План-конспект урока по теме: «Органы дыхания и газообмен»
Цель урока: ознакомить учащихся с органами дыхания у животных.
Задачи урока:
1) Обеспечить усвоение системы знаний об основных путях поступления кислорода в организм животных.
2)Познакомить учащихся со строением органов дыхания
3)Определить функции, выполняемые органами дыхания
Материалы и оборудование: Таблицы, компьютер, проектор, учебник.
Ход урока:
Содержание урока: | Методы и средства обучения: |
Организационный момент | Традиционный |
Актуализация знаний | Тест |
Изучение нового материала: | Беседа |
1)Значение газообмена в организме животных | Рассказ с элементами беседы, записи в тетрадь |
2)Газообмен через поверхность тела | Работа с учебником, беседа, записи в тетрадь. |
3) Органы дыхания у членистоногих и рыб | Рассказ с элементами беседы, записи в тетрадь. |
4)Дыхательная система птиц | Работа с таблицами, беседа, записи в тетрадь. |
5)Органы дыхания у млекопитающих | Рассказ с элементами беседы, записи в тетрадь, работа с таблицами. | |
Закрепление новых знаний. | Работа с рабочей тетрадью, разгадывание кроссворда. | |
Домашнее задание | П.39, стр. 208 устно ответить на вопросы. | |
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний:
Тест:
1.Первая появившееся у животных опорная система – это ...
А) Ложноножки В) Цитоплазма
Б) Оболочка клетки Г) Хорда
2. Впервые наружный скелет появляется у:
А) Плоских червей В) Кольчатых червей
Б) Круглых червей Г) Членистоногих
3. Впервые внутренний скелет появляется у:
А) Рыб В) Пресмыкающихся
Б) Земноводных Г) Млекопитающих
4.Как называется подвижное соединение костей:
А) Сустав В) Ребро
Б) Позвонок Г) Хорда
5.Из каких частей состоит позвонок:
А) Тело, верхние и нижние дуги В) Верхние и нижние дуги
Б) Тело и ребро Г) Ребро, верхние и нижние дуги
6. Из перечисленных частей скелета выберите относящиеся к скелету передних конечностей:
А) Бедро Г) Кисть
Б) Плечо Д) Предплечье
В) Голень
7. Из перечисленных частей скелета выберите относящиеся к скелету нижних конечностей:
А) Бедро Г) Кисть
Б) Плечо Д) Предплечье
В) Голень
8. Из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих:
А) Черепной Г) Крестцовый
Б) Шейный Д) Грудной
В) Поясничный Е) Хвостовой
9. Какие функции выполняет скелет?
А) опорная В) опорно-двигательная
Б) защитная Г) образование полостей
Ответы 1г, 2г, 3а, 4а, 5а, 6бгд, 7 ав, 8бвгде, 9абвг
III. Изучение нового материала.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим новую тему: «Органы дыхания и газообмен». Всем живым организмам необходим кислород, без которого не смогут осуществляться процессы жизнедеятельности. Кислород поступает в клетки организма различными путями: через поверхность тела, жабры, легочные мешки, легкие.
Совокупность процессов поглощения кислорода из окружающей среды и выделения углекислого газа называют газообменом.
Поступление кислорода в клетки тела осуществляется благодаря проницаемости клеточных мембран и диффузии – процессу выравнивания концентраций кислорода внутри организма и в окружающей его среде.
С увеличением размеров животных возникает потребность в транспорте кислорода к клеткам, расположенным внутри организма, и в процессе эволюции развиваются органы, позволяющие этот транспорт осуществить.
Сейчас мы с вами начертим таблицу:
Органы дыхания и газообмен | Рыбы | Земноводные | Пресмыкающиеся | Птицы | Млекопитающие |
Органы дыхания | | | | | |
Особенности органов дыхания | | | | | |
Расположение органов дыхания | | | | | |
Отделы органа пищеварения | | | | | |
Как происходит обмен веществ | | | | | |
Сейчас откройте учебник на странице 204-205 и прочитаем, каким образом происходит газообмен у животных разных систематических групп. (Идет чтение учеников). Вопросы по прочитанному тексту:
Как осуществляется дыхание у одноклеточных организмов?
Они дышат всей поверхностью тела\\
Какие органы дыхания появились у кольчатых червей и у водных членистоногих?
Появились перистые жабры – образующиеся из выростов кожи по обеим сторонам тела.
Как осуществляется газообмен у этих животных?
