Эвристическая игра «В мире естественных наук».
Цель Эвристической игры - развитие познавательной, коммуникативной компетенции обучающихся, их творческого воображения.
Задачи Эвристической игры:
- создание благоприятных условий для раскрытия и реализации творческого потенциала детей, потребности в саморазвитии и самовыражении, воспитании активной социальной позиции способных детей в области естественных наук.
- формирование устойчивого интереса к предметам физика, химия, биология и математика.
- формирование у учащихся единой естественнонаучной картины окружающего мира.
Эвристическая игра проводится по номинациям:
«Увлекательная химия».
«Загадочная физика».
«Занимательная экология».
«Необыкновенная математика»
Участниками Эвристической игры могут быть обучающиеся 8-9 классов общеобразовательных организаций.
НОМИНАЦИЯ «УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ»
Задание: Составить и оформить кроссворд по теме «Металлы».
Можно использовать термины, связанные с названиями металлов, их физическими и химическими свойствами, нахождением металлов в природе, получением металлов и их применением. Кроссворд должен содержать 10-15 слов.
Методические рекомендации по составлению кроссвордов
В процессе работы обучающиеся просматривают и изучают необходимый материал в различных источниках информации, составляют список слов раздельно по направлениям, составляют вопросы к отобранным словам, проверяют орфографию текста, соответствие нумерации, оформляют готовый кроссворд.
Требования к оформлению:
Необходимо указать список авторов и наименование образовательной организации, а также название данного кроссворда. Рисунок кроссворда должен быть четким.
Сетка кроссворда должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Возможно применение Microsoft WORD, Microsoft Excel,
Критерии оценивания
№ п/п | Критерий оценки | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
| Информационная составляющая | использованы термины по заданной теме; лаконичность толкования; не дублируется дословно текст учебных источников; использовано широкое поле информации по теме | использовано несколько терминов не по заданной теме; объёмность некоторых толкований; есть повторения | используется более терминов не по заданной теме; определения терминов не точны; определения содержат явную подсказку | ни одно из требований не выполнено |
| Грамотность | сформулировано грамотно, возможна 1 ошибка | количество грамматических ошибок 2-3 | значительное количество грамматических ошибок (4-5) | ни одно из требований не выполнено |
| Дизайн | оформлено иллюстрациями; сетка кроссворда имеет заливку, красочно оформлена; использовано специальное программное обеспечение | иллюстрации не соответствуют заданной теме кроссворда; использовано специальное программное обеспечение | не использовано специальное программное обеспечение | не наблюдается творческий подход к оформлению |
НОМИНАЦИЯ «ЗАГАДОЧНАЯ ФИЗИКА»
Задание: Сочинить и оформить загадки по теме «Электричество и магнетизм в природе» (от 3 до 5 загадок)
Загадка – это жанр устного народного творчества. Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для нас мир всегда полон таинственности, нам ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить. чтобы отгадать загадку, необходимо найти в тексте загадки признаки предмета. Признаки – примета, знак, по которому можно узнать, определить что-либо, отличительное свойство, качество.
Критерии оценивания
№ п/п | Критерий оценки | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
| Информационная составляющая | использовано содержание по заданной теме; лаконичность содержания загадок; не дублируется дословно текст учебных источников; в содержании загадки существенные признаки загаданного предмета | несколько загадок не по заданной теме; объёмность некоторых загадок; есть повторения | более загадок объёмные по содержанию; в содержании загадки несущественные признаки загаданного предмета | ни одно из требований не выполнено |
| Грамотность | сформулировано грамотно, возможна 1 ошибка | количество грамматических ошибок 2-3 | значительное количество грамматических ошибок (4-5) | ни одно из требований не выполнено |
| Дизайн | оформлено иллюстрациями; использовано специальное программное обеспечение | иллюстрации не соответствуют заданное теме; использовано специальное программное обеспечение | не использовано специальное программное обеспечение | не наблюдается творческий подход к оформлению |
НОМИНАЦИЯ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Задание: Подобрать вопросы к викторине по теме «Занимательная экология» и оформить её в форме презентации.
