СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок по теме"Эволюция растений" в 6 классе сложный. Я беру две темы вместе. Урок проходит в форме работы в "лаборатории".
Тема: История развития растительного мира
Тип урока: комбинированный
Цели: создать условия для исследования основных этапов развития растительного мира Земли, выявления признаков усложнения строения растений и причин их усложнения.
Задачи:
Образовательные: познакомить с основными этапами развития растительного мира
Развивающие: продолжить формировать умения выделять главное, сравнивать; умения работать с текстом учебника, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: воспитывать взаимоуважение при работе в группах.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Формы работы:индивидуальная, групповая, фронтальная
Межпредметные связи:русский язык (объяснение новых слов через синонимы, толкование)
Орг.момент. (2-3мин)
Доброе утро, дорогие ребята. Я рада видеть вас. Меня зовут Наталья Леонидовна. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок: новый учитель, много гостей. Я думаю, все у нас получится, если мы будем работать слаженно, как единый организм.
Актуализация знаний
Сегодняшний урок я хочу начать словами Мифтахетина Акмулы:
Земля начальней всех начал: она
Вливает силу жизни в семена, (слайд1)
В природе перемены бесконечны,
Изменчивость землей порождена.
Скажите, какие мысли возникли у вас при чтении этих строк(Земля возникла давно; с семени начинается жизнь, дает семени жизнь?; постоянно изменяется, преобразуется).
Ученым пока неизвестно, как и в каком месте зародилась жизнь. Нет сомнения лишь в том, что она зародилась много миллионов лет назад и за всю историю жизни на Земле существовало несколько миллиардов видов растений.( одни появлялись, другие исчезали)
У многих ученых еще с древности возникали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей планете, всегда ли растения были такими, как сейчас, какие растения появились на Земле первыми?.
А вас, ребята, волнуют эти вопросы?
Определение темы и целей урока(Постановка проблемы и цели урока)
Давайте попробуем определить тему нашего урока.(развитие(появление) жизни на Земле, появление растений..)
А какие задачи стоят перед нами. Что мы должны выяснить?
(определить основные этапы развития растений; выявить признаки усложнения; причины усложнения)
(слайд 2)
Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы на вопросы, которые возникли у вас.
Изучение нового материала
(первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала)
Наша планета прекрасна. Космонавты говорят, что из космоса она выглядит как драгоценный камень. (слайд 3)
Но 3,5 млрд лет назад древнейшая земля мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, кислорода в воздухе не было. Земля была покрыта водой. На Земле веками шли ливневые дожди, которые сопровождались грозами. При таких условиях в воде начинает зарождаться жизнь. (слайд 4)
Давайте проследим, как же шло развитие растений? Но прежде, чем приступить к исследовательской работе, проведем небольшую проверку, чтобы убедиться, что все вы готовы к изучению новой темы.
Какие царства живых организмов населяют Землю? (животные, растения, бактерии, грибы, вирусы);
Какие отделы царства растений, растущие на Земле сегодня, вам известны?(водоросли, мхи, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные); (слайд 5)
Перед вами картинки с изображением различных представителей отделов растений. Расставьте их в порядке усложнения строения. (водоросли, мхи, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные) (ключ Слайд 6)
Почему водоросли вы поставили на первое место, а покрытосеменные –на последнее?
.(10 мин)
Мы разделились на 4 группы .Каждая группа-это лаборатория, перед которой стоит ряд вопросов, которые она должна решить. Сначала вы должны распределить роли в своей лаборатории.(Научный Руководитель(-капитан), научные сотрудники, лаборанты…) Затем приступить к заданиям. Ответы на все вопросы писать на листочке. Когда лаборатория решит все вопросы, она должна составить рассказ и выступить
Все ваши открытия мы будем заносить в таблицу «Этапы развития растительного мира на Земле» (слайд 7)
Проверка работы детей
Лаборатория № 1. Выяснила, какими были первые организмы, живущие на Земле, какую роль они сыграли в историческом развитии растений?
Этап | Среда обитания | Особенности строения |
Возникновение жизни | водная | -Простые по строению, -одноклеточные, -гетеротрофы -прокариоты |
|
| Слайд 7 |
Спустя много тысяч лет появились организмы, имеющие в клетках хлорофилл, они могли использовать в качестве энергии солнечный свет.Но первые организмы еще не выделяли в атмосферу свободный кислород. И только с появлением цианобактерий в атмосфере стал накапливаться свободный кислород.
Этап | Среда обитания | Особенности строения |
Появление цианобактерий | водная | -Простые по строению, -одноклеточные, многоклеточные -автотрофы (гетеротрофы) -прокариоты -размножаются бесполым путем(деление) Слайд 8 |
Около 1,3 млрд. лет назад появились более сложные организмы-зеленые и золотистые водоросли, которые имели в клетке ядро и другие органоиды. Организмы, имеющие в клетке ядро, называются эукариоты. Тело водорослей не делится на органы и называется таллом. У водорослей возник половой способ размножения.