В дыхании участвует кровь, которая обильно протекает к жабрам, омывает их, освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом, который затем переносится по всему организму.
Назовите органы дыхания членистоногих?
Органами дыхания членистоногих являются трахеи, жабры, листовидные легкие, расположенные в углублениях покрова тела.
Чем представлена система органов дыхания у ланцетника?
Она представлена жаберными щелями, пронизывающими стенку переднего отдела кишечника – глотку.
Таким образом, одноклеточные, кишечнополостные, плоские и круглые черви дышат всей поверхностью тела. У кольчатых червей и водных членистоногих появляются специальные органы дыхания – перистые жабры. Органами дыхания членистоногих являются трахеи, жабры, листовидные легкие, расположенные в углублениях покрова тела. Система органов дыхания у ланцетника представлена жаберными щелями, пронизывающими глотку.
Взгляните на рис. 157 В. Здесь представлены органы дыхания рыб. У рыб под жаберными крышками располагаются жабры, состоящие из жаберных дуг с жаберными лепестками, обильно пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами. Вода, заглатываемая рыбой, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки наружу, омывает их и снабжает кровь кислородом.
Какие же органы дыхания у рыб? Какие у них особенности органов дыхания? Где располагаются органы дыхания? Какой у них механизм дыхательных движений? (Заполнение таблицы)
Откройте страницу 206, первый абзац. (Идет чтение учеников). Таким образом, большинство земноводных дышат при помощи легких и кожи. Легкие их представляют собой пару полых мешков, стенки которых образуют многочисленные складки. Кожное дыхание осуществляется через влажную кожу.
Тело пресмыкающихся покрыто роговым покровам, непроницаемым для газов, поэтому кожное дыхание у них отсутствует. Дышат они при помощи легких, которые устроены более сложно, чем у земноводных и имеют больше складок. Вентиляция легких происходит за счет движения ребер, вызываемого сокращением межреберных мышц.
Что мы напишем в первой строке таблицы? (Идет заполнение таблицы).
Птицы - это теплокровные животные. Для поддержания температуры тела и в связи с приспособленностью к полету им требуется большое количество кислорода, поэтому в процессе эволюции у них выработался высокоэффективный механизм дыхания.
Посмотрите на рисунок 158 на стр.206. Легкие птиц небольшие, и представляют собой плотные губчатые тела, состоящие из бронхов. Часть бронхов проходит через легкие и за их пределами воздушные мешки, расположенными между внутренними органами. Они улучшают газообмен и защищают от перегрева. Также для птиц характерно двойное дыхание – воздух через легкие проходит дважды – при вдохе и при выдохе.
(Идет заполнение таблицы)
Откройте страницу 207, 2-ой абзац. Прочитайте. ( Идет чтение уч-ся). Таким образом, дыхательная система млекопитающих состоит из парных легких, и ряда воздухоносных трубок. Вдох происходит за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы. Воздух через носовые ходы, трахею и бронхи попадает в легкие, где на поверхности альвеол осуществляется газообмен.
(Идет заполнение таблицы)
Таким образом, эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути увеличения площади легочных перегородок, участвующих в газообмене, совершенствования транспортных систем доставки кислорода к клеткам, расположенным внутри организма, и развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.
Закрепление знаний. (Раздаются рабочие тетради) Откройте на странице 104 и выполните задания 5,10 и 12 при помощи учебника.
5.Какова роль крови в процессе дыхания?
Кровь приносит к органам дыхания углекислый газ, освобождается от него и насыщается кислородом, который затем переносит ко всем тканям и органам.
10.Художник выполнил рисунок «Эволюция органов дыхания», но перепутал подписи. Исправьте его ошибки.
Верный вариант:
1. Рыбы.
2. Земноводные.
3. Млекопитающие.
4. Птицы.
5. Пресмыкающиеся.
12.Правильно ли расположены группы животных в схеме, отражающей усложнение системы органов дыхания?
Если нет, предложите свой вариант и поясните свою точку зрения.
Ответ: нет.
Верный вариант: членистоногие – рыбы – земноводные – пресмыкающиеся –птицы – млекопитающие.
У пресмыкающихся более совершенные органы дыхания. Кожа у них не участвует в дыхании, легкие более сложные, имеют перегородки и выросты, что значительно увеличивает их внутреннюю поверхность.
V. Домашнее задание:
1.п. 39,
2.заполнить до конца таблицу.
3.найти и решить биологические задачи (мин 3)