Тема «Эволюционное учение»
Вариант 1
Часть А Выберите один правильный ответ.
1. Естественный отбор – это
1) сложные отношения между организмами и неживой природой
2) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями
3) процесс образования новых видов в природе
4) процесс роста численности популяции
2. Отбор, при котором в популяции сохраняются особи со средней нормой показателя признака, называют
1) стабилизирующим
2) движущим
3) искусственным
4) методическим
3. Последствия действия стабилизирующего отбора
1) сохранение старых видов
2) изменение нормы реакции
3) появление новых видов
4) сохранение особей с измененными признаками
4. Причины борьбы за существование
1) изменчивость особей популяции
2) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение
3) природные катаклизмы
4) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания
5. Наследственная изменчивость играет большую роль в эволюции, так как она способствует
1) уменьшению колебания численности особей в популяции
2) увеличению генетической неоднородности особей вида
3) снижению эффективности естественного отбора
4) снижению эффективности искусственного отбора
6. Видом называется группа особей
1) обитающих на общей территории
2) появившихся в результате эволюции
3) скрещивающихся и дающих плодовитое потомство
4) созданных человеком на основе отбора
7. Элементарной единицей существования и адаптации вида является
1) особь
2) сорт
3) популяция
4) подвид
8. Морфологический критерий вида – это
1) область распространения вида
2) особенности процессов жизнедеятельности
3) особенности внешнего и внутреннего строения особей
4) определенный набор хромосом и генов
9. Физиологический критерий вида проявляется в том, что у всех его особей
1) наблюдается сходство процессов жизнедеятельности
2) определенный набор и форма хромосом
3) наблюдается сходство химического состава
4) наблюдается сходство внешнего и внутреннего строения
10. Микроэволюция завершается образованием новых
1) семейств
2) родов
3) видов
4) популяций
11. При географическом видообразовании происходит
1) распадание или расширение исходного ареала
2) колебание численности популяций
3) изоляция популяций внутри старого ареала
4) дрейф генов
12. Результатом действия естественного отбора нельзя считать
1) приспособленность организмов к среде обитания
2) многообразие органического мира
3) многообразие форм наследственной изменчивости
4) образование новых видов
13. Приспособленность растений и животных к среде обитания – результат
1) стремление особей к самоусовершенствованию
2) деятельности человека
3) модификационной изменчивости
4) взаимодействия движущих сил эволюции
14.Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к
1) улучшению минерального питания
2) повышению интенсивности фотосинтеза
3) экономии расходования воды
4) улавливанию солнечного света
15.Результатом эволюции является
1) наследственная изменчивость
2) борьба за существование
3) многообразие видов
4) ароморфоз
Часть В
В1. Выберите три правильных ответа.
Почему популяцию считают единицей эволюции?
А) в ней происходит свободное скрещивание особей;
Б) многие виды состоят из ряда популяций;
В) особи популяции подвергаются мутациям;
Г) особи популяции имеют различные приспособления к среде обитания;
Д) происходит саморегуляция численности популяции;
Е) под воздействием естественного отбора в популяции сохраняются особи с полезными мутациями.
В2. Установите соответствие между признаками отбора и его видами.
Признаки отбора:
1) сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями
2) приводит к созданию новых пород животных и сортов растений
3) способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями
4) проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе
5) действует в природе миллионы лет
6) приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде
7) проводится человеком
Виды отбора: А – естественный
Б - искусственный
В3. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции:
А) сохранение темных бабочек в результате отбора;
Б) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды;
В) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей;
Г) уничтожение светлых бабочек птицами;
Д) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную.
Часть С Дайте развернутый ответ на один из вопросов.
С1. Камбала приспособлена к жизни в морях вблизи дна. Назовите тип и значение ее окраски, а также объясните относительный характер данной приспособленности.
С2. Объясните, почему расчленение ареала географическими преградами может привести к образованию нового вида?