Постепенно в атмосфере накапливается кислород и образуется озоновый экран, который может защитить от солнечной радиации живое. Благодаря этому жизнь начала активно развиваться не только в воде, но и на суше.
Этап | Среда обитания | Особенности строения |
Появление зеленых и золотистых водорослей | водная | -Простые по строению (таллом) -одноклеточные, многоклеточные -автотрофы -эукариоты Бесполый способ(спорами) Половой способ размножения Слайд 9 |
Лаборатория № 2 выясняла, какие же организмы стали первыми выходцами на сушу?
Этап | Среда обитания | Особенности строения |
Выход растений на сушу.Риниофиты. | Водная, наземно-воздушная | -появились стебли, спорангии, корнеподобные выросты -ткани: покровная с устьицами, механическая -примитивная проводящая система Слайд 10 |
Через 100млн. лет риниофиты вымерли , но от них появились мхи, выделились плауны, хвощи, папоротники. Климат на всей земле был теплым и влажным. Древние папоротники, хвощи и плауны вырастали в огромные деревья. Предположите, почему растения были такими огромными?(много пищи, благоприятный климат).Для размножения этих растений необходима вода.
Этап | Среда обитания | Особенности строения |
Появление мхов | Наземная, влажная | - стебель, листья, ризоиды -ткани: основная, фотосинтезирующая; бесполое размножение(спорами) -половое размножение осуществляется при помощи воды |
Появление папоротниковидных | Наземная, влажная | - стебель, листья, корни -ткани: фотосинтезирующая, покровная, механическая, проводящая; бесполое размножение(спорами)
-половое размножение осуществляется при помощи воды Слайд 11 |
240-250 млн.лет назад климат Земли стал холодным и засушливым. В этих условиях широко распространились Голосеменные.
Лаборатория № 3.расскажет об изменениях, происшедших у голосеменных растений в процессе исторического развития.
Этап | Среда обитания | Особенности строения |
Господство голосеменных растений | Наземно -воздушная | - стебель, листья, корни, семен( с запасом питательных веществ). -ткани: фотосинтезирующая, покровная, механическая, проводящая, запасающая, образовательная; -половое размножение осуществляется без помощи воды Слайд 12 |
-Вспомните, какие признаки современных голосеменных растений говорят об условиях, в которых они образовались? (Листья видоизменены в хвоинки- приспособление для уменьшения испарения)
Около 130-140 млн лет назад появились покрытосеменные растения. В это время на Земле рассеялась облачность, усилилась сухость воздуха. Эти условия оказались губительными для многих растений.
Что же помогло покрытосеменным растениям выжить в этих условиях? Об этом расскажет Лаборатория № 4.
Этап | Среда обитания | Особенности строения |
Господство покрытосеменных растений | Наземно -воздушная | - стебель, листья, корни, цветок, плод, семена. -ткани: фотосинтезирующая, покровная, механическая, проводящая, запасающая, образовательная; -половое размножение осуществляется без помощи воды Слайд 13 |
Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось.
Работа с таблицей
Давайте проследим усложнение растений в их строении.
Этапы развития растительного мира на Земле Слайд 14
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
ВЫВОДЫ ПО ЭВОЛЮЦИИ
Процесс исторического развития растительно мира, о котором мы с вами говорили весь урок, называется эволюцией. Слайд 15
Выводы:В процессе эволюции появляются приспособления, появляются новые виды растений, процесс эволюции идет от простого к сложному
Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнем.
Динамическая пауза
Физкультминутка (2 мин)
Наша жизнь-это движение, (маршируем)
Всем известно, без сомненья,
Мы в движенье целый день,(наклоны головы в сторону)
И нам двигаться не лень.
И в природе с нами вместе (наклоны туловища)
Не стоит ничто на месте.
Если встанут все, поверьте,(кисти)
Это равносильно смерти.
Продолжим нашу работу. Как ученые узнали о том , что происходило на Земле миллионы лет назад? Узнать об этом помогает наука палеонтология. Это наука об историческом развитии живой природы, о древних ископаемых животных и растениях. Одна из ветвей палеонтологии- палеоботаника-изучает ископаемые остатки древних вымерших растений. Слайд16
Доказано, что на протяжении миллионов лет видовой состав растений менялся. Один из видов вымирал, другой приходил на смену, более приспособленный. Есть, однако, немногочисленные реликтовые виды растений, эти виды растений сохранились до наших дней почти в неизменном виде. Слайд
Закрепление материала
1)задание на соответствие Слайд
2)задание по схеме. Слайд
3) исправь ошибки. Прокомментируй слайд 2
Термины: гетеротрофы, автотрофы, прокариоты, эукариоты, реликтовые растения, эволюция
Эволюция
Сложная, необратимая
Возникает, исчезает, развивается
Историческое развитие растительного мира
Вперед
Подведение итогов урока
Давайте сделаем выводы:
Современный растительный мир- это результат длительного исторического развития.
