РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ПСИХОДИДАКТИКИ»
ТЕМА
«Факторы развития личности ребенка»
Выполнила: Маркова Вера Валерьевна
Содержание.
Введение………………………………………………………………….…3
Основные факторы развития личности. ………………………………….5
Биологические факторы. ……………………………………...…………..7
Окружающая среда. …………………………………………………..….10
Социальная среда. Воспитание…………………………………………..12
Роль воспитания в развитии личности. …………………………………15
Собственная деятельность человека. ………………………..…...……..17
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы. ……………………………………………………...20
Введение
Стремительно меняется жизнь вокруг нас, неизменно одно – люди продолжают любить, рожать и воспитывать детей. Рождение человека было и будет всегда чудом, самым удивительным и прекрасным событием в жизни каждой семьи.
Актуальность выбранной темы вытекает из фактора нестабильности: экономической, политической, ценностной. К сожалению, сегодня негативное влияние нестабильной ситуации в основном лишь декларируется, т.е. обсуждается в средствах массовой информации, но практически отсутствует серьезное научное изучение механизма этого влияния, а главное – его последствий. Помимо общего фактора нестабильности, среди возможных психотравмирующих условий необходимо выделить быстроту изменений социальной ситуации развития человека.[2]
Помимо факторов, негативно влияющих на детское развитие, некоторые исследователи обсуждают кризисность современного детства. Как пишет И.Д. Фрумин, сегодняшние дети отличаются от детей, о которых писали Ж. Пиаже и Л.С. Выготский. Изменились формы внешней активности ребенка, сказывается и кризис, испытываемый современной семьей. И, конечно, детство становится другим, благодаря повсеместному внедрению раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов и, как убедительно доказывают физиологи, является фактором риска нарушения здоровья детей. В целом для современных условий характерно широко масштабная социальная депривация, т.е. лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. И безусловно, социальная депривация приводит к ухудшению здоровья детей: физическому, психическому, социальному. Поэтому можно утверждать, что в современных условиях здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов. Соответственно целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.[9]
Факторы риска нарушения психологического здоровья: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.
Здоровье будущего ребенка целиком и полностью зависит от здоровья родителей, поэтому очень важно планирование беременности, проведение обследования обоих родителей желательно до зачатия младенца.
Часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве. Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью. Как мать будет воспитывать своего ребенка, какими стереотипными установками пользоваться, когда и в какое учреждение отдаст своего малыша – от этих компонентов зависит будущая жизнь ребенка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.
Основные факторы развития личности
Понятие «личность» характеризует человека, живущего в обществе и усваивающего общественно значимый опыт (знания, умения, чувства, навыки), овладевшего социально – обусловленным отношением к окружающему миру, людям, труду, природе и к себе. Для личности наиболее характерны общественно значимая направленность и целеустремлённость, форма поведения и деятельность. О личности судят по её целям, убеждениям, установкам, которыми она руководствуется, выполняя ту или иную роль в обществе. Каждого человека отличают не только особые внешние черты, но и внутренние личностные качества – мировоззрение, убеждения. В этом смысле он индивидуальность. Становление личности человека происходит в конкретно – исторических условиях, в ходе его онтогенетического развития, благодаря воспитанию, в результате которого он усваивает общественно направленные цели, разные формы деятельности и общения, интеллектуальные и моральные чувства (любовь, долг, ответственность, совесть, справедливость).[3]
Личность человека есть результат сложного действия и взаимодействия многочисленных факторов. Одни из этих факторов действуют независимо от воли и сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека, данный уровень общественного труда, орудия производства и общественные отношения. Другие факторы, участвующие в формировании личности – собственно воспитание. Качественное своеобразие воспитания заключается, в отличие от других факторов формирования личности, в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, применяет те или другие средства, которые ведут к осуществлению поставленной цели.
Итак, формирование личности – это действие совокупности всех факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых от воли и сознания людей и зависимых от воли и сознания людей, стихийно действующих и действующих согласно определённым целям, с применением определённых средств. Как видим, хотя воспитание занимается формированием человека, но формирование личности может происходить и помимо воспитания. [6]
Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления личности человека, которые вообще не зависят от воли и сознания людей. Тогда возникает вопрос: может ли воспитатель воздействовать на процесс формирования личности, который осуществляется во многом независимо от него? Ответить на поставленный вопрос можно двояко. Либо надо отыскать такие средства воспитания, которые могли бы быть в руках воспитателя и которые были бы способны преодолевать действие других факторов, не зависящих от воспитателя. Либо надо отыскать такие средства, с помощью которых воспитатель мог бы воздействовать на факторы формирования человека, овладеть законами, по которым действуют эти факторы, и таким образом направить их действие в желательном направлении. Первый путь, по существу, не подтверждается и отвергается практикой. Многие теоретики долго и упорно искали такие средства, которые могли бы отменить действие законов формирования человека, действие социальной среды, искали, но не нашли и не могли найти. Остаётся второй и единственный путь – познать законы действия решающих факторов формирования человеческой личности, научиться управлять теми из них, которые зависят от воли и сознания людей, и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей, действуют стихийно.[15]
Биологические факторы
Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме анатомо – физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными условиями. Развитие человека, кА и всех живых организмов, связано с действием фактора наследственности. Какая роль принадлежит фактору наследственности в формировании личности ребёнка?[6]
Человек от рождения несёт в себе определённые органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одарённости. К.Маркс и Ф.Энгельс справедливо отмечали, что не каждый может стать Рафаэлем, а лишь тот, в ком сидит Рафаэль.
В ходе долгой эволюции, путём действия законов наследственности, изменчивости и естественного отбора, развилась сложная телесная организация человека. Благодаря наследственности потомкам передавались основные биологические признаки, свойства человека как вида. Материальными носителями наследственности являются гены. В соответствии с законами передачи наследственной информации (их изучает генетика) люди наследуют анатомическое строение, характер обмена веществ и физиологического функционирования, тип нервной системы, величайшую пластичность нервной ткани, делающую её податливой воздействиям внешней среды. Вместе с тем наследственно обусловлены основные безусловно рефлекторные реакции, физиологические механизмы жизненно важных для организма влечений и органических потребностей.
В мире животных достижения видового развития являются достоянием всех представителей данного вида, и натуралисту достаточно изучить одного или немногих из них, чтобы получить верное представление о виде в целом. В человеческом обществе наблюдается совершенно другая картина. Здесь, с одной стороны, далеко не все достижения индивидуального развития являются достоянием всего рода человеческого, а с другой, - то, чем обладает род, не может в полной мере вместить в своей сущности отдельный индивид. Число возможных комбинаций человеческих генов с их возможными мутациями биологи считают едва ли не большим, чем число атомов во вселенной. По мнению академика Н.П. Дубинина, в современном человечестве за всю прошлую историю и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей.[5]
И всё же процесс развития личности не есть простое раскрытие и развёртывание биологического фонда. Уже Дарвин показал, что развитие живых организмов идёт через борьбу наследственности и приспособления к условиям жизни, через наследование старых и усвоение новых признаков. Ранее многие учёные считали, что гены неизменны, отличаются относительной устойчивостью. Ныне твёрдо установлена изменчивость наследственных структур клетки. Изменчивость, как и наследственность, составляет одно из коренных свойств организма.
Как бы ни было велико значение наследственности, её влияние опосредовано системой воспитания и социального воздействия. Образ поведения человека, писал И.П.Павлов, обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и зависит от постоянного воспитания и обучения в широком смысле этих слов. Прирождённые особенности нервной системы и других систем организма являются анатомо – физиологической основой тех «жизненных сил», которыми человек отчасти наделён от рождения и которые существуют в нём в виде задатков. Человек получает от природы не готовые психические свойства, а функциональные возможности природные потенции возникновения и развития тех или иных качеств личности. Природные задатки весьма многозначны. На основе одного и того же задатка могут быть сформированы различные способности и психические свойства. Всё будет зависеть от сочетания задатков, а также от обстоятельств жизни и условий воспитания. В формировании сложных психических свойств (качеств ума, характера, взглядов, мотивов деятельности и т.п.) ведущая роль принадлежит условиям жизни и воспитания.[2]
Наследственность как один из источников развития личности ещё не изучена наукой должным образом. Каждый нормальный человек к одному виду деятельности способен больше, чем к другому. Потенциально, т.е. генетически, человек несравненно богаче по своим возможностям, но он никогда не реализует их полностью в своей жизни. Это объясняется тем, что до сих пор ещё не выработаны методы выявления истинных способностей человека в процессе его детского и юношеского воспитания, а потому и не предоставляются адекватные условия для их развития. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.[1]
Окружающая среда
Ребёнок развивается как личность под воздействием окружающей среды. В понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни.
Отдельные авторы в буржуазной психологии и педагогике понимают формирование личности ребёнка как переход от чисто биологических к собственно социальным этапам развития. В действительности же ребёнок от рождения является не просто биологическим существом. По природе своей он способен к социальному развитию, первые признаки которого появляются уже в раннем возрасте ( возникновение потребности в общении, успехи в овладении речью и т.п.).
Во взаимодействии личности и среды надо учитывать два решающих момента: 1)характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью; 2)активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.[6]
Человек по отношению к среде выступает как активная сила, он является частью среды и может по - своему её преобразовывать. В этом смысле надо понимать тезис К.Маркса и Ф.Энгельса о том, что «обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства». ( Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 37). Из сказанного можно сделать вывод вступая в отношения с окружающим миром, ребёнок не пассивно приспосабливается к нему, а активно осваивает его в специфически человеческих условиях жизни.
Далее, не всё, что окружает ребёнка, является действительной средой его развития. Для каждого ребёнка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения.
Среда ближайшего окружения, или микросреда, есть выражение социальной среды. В то же время она проявляет относительную самостоятельность. Микросреда – это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т.д.. В окружающей ребёнка среде есть явления положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные. Личность формируется, не только усваивая влияния окружающей среды, но и сопротивляясь им. В связи с этим возникает важная социально – педагогическая проблема: воспитывая у ребёнка готовность к правильному разрешению возникающих у него внутренних мотивационных конфликтов, сопротивляемость внешним отрицательным воздействиям. [4]
Социальные факторы. Воспитание
Фактор, влияющий на становление личности, — это воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Еще одна особенность воспитания как фактора развития личности — то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. Воспитание предполагает систему влияний на личность — единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.
Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным pолям только в процессе социализации. Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.
Поскольку путем мысли и воли мы регулируем свое поведение, то начинаем полагать, что и движение мира регулируется скрытой мыслью и волей. Поскольку эти сущности одинаковы, то возникает убеждение, что с помощью правильной мысли можно управлять ходом внешней жизни. Это убеждение развивается в младенчестве, когда вселенная ребенка подчиняется движениям души: стоит закряхтеть или издать какой-то звук, как элементы вселенной (мать, отец, близкие) приходят в движение. Ребенок чувствует себя центром вселенной, «приводит ее в движение», координирует свою связь с нею, поэтому любые препятствия с ее стороны вызывают гнев, обусловленный сопротивлением «нереального». У ребенка нет границы между Я и не-Я. Это состояние, говоря языком психологии, может быть охарактеризовано как «абсолютная проницаемость границ Я», некоторое неизвестное нам «океаническое чувство». Структура реальности и соответствующее чувство еще не образовались, Я сливается с окружением. Медленное развитие чувства реальности происходит в опыте, изнанкой которого остается изначальное отрицание реальности. Вначале осознается независимое существование природных объектов, а далее очень медленно происходит изживание магической установки относительно тех, с которыми ребенок идентифицирует себя. Тот, кто включается в Я ребенка или взрослого, является объектом магической установки. Его реальность отрицается, и поведение другого жестко программируется.[8]
Главными чертами стиля жизни единственного ребенка становятся эгоцентризм и зависимость, что впоследствии может привести к трудностям во взаимодействии со сверстниками. Второй ребенок стремится подражать старшему, вырастая честолюбивым, соперничающим, и имеющим завышенные притязания. Последний ребенок имеет уникальное положение: с одной стороны любимый и заласканный, с другой – самый зависимый с сильным чувством неполноценности и с высокой мотивацией превзойти старших детей, что нередко ему удается. Невротические симптомы, по Адлеру, связаны с комплексом неполноценности, стремлением к превосходству, низким социальным интересом, пассивным стилем жизни, сформированным при неправильном воспитании в раннем детстве (физические страдания, чрезмерная родительская опека, либо отвержение).
Вряд ли кто-то из детей хочет, чтобы их родители развелись. По данным российских психологов начала 80-х годов, одно из трех самых заветных желаний опрошенных ими детей младшего возраста — чтобы у всех были папы и мамы. У многих детей чувство обиды, вызванное разводом, проявляется особенно остро, если один из родителей вступает в повторный брак.