Помните, при составлении викторины нужно рассчитать время, необходимое на выполнение работы, установить для себя сроки поисковой работы (в сети Интернет, в библиотеке) и стремиться четко их придерживаться. Успех работы будет зависеть от того, какими источниками информации пользоваться. Прежде всего, такими источниками являются книги. Но не только они. Это могут быть карты, аудио и видеозаписи, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет. Актуальна задача: научить проверять достоверность найденной информации, понимать уровень компетентности использованных источников, прежде чем воспользоваться информацией. После того, как материал отобран, проанализируйте его и выберите только ту информацию, которая отвечает на поставленный вопрос, или раскрывает его с познавательной стороны.
Оформите викторину в виде презентации, которая должна удовлетворять следующим требованиям:
Титульный лист презентации должен содержать: название презентации; список участников команды (авторы презентации), наименование образовательной организации.
Содержание викторины – 10 вопросов. Первые 5 вопросов викторины должны соответствовать следующим темам:
Символ – растение Вашего региона,
Символ – животное Вашего региона,
Охраняемые природные территории,
Экопроблемы,
Красная книга.
В конце презентации – ответы.
Технические условия: объем не более 12 слайдов, расширение ppt/pptx, pps/ppsx.
Критерии оценивания
№ п/п | Критерий оценки | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
| Информационная составляющая | использовано содержание по заданной теме; лаконичность вопросов викторины; не дублируется дословно текст учебных источников; доступность изложения; материал структурирован | первые 5 вопросов не соответствуют указанным темам; объёмность некоторых вопросов | первые 5 вопросов не соответствуют указанным темам; более вопросов объёмные по содержанию; материал не структурирован | ни одно из требований не выполнено |
| Грамотность | сформулировано грамотно, возможна 1 ошибка | количество грамматических ошибок 2-3 | значительное количество грамматических ошибок (4-5) | ни одно из требований не выполнено |
| Дизайн | оформлено иллюстрациями; стилевое единство, соответствие оформления содержанию | нарушен единый стиль | оформление не соответствует содержанию | не выполнены требования к презентации |
НОМИНАЦИЯ «НЕОБЫКНОВЕННАЯ МАТЕМАТИКА»
Задание: Придумать и оформить ребусы по теме «Необыкновенная математика» (3-5 ребусов).
Разгадывать ребусы – очень интересное занятие, но не менее увлекательное занятие – их составлять. Составьте ребусы по заданной теме. Напишите отгадки своих ребусов, а также то, каким образом разгадывается ваш ребус. Ваш ребус должен быть авторским, интересным, оригинальным и запоминающимся. Первые 3 ребуса должны соответствовать следующим темам:
1. Числа.
2. Уравнение,
3. Геометрические объекты,
Алгоритм составления и решения ребусов
1.Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
2.Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например, «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например, «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.
3.Иногда название какого-либо предмета не может быть использовано целиком – необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак - запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка - то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д.
4.Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».
5.Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства.
Критерии оценивания
№ п/п | Критерий оценки | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
| Информационная составляющая | использовано содержание по заданной теме; оригинальность методов и приёмов, используемых для шифрования слов; разнообразие приёмов шифрования, использованных при составлении ребуса | первые 3 ребуса не соответствуют указанным темам; методов и приёмов, используемых для шифрования слов не оригинальны | первые 3 ребуса не соответствуют указанным темам; нет разнообразия приёмов шифрования, использованных при составлении ребуса | ни одно из требований не выполнено |
| Грамотность | сформулировано грамотно, возможна 1 ошибка | количество грамматических ошибок 2-3 | значительное количество грамматических ошибок (4-5) | ни одно из требований не выполнено |
| Дизайн | оформлено иллюстрациями; рациональность использования графических объектов | не рационально использованы графические объекты | не оформлено иллюстрациями; | не наблюдается творческий подход к оформлению |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
По окончании игры команда должна составить синквейн по теме игры.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.