Эволюция-необратимый процесс.
Эволюционные изменения идут очень медленно, и мы их не замечаем
Идет от простого к сложному.
Рефлексия
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
Меня удивило…
Д/З § 46,47 слайд2
Лаборатория № 1.
Внимательно прочитайте текст учебника § 46 стр.170 со слов «Более 3,5 млрд лет назад…» до слов «Первые автотрофы…».
Найдите ответы на вопросы:
Где и какие организмы появились первыми на Земле и дали начало современным организмам?
___________________________________________________________________________________________________________________
Составьте визитную карточку первого организма.
______________________
________________________
________________________
_________________________
Появление какого процесса было огромным событием в истории нашей планеты? __________________________________________________
Какую роль это событие сыграло в историческом развитии растений?
___________________________________________________________
Составьте рассказ.
Лаборатория № 2.
Внимательно прочитайте текст учебника § 46 стр. 172 со слов «Первыми растениями…» до слов «Через 100 лет…».
Найдите ответы на вопросы:
Что является причиной появления риниофитов?
___________________________________________________________
Какие признаки появляются у риниофитов?
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
___________________________________________________
За что вы можете поставить им памятник? Что на нем напишете?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Что является последствием появления риниофитов. _____________________________________________________________
Составьте рассказ.
Лаборатория № 3.
Внимательно прочитайте текст учебника § 47 стр. 173 со слов «240-250 млн лет назад…» до слов «В истории Земли…».
Найдите ответы на вопросы:
Какие изменения в строении голосеменных растений возникли в связи с изменением климата?
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
____________________________________________________
Вспомните, какие признаки современных голосеменных растений говорят об условиях, в которых они образовались? __________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Составьте рассказ.
Лаборатория № 4.
Внимательно прочитайте текст учебника § 47 стр.173 со слов «В истории Земли…» -стр. 174 до слов «Древние, давно вымершие растения…».
Найдите ответы на вопросы:
Какие черты покрытосеменных растений обеспечили им успешное дальнейшее развитие и господство на Земле?
____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Каким образом животные способствовали увеличению многообразия покрытосеменных растений?
___________________________________________________________
_______________________________________________________
Составьте рассказ.
Этапы развития растительного мира на Земле
Этап | Среда обитания | Особенности строения |
Возникновение жизни | водная | -простые по строению, -одноклеточные, -гетеротрофы -прокариоты (доядерные) |
Появление цианобактерий | водная | -простые по строению, -одноклеточные, многоклеточные -автотрофы (гетеротрофы) -прокариоты -размножаются бесполым путем(деление) |
Появление зеленых и золотистых водорослей | водная | -простые по строению (таллом) -одноклеточные, многоклеточные -эукариоты - бесполый путь размножения (спорами) -половой способ размножения |
Выход растений на сушу. Риниофиты. | Водная, наземно-воздушная | -появились стебли, спорангии, корнеподобные выросты; -ткани: покровная с устьицами, механическая -примитивная проводящая система; -бесполый путь размножения (спорами) |
Появление мхов | Наземная, влажная | - стебель, листья, ризоиды; -ткани: основная, фотосинтезирующая; -бесполый способ размножения (спорами) -половое размножение осуществляется при помощи воды |
Появление папоротников | Наземная, влажная | - стебель, листья, корни -ткани: фотосинтезирующая, покровная, механическая, проводящая; -бесполое размножение (спорами); -половое размножение осуществляется при помощи воды |
Господство голосеменных растений | Наземно -воздушная | - стебель, листья, корни, семена (с запасом питательных веществ);. -ткани: фотосинтезирующая, покровная, механическая, проводящая, запасающая, образовательная; -половое размножение осуществляется без помощи воды |
Господство покрытосеменных растений | Наземно -воздушная | - стебель, листья, корни, цветок, плод, семена. -ткани: фотосинтезирующая, покровная, механическая, проводящая, запасающая, образовательная; -половое размножение осуществляется без помощи воды |
Биология 7 класс. Позвоночные животные
Биология 8 класс ФГОС
Электронная тетрадь по биологии 11...
Биология 5 класс. Бактерии. Грибы....
Электронная тетрадь по биологии 5 класс...
Естествознание 5 класс ФГОС
Общая биология 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по биологии 10...
© 2016, Шумилова Наталья Леонидовна 6348 192
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы