СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эволюционное учение, Взгляды ученых.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит информацию об эволюционном учении, синтетической теории эволюции, о взглядах Ч. Дарвина и ученых додарвиновского периода.

Просмотр содержимого документа
«Эволюционное учение, Взгляды ученых.»

Эволюционное учение и развитие эволюционных идей


Эволюционное учение — это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях исторического развития живого мира.


Эволюция - непрерывное направленное развитие органического мира, сопровождающееся изменением строения и уровней организации организмов, позволяющее им эффективно приспосабливаться и существовать в самых различных условиях обитания.


Эволюционное учение является теоретической базой биологии, оно объясняет основные особенности, закономерности, пути развития органического мира, причину единства и огромного многообразия органического мира, позволяет выяснять исторические связи между разными формами жизни и понять механизмы изменчивости живых организмов.


Эволюционное учение возникло не сразу. Оно сложилось как результат борьбы двух противоположных систем взглядов на жизнь и ее происхождение — идей Божественного сотворения мира и представлений о самозарождении и саморазвитии жизни.


В науке сложились два направления — креационизм, развивающий идеи сотворения мира Богом или Высшим разумом, второе — эволюционизм, допускающий возможность самозарождения и саморазвития органического мира.


Додарвиновский период развития эволюционных идей в биологии времени, как Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель.

В Средние века господствовали в основном идеи креационизма и неизменности мира. Крупными учеными додарвиновского периода развития биологии были К. Линней и Ж. Б. Ламарк.


Карл Линней (1707-1778) — шведский ученый, сторонник креационизма.

- Он попытался обобщить все имеющиеся данные о многообразии органического мира и создать научную классификацию, изложив свои взгляды в «Системе природы» (1735 г). Он является создателем науки систематики и номенклатуры.

- Основной таксономической категорией у растений и животных К. Линней считал вид, определяя его как множество сходных особей, воспроизводящих себе подобных. Виды он объединял в роды. В своей системе он выделял пять таксономических категорий разного уровня: класс, отряд, род, вид, разновидность.

- Для названия видов К. Линней использовал бинарную номенклатуру, то есть двойное наименование — с указанием названий рода и вида (например, мухомор красный, олень благородный, медведь бурый, где первое слово — название рода, а второе — вида). Описания видов и их названия он сделал на латинском языке, принятом тогда в науке. Это намного облегчило взаимное понимание между учеными разных стран, так как в разных языках один и тот же вид может называться совершенно по-разному.

- К. Линней составил описания около десяти тысяч видов растений и 4.5 тысяч животных, объединив их в 30 классов (24 класса растений и 6 классов животных). Однако система К. Линнея была искусственной, основанной на сходстве только внешних признаков. К. Линней считал виды неизменными, существующими такими, какими их создал Бог. Но, он отмечал, что разновидности могут со временем изменяться. Большой заслугой К. Линнея является то, что его систематика фактически отражала результаты эволюции — многообразие организмов от простых форм к более сложным, а таксономические категории впервые определили иерархию и соподчиненность разных групп организмов — от видов до классов.

- Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на основе морфологического сходства.


Жан-Батист Ламарк (1744-1829) — французский ученый, создавший первое эволюционное учение, основы которого он изложил в своем труде «Философия зоологии» (1809). В нем он впервые доказал, что всем видам присуща изменчивость.

- Основными причинами изменчивости Ж. Б. Ламарк считал прямое влияние внешней среды и стремление живых организмов к совершенству, заложенное в них Богом. Таким образом, по Ламарку, процесс эволюции как бы намечен самим Творцом. Отрицал существование вида.

- Главным механизмом изменчивости видов Ламарк считал упражнение или неупражнение органов. Под влиянием меняющихся условий среды обитания животным приходится менять свои привычки и способы добывания пищи. Например, у жирафа, которому приходится тянуться вверх за листьями деревьев, со временем вытянулась шея (упражнение органа), а у крота, обитающего под землей, произошла потеря зрения (неупражнение органа).

- Ламарк дал более подробную по сравнению с Линнеем классификацию животных, распределив их по 14 классам. Он отделил позвоночных животных от беспозвоночных. Выделенные им 14 классов животных были разделены по степени усложнения строения на 6 градаций (ступеней усложнения).

- Он совершенно справедливо отмечал происхождение высших форм животных от низших и считал, что человек произошел от обезьян.

- Заслугой Ламарка является также введение в науку терминов «биология» и «биосфера».


К середине XIX века наука созрела для создания эволюционного учения в биологии.

Предпосылки его появления:

1. Открытия эпохи Великих географических открытий (XV-ХVIII вв.) показали человечеству все многообразие мира. Появились многочисленные описания новых земель, их природы и населяющих их племен, растений и животных, которые разрушали привычные воззрения об однородности и неизменности мира.

2. Активная колонизация вновь открытых земель европейцами потребовала составления подробных описаний природы, климата и ресурсов этих районов, что существенно расширяло знания людей о природе Земли

3. Развитие капитализма в странах Западной Европы ускорило прогресс в технике и научных изысканиях, необходимых для развития промышленности.

4. Интенсивное развитие науки.

В это время активно развиваются многие науки о природе, свидетельствующие о ее развитии:

геология, показавшая единство строения минералов и горных пород в разных регионах Земли;

палеонтология, накопившая большое количество окаменелостей, давно вымерших растений и животных, что свидетельствовало о древности жизни и смены одних ее форм другими.

Успехи сравнительной анатомии выявили общность строения многих групп растений и животных и показывали существование переходных форм между отдельными группами организмов.

Цитология выявила общий характер клеточного строения растений и животных.

Эмбриология нашла сходство развития зародышей у разных групп животных. Значительные успехи были достигнуты в области селекции растений и животных, свидетельствующие о возможности искусственного изменения их форм и продуктивности. Все это вместе взятое и подготовило базу и условия разработки эволюционного учения.


Основы современной теории эволюции были созданы английским ученым - Чарлзом Дарвином

(1809-1882). Независимо от него в это же время работал и пришел к очень близким выводам соотечественник Ч. Дарвина — зоолог Альфред Уоллес (1823-1913). Дарвину принадлежит честь материалистического объяснения механизмов эволюции и видообразования.

Главный труд («Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г)


Положения эволюционной теории Ч.Дарвина

1) Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда и никем не созданы.

2) Возникнув естественным путем, виды постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

3) Факторами создания сортов и пород являются наследственная изменчивость и искусственный отбор.

4) Понимание происхождения культурных форм дает ключ к объяснению происхождения видов. Наследственная изменчивость, на основе которой ведется ИО, проявляется в природе Причинами, аналогичными деятельности человека, ведущего ИО, в природе являются борьба за существование и естественный отбор.

5) Борьба за существование – сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями среды. Ее причиной является несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью жизненных ресурсов.

6) Следствием борьбы за существование является ЕО – выживание наиболее приспособленных к среде особей. ЕО сохраняет особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями и устраняет особей, не имеющих этих изменений. Особи с полезными изменениями оставляют плодовитое потомство и их численность возрастает.

7) В результате взаимодействия наследственной изменчивости, ЕО и борьбы за существование виды изменяются в направлении большей приспособленности к среде обитания. Приспособленность организмов не абсолюта, она носит относительный характер.

8) ЕО вызывает расхождение (дивергенцию) признаков внутри вида и может привести к видообразованию. Образование новых видов обусловливает многообразие живого.

9) Способность организмов выживать в борьбе за существование не обязательно связана с более высокой организацией, поэтому с высокоорганизованными формами жизни существуют и низкоорганизованные.


Значение теории Ч.Дарвина:

1) Дано объяснение органической целесообразности как исторически возникающей относительной приспособленности организмов к условиям жизни.

2) Открыты движущие силы эволюции ЕО, борьба за существование и наследственная изменчивость. При этом только ЕО имеет направленный характер.

3) Приведены доказательства животного происхождения человека.

4) Доказано, что движущие силы эволюции находятся в ней самой, живой природе присуще самодвижение и саморазвитие.

Синтетическая теория эволюции, ее положения:


  1. Элементарным эволюционным фактором являются мутации.

  2. Элементарная эволюционная структура – популяция.

  3. Элементарный эволюционный процесс – направленное изменение генофонда популяции.

  4. Естественный отбор – направляющий творческий фактор эволюции, главная причина развития адаптаций, видообразования и надвидовых таксонов.

  5. Дрейф генов выступает причиной формирования нейтральных признаков.

  6. Вид есть система популяций, репродуктивно изолированных от других популяций, и каждый вид экологически обособлен.

  7. Видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в условиях географической изоляции.

В эволюции происходят два процесса – микроэволюция и макроэволюция. Микроэволюция - это появление новых популяций и видов, а макроэволюция – это появление и изменение крупных систематических групп, от рода и выше.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!