беспомощными в быту людьми, чего нельзя сказать про Женю. Поэтому он как бы взял над нами шефство. Когда мы поженились, ему было уже тридцать три года. Это был состоявшийся человек, проживший очень трудную жизнь. В Жене меня всегда восхищало его умение работать над ролью, которая ему нравилась, даже если он заведомо знал, что никогда не сыграет… Других таких актеров я не встречала. Но жили всегда дружно. Женя никогда не просил у Гоги ролей, этого просто быть не могло! Однажды Женя очень захотел сыграть короля Лира, и его два раза даже приглашали в другие труппы играть эту роль, но тогда играть в чужих труппах было не принято. Да и Гогу это очень огорчило бы, поэтому Женя даже не говорил ему об этих предложениях. Но всю жизнь он мечтал о роли короля Лира. И не просто мечтал, а работал над ней, как будто готовился к премьере. И эта роль, я точно знаю, у него была готова. И текст знал наизусть. Хотя он ее так никогда и не сыграл… Из всех ролей Жени лучшей я считаю, пожалуй, Монахова в "Варварах". Это была очень тонкая работа. Жаль, что она, как и многие другие удачи, не сохранилась в записи...». В жизни актера было много непонимания, бездушия и одиночества. Навсегда остались с ним голодное детство с маленькой сестренкой на руках, бесконечная работа - хоть кем-нибудь, репрессированные родители, война, предательство коллег, чиновничий беспредел, неприкаянное житье без жилья. И вместе с тем - знакомство с Георгием Товстоноговым в Тбилиси, его младшей сестрой – будущей женой, Ленинград и главный театр - БДТ. Осталась огромная любовь к России: «Мне надоело жить и работать в Тбилиси. Я давно собирался уходить… Уехать обратно в Россию. И отношения мои с коллективом натянулись до предела. Меня не отпускали. Ждали, когда я успокоюсь, смирюсь, привыкну. А я не успокаивался, не смирялся, я тосковал, бунтовал, просил привезти земли русской. Мне ее привезли… в спичечной коробке… из Москвы… Я хранил ее у себя в гримерной. И ждал, ждал, когда смогу уехать, чтобы ходить, дышать, ступать своими собственными ногами по своей родной земле. А здесь мне все чужое, не родное… Меня не отпускали». Понимая мимолетность профессии театрального актера, Евгений Лебедев задумывался о том, запомнят ли люди его творчество, его лицо, голос. Он писал: «Пересматриваешь старые фотографии, свидетели прожитых лет… Если бы не моя профессия, их могло бы и не быть. У артиста только и остается, что фотографии. Да память тех, кто видел тебя и запомнил. Но не подойдешь же к живому свидетелю и не спросишь: "Каким я был?" Подумают, что "тронулся". А могут и не узнать…» Но его узнавали, и его голос, и взгляд из-под густых бровей. К счастью, телевидение и фотография зафиксировали на пленке его игру на сцене и в кино. Краткая биография актера: Народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1987), Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1996). Доцент Ленинградского института театра, музыки и кино (с 1958). Родился 2 (15) января 1917 года в городе Балаково Саратовской губернии. Отец Лебедева был священником, и семье пришлось много кочевать по стране. Вынужденный скрывать свое происхождение, Лебедев с 1927 воспитывался у деда в Самаре, где учился в ФЗУ, а в 1932 поступил в местный Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В 1933, объявленный «поповским сыном», практически бежал в Москву и поступил в студию при Театре Красной армии. В 1936 поступил в московский Центральный техникум театрального искусства. В 1937 - училище Камерного театра, где учился у В.В. Готовцева, известного актера МХАТа. (1940). С 1940 года - актер Тбилисского русского ТЮЗа, с 1949 - Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, в 1956-97 - Большого драматического театра. Сыграл в БДТ свыше 40 ролей, в том числе Рогожина («Идиот» по Ф.М. Достоевскому, 1957), Монахова («Варвары» М. Горького, 1959), Бессеменова («Мещане» Горького, 1966), Ухова («Моя старшая сестра» А.М. Володина, 1961), Артуро Уи («Карьера Артуро Уи» Бертольда Брехта, 1962), Холстомера («История лошади» по «Холстомеру» Л.Н. Толстого, 1975). С 1952 снимался в кино, сыграл свыше 50 ролей, в том числе Ромашова в «Двух капитанах» (1955), Агатова в «Иду на грозу» (1965), Нечипора в комедии-оперетте «Свадьба в Малиновке» (1967), Полковника в «В огне брода нет» (1967), Мармеладова в «Преступлении и наказании» (1969). Награды: Сталинская премия (1950), Государственная премия СССР (1968), Ленинская премия (1986), Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980). Литературное наследие Евгения Лебедева опубликовано в книге «Испытание памятью» (Л., 1989). Использованы материалы: фрагменты книги о Евгении Лебедеве «Великий лицедей». М., 2002.