Ребенок чувствует, что с распадом семьи ослабевает контроль за его нравственными устоями по мере того, как рушатся его внешние опоры, и гнев, направленный на родителей, решительно проникает в сознание. Одним из проявлений такого состояния может стать приобретение новых вредных привычек, как, например, мелкое воровство и вранье, наблюдаемые в этой возрастной группе в период распада семьи. Ребенок обеспокоен тем, что ему самому придется заботиться о себе, и в этом он усматривает угрозу своей будущей социализации. Уход отца давал свободу для проявления импульсов, которые столь тщательно сдерживались в его присутствии, свободу вести себя так безнаказанно и получать от этого удовольствие.[7]
Развод родителей по-разному воздействует на подростков. Некоторые ощущают свою вину в том, что родители разошлись. Но иногда развод оказывает даже положительное влияние, так как кладет конец пьянству, физическим расправам, родительским скандалам, бессонным ночам и психологическому стрессу. Некоторые подростки, родители которых разошлись, говорят, что они перенесли развод легче, чем предшествовавшие ему конфликты. Они рассказывают о том, как раньше, до развода, испытывали постоянный страх, стыдились говорить с приятелями о своей семье, страдали из-за материальных трудностей, переживали чередующиеся ссоры и примирения родителей и что развод воспринимали почти как облегчение.
Суммарное воздействие развода зависит от его условий и событий как до, так и после него. Когда родители расстаются мирно, когда в семье до и после развода нет явно выраженной борьбы между ними, когда дети могут свободно общаться и с отцом, и с матерью и ощущают поддержку обоих родителей, родственников и друзей, тогда отрицательные последствия развода родителей сводятся к минимуму.[16]
Роль воспитания в развитии личности
Среда несёт ребёнку по преимуществу неорганизованные влияния, действующие стихийно и целенаправленно. Поэтому полагаться на воздействие только одной среды, даже самой благоприятной для формирования человека, - значит рассчитывать на успех весьма сомнительный, призрачный, ненадёжный. Это привело бы к самотёку, к растворению процесса развития личности в общем потоке стихийных, неорганизованных влияний жизни, различных средовых сфер.
Отношения, в которые вступает ребёнок со средой, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности есть одновременно новая форма связи ребёнка со взрослыми, подготовлена взрослыми, направляется взрослыми. Вот почему воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие.[12]
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные влияния среды. Там, где есть воспитание, ослабляются отрицательные влияния среды (пережитки частнособственнической психологии, распущенность, пьянство и т.п.), у детей формируется нравственная стойкость против неблагоприятных воздействий среды. Там, где есть воспитание, достигаются единство и согласованность всех звеньев, осуществляющих воздействие на учащихся (школа, семья, внешкольные учреждения). Там, где есть воспитание, ребёнок раньше оказывается способным к самовоспитанию. С возникновением этого нового субъективного фактора ребёнок становится соучастником воспитателя.
Утверждая решающую роль воспитания в развитии и формировании личности, А.С. Макаренко писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству».[10]
Воспитание «проектирует» личность, преднамеренно и планомерно поднимает её на новую ступень, движет её в заданном направлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления, если воспитание приурочивается к зонам ближайшего развития (Л.С.Выготский).
И тем не менее развитие ребёнка не всегда полностью обусловлено влиянием среды, воспитания и наследственности. И наконец, если наследственность, среда и воспитание определяют развитие человека, то в чём причина поступательного совершенствования человечества, человека вообще? Ведь среда и воспитание приспосабливают человека к существованию в имеющихся условиях, наследственность же фактически не изменяется, а тем не менее человек из пещер переселился в хижины, а затем во дворцы, начал осваивать космос. Изменились и внешний облик человека, его мышление, весь духовный мир. Изменил он и среду своего обитания, хотя в соответствии с идеей о развитии под влиянием среды, воспитанию и наследственности этого не должно было быть. Это значит, что развитие человека определяется не только выше указанными факторами.[9]
Собственная деятельность человека
Есть ещё один важный фактор: собственная преобразующая деятельность человека. В середине XIX в. в философии эту проблему решил К.Маркс. Он обосновал положение о том, что человек развивается только в деятельности: только преобразуя окружающую действительность, человек совершенствует и свою собственную природу