Лебедев Евгений Алексеевич. Лебедев Евгений Алексеевич, народный артист СССР,  народный артист России, Лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии СССР, лауреат Государственных премий СССР.  Родился 2 (15) января 1917 году в г. Балаково Саратовской губернии. Отец Е.А. Лебедева был священником, в середине 1920-х годов семье пришлось много кочевать по стране. Вынужденный скрывать свое происхождение, Е.А. Лебедев с 1927 воспитывался у деда в Самаре, где учился в ФЗУ, а в 1932 поступил в местный Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В 1933, объявленный "поповским сыном", практически бежал в Москву и поступил в студию при Театре Красной армии. Годы в Москве – череда театральных училищ: в 1936–1937 – Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС, будущий ГИТИС), в 1937 – училище Камерного театра, где учился у В.В. Готовцева, известного актера МХАТа. В 1938 училище было соединено с двумя другими театральными училищами при московских театрах и стало называться Московское городское театральное училище, которое Е.А. Лебедев и закончил в 1940 году. Одновременно работал грузчиком, разнорабочим, вальцовщиком, бутафором в Камерном театре. В 1937 был репрессирован отец, позже – мать. 

В 1940 Е.А. Лебедев – в Русском театре юного зрителя им. Л.М. Кагановича в Тбилиси. Первые роли, сделавшие его ведущим актером театра, – Митя и Подхалюзин ("Бедность не порок или Свои люди – сочтемся" А.Н. Островского), Баба-Яга ("Василиса Прекрасная" Е. Черняк), Труффальдино ("Слуга двух господ" К. Гольдони), Сергей Тюленин ("Молодая гвардия" А. Фадеева), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь" Н. Островский). В Тбилиси начал складываться творческий союз с Г.А. Товстоноговым – не только в театре, но и в преподавательской работе в Грузинском театральном институте. В 1949 Е.А. Лебедев в Москве, работал в Театре промкооперации. В том же году по приглашению Г.А. Товстоногова, возглавлявшего Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, переехал в Ленинград. В 1956 Е.А. Лебедев вслед за Товстоноговым перешел в Большой драматический театр им. М.Горького (БДТ), актером которого оставался до конца жизни. 

В первом спектакле Товстоногова в ленинградском Ленкоме "Из искры…" Ш. Дадиани (1949) сыграна роль Сталина (Сталинская премия I степени). В Ленкоме окончательно сформировалась актерская индивидуальность Е.А. Лебедева: его склонность к эксцентрике, гротеску никогда не мешала глубокому психологизму создаваемых образов. Работа над ролью Тихона в Ленкомовской "Грозе" А.Н.Островского положила начало теме маленького человека, характерной для зрелого Е.А. Лебедева, Ведьма в "Аленьком цветочке" по С.Т. Аксакову (обе роли – 1951) оказалась столь ярким гротеском, что осталась концертным номером, исполнявшимся актером впоследствии на эстраде. В БДТ первой ролью Е.А. Лебедева стала мадемуазель Куку ("Безымянная звезда" М. Себастьяна, 1956) – небольшая комедийная женская роль, блистательная гротескная зарисовка. 

В БДТ в спектаклях Товстоногова Е.А. Лебедев создал целую галерею образов в русской классике. Сыгравший в своей жизни несколько ролей из Достоевского – Ихменев в "Униженных и оскорбленных" (Ленинградский Ленком, 1956), Рогожин в "Идиоте" (БДТ, две редакции –1957, 1966), Фома Опискин в "Фоме" (по Селу Степанчикову, БДТ, 1996), Мармеладов (фильм "Преступление и наказание", 1970) – Лебедев по сути своей был актером Достоевского. Изощренным психологизмом, глубинным знанием страдания и ущемленности маленького человека, "достоевским надрывом" отмечены образы, ставшие вершиной его творчества: Монахов и Бессеменов в горьковских "Варварах" и "Мещанах" (1959 и 1966), Холстомер в "Истории лошади" по Л.Н. Толстому (1975), Поприщин в телефильме А. Белинского "Записки сумасшедшего" по Н.В. Гоголю (1968). Среди лучших работ Е.А. Лебедева – Артуро Уи ("Карьера Артуро Уи, которой могло не быть" Б. Брехта, 1962). В спектакле-балагане, поставленном в БДТ польским режиссером Э. Аксером в традициях брехтовского эпического театра, Лебедев, талант глубоко национальный, продемонстрировал блистательное владение сценическим языком, чуждым, казалось бы, русской театральной школе. В попытках определить амплуа актера его можно было бы назвать "неврастеником", своеобразным исследователем "физиологии" русского национального характера, если бы, по слову критика А. Свободина, не была так велика амплитуда жанровых колебаний его сценических созданий. 

В спектаклях БДТ (в основном товстоноговских) актер сыграл еще множество ролей: Ухова ("Моя старшая сестра" А.Володина, 1961), Щукаря ("Поднятая целина" М. Шолохова, 1964), Фальстафа ("Король Генрих IV" У. Шекспира, 1969), Аристарха Петровича ("Энергичные люди" В. Шукшина, 1974), Серебрякова и Фирса ("Дядя Ваня" и "Вишневый сад" А. П.Чехова, 1981 и 1993; режиссер "Вишневого сада" – А. Шапиро), Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты" А.Н. Островского, 1985), Луку ("На дне" М. Горького, 1987) и др. 

В последние годы жизни, оставаясь актером БДТ, Е.А. Лебедев выступал в спектаклях Л. Додина в МДТ – Театре Европы: в «Любви под вязами» О' Нила сыграл Эфраима Кэббота (1992), в "Вишневом саде" – Фирса (1994). 

Е.А. Лебедев много снимался в кино. Одной из первых киноролей был Ромашов в фильме "Два капитана" (1955). Среди фильмов с участием Лебедева: "Неоконченная повесть" (1955), "Поезд милосердия" (1964), "Последний месяц осени" (1965), "В огне брода нет" (1967), "Происшествие, которого никто не заметил" (1968), "Сюжет для небольшого рассказа" и "Странные люди" (1969), "Начало" и "Преступление и наказание" (1970). За участие в фильме "Блокада" (1977) ему была присуждена "Золотая нимфа" Международного фестиваля в Монте-Карло. Доцент Ленинградского института театра, музыки и кино (с 1958). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1980), за исполнение роли Королева в фильме "Блокада". Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит", специальная премия "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру" (1996). Награжден двумя орденами Ленина, орденом "За Заслуги перед Отечеством" III степени (1997). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1996).

В честь Е.А. Лебедева назван театр в г. Балаково - Балаковский драматический театр имени Е.А. Лебедева.

Умер Евгений Алексеевич Лебедев в Санкт-Петербурге 9 июня 1997года. Похоронен в музее-некрополе "Литераторские мостки" Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Великий лицедей, человек-театр, актер, которого Олег Басилашвили назвал «рыцарем счастья, богом юмора и стражем совести». Образы, созданные им на сцене БДТ, — абсолютные шедевры актерского перевоплощения. Он был страшен и невероятно похож на Гитлера в «Карьере Артуро Уи», его Вожак в «Оптимистической трагедии» потрясал подлинностью могучего характера. Великий надрыв и гибельный накал звучали в речах старика Бессеменова и в горьковских «Мещанах». Евгений Лебедев верил в театр, как в жизнь. Он в театре жил как будто дома, а домой приходил, как в театр.

Евгений Лебедев родился в городе Балаково (ныне — в Саратовской области), в семье священника, и в дальнейшем был вынужден скрывать своё происхождение. С 1927 года воспитывался у деда в Самаре, учился в средней школе № 13 им. Чапаева, затем в ФЗУ при заводе «Кинап», участвовал в заводской художественной самодеятельности; в 1932 году поступил в самарский ТРАМ.

В 1933 году «поповскому сыну» пришлось покинуть Самару[2]; Евгений Лебедев поселился в Москве, работал в студии при Театре Красной армии. В 1936—1937 годах учился в Центральном техникуме театрального искусства (ныне — ГИТИС), с 1937 года — в училище Камерного театра (после объединения — Московское городское театральное училище), которое окончил в 1940 году (курс В. В. Готовцева)

В Тбилиси

С 1940 года Евгений Лебедев служил в Тбилисском русском ТЮЗе, где через несколько лет стал ведущим актёром. Уже в первые годы раскрылась разносторонность его дарования: на сцене ТЮЗа Лебедев играл Павла Корчагина и Сергея Тюленина, героев Д. Фонвизина и А. Островского и даже Бабу-Ягу в сказке Е. Черняка «Василиса Прекрасная». Здесь же Лебедев познакомился с Георгием Товстоноговым, с которым будет связана вся дальнейшая его творческая судьба.

В годы Великой Отечественной войны вместе с группой артистов театра Евгений Лебедев выступал с концертами в воинских подразделениях и госпиталях, за что был награждён медалями «За оборону Кавказа» (1945) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946)[2]. Преподавал актёрское мастерство в Грузинском театральном институте, в классе Товстоногова[2].

В Ленинграде

В 1949 году Евгений Лебедев по личным обстоятельствам покинул Тбилиси и в поисках работы приехал в Москву; недолгое время служил в Театре промкооперации. На актёрской бирже он встретил Товстоногова, который только что был назначен главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола и пригласил в свой новый театр Лебедева. На этой сцене актёр дебютировал в роли Сани Григорьева в спектакле по роману В. Каверина «Два капитана»; за вторую свою роль — Сталина в спектакле «Из искры…» — вместе с режиссёром-постановщиком, Г. Товстоноговым, был в 1950 году удостоен Сталинской премии I степени.

В 1956 году вместе с Товстоноговым Евгений Лебедев перешёл в Большой драматический театр им. М. Горького (с 1992 — имени Г. А. Товстоногова), где служил до конца жизни. Среди лучших ролей — Рогожин в легендарном товстоноговском «Идиоте», Монахов в «Варварах» и Бессеменов в «Мещанах» А. М. Горького, гротескная роль Артуро Уи в спектакле по пьесе Б. Брехта «Карьера Артуро Уи», Холстомер в «Истории лошади».

Евгений Лебедев много снимался в кино; дебютировал в 1952 году в небольшой роли Кощея Бессмертного в фильме Григория Рошаля «Римский-Корсаков». В 1955 году сыграл Ромашова в первой экранизации романа В. Каверина «Два капитана». За исполнение роли Королёва в фильме «Блокада» был удостоен в 1980 году Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых

Преподавал актёрское мастерство в Ленинградском театральном институте, с 1958 года был доцентом. Скончался 9 июня 1997 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Семья. Был женат на сестре Г. А. Товстоногова — Нателе Александровне Товстоноговой. Сын — кинорежиссёр Алексей Лебедев. Память. В честь Евгения Лебедева назван театр в городе Балаково — Балаковский драматический театр имени Е.А. Лебедева Звания и награды
  • Заслуженный артист РСФСР

  • Народный артист РСФСР (1962)[3]

  • Народный артист СССР (1968)

  • Герой Социалистического Труда (1987)

  • Два ордена Ленина (1971, 1987)

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997)

  • Медаль «За оборону Кавказа» (1945)

  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)

  • Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1957)

  • Орден Трудового Красного Знамени (1977)

  • Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой» (1979)

  • Медаль «Ветеран труда» (1984)

  • Ленинская премия (1986) — за театральные работы последних лет

  • Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли И. В. Сталина в спектакле «Из искры…» Ш. Н. Дадиани

  • Государственная премия СССР (1968) — за исполнение роли Василия Васильевича Бессеменова в спектакле «Мещане» в БДТ им. М. Горького

  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980) — за исполнение роли Королёва в фильме «Блокада» (1973, 1977)

  • Приз «Золотая нимфа» Международного фестиваля в Монте-Карло (1977, за участие в фильме «Блокада»)

  • Премия КГБ СССР в области литературы и искусства I степени (1984, за участие в фильме «Синдикат-2» (роль террориста Савинкова))

  • Премия мэра Санкт-Петербурга А.Собчака «За выдающиеся заслуги в развитии культуры» (1994)

  • Высшая театральная премия "Санкт-Петербург"а «Золотой софит» — специальная премия «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру» (1996)[

  • Приз Кинофестиваля в Мар-дель-Плата за лучшую мужскую роль (1966, Аргентина) — за фильм «Последний месяц осени»

  • Почётный гражданин г. Балаково (1987)

  • Почётный гражданин г. Тбилиси (1992)

  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1996)

Творчество. Роли в театре . Тбилисский ТЮЗ
  • «Бедность не порок» А. Н. Островского — Митя

  • «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павел Корчагин

  • «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского — Подхалюзин

  • «Недоросль» Д. Фонвизина — Митрофанушка

  • «Василиса Прекрасная» Е. Черняка — Баба-Яга

  • «Слуга двух господ» К. Гольдони — Труффальдино

  • «Молодая гвардия» по А. Фадееву — Сергей Тюленин

Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
  • 1949 — «Два капитана» В. Каверина и З. Юдкевича — Саня Григорьев

  • 1949 — «Из искры…» Ш. Дадиани; режиссёр Г. А. Товстоногов — Сталин

  • 1950 — «Студенты» В. А. Лифшица; режиссёр Г. А. Товстоногов — Саватеев

  • 1951 — «Гроза» А. Н. Островского; режиссёр Г. А. Товстоногов — Тихон

  • «Аленький цветочек» С. Аксакова — Баба-Яга

  • 1954 — «На улице Счастливой» Ю. Я. Принцева; режиссёр Г. А. Товстоногов — Степан Барабаш

Большой драматический театр имени М.Горького
  • 1956 — «Безымянная звезда» М. Себастьяна. Режиссёр Г. А. Товстоногов — мадемуазель Куку

  • 1957 — «Метелица» В. Ф. Пановой. Режиссёр М. В. Сулимов — Балютин

  • 1957 — Достигаев и другие А. М. Горького. Режиссёр Н. С. Рашевская (возобновоение)— Алексей Матвеевич Губин

  • 1957 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Рогожин

  • 1958 — «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты. Постановка И. П. Владимирова и Р. А. Сироты — Стёпкин

  • 1959 — «Варвары» М. Горького. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Монахов

  • 1960 — «Неравный бой» В. С. Розова. Режиссёр 3. Я. Корогодский — Григорий Степанович

  • 1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Боцман Кобза

  • 1961 — «Океан» А. Штейна. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Миничев

  • 1961 — «Моя старшая сестра» А. М. Володина. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Ухов

  • 1963 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Режиссёр Э. Аксер — Артуро Уи

  • 1966 — «Мещане» М. Горького. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Бессеменов

  • 1969 — Правду! Ничего, кроме правды! Д. Аля. Режиссёр Георгий Товстоногов — Авраам Линкольн

  • 1969 — «Король Генрих IV» У. Шекспира. Постановка и оформление Г. А. Товстоногова — Фальстаф

  • 1971 — «Тоот, другие и майор» И. Эркеня. Постановка Г. А. Товстоногова — Тоот

  • 1974 — «Энергичные люди» В. М. Шукшина Режиссёр Георгий Товстоногов — Аристарх Петрович Кузькин

  • 1975 — «История лошади» по рассказу Л. Н. Толстого. Режиссёр Георгий Товстоногов — Холстомер

  • 1976 — «Дачники» А. М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Двоеточие

  • 1981 — «Оптимистическая трагедия» B. Вишневского. Постановка Г. А. Товстоногова — Вожак

  • 1982 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр Г. А. Товстоногов — профессор Серебряков

  • 1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. Постановка Г. А. Товстоногова — Крутицкий

  • 1986 — «Иван» А. Кудрявцева. Постановка Г. А. Товстоногова

  • 1987 — «На дне» А. М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Лука

  • 1996 — «Фома» по Ф. М. Достоевскому

Использованные ресурсы:

1. videoprokat.spb.ru›catalogue/film/id17583

2. mega-stars.ru›actors/lebedev_e-yt.php

3. bdt.spb.ru›История›Память›Лебедев Евгений Алексеевич

4. x-torrents.nu›…evgenijj-lebedevlicedejj…satrip

5. peoples.ru›Искусство›Кино›Актерыlebedev

6. ru.wikipedia.org›Лебедев, Евгений Алексеевич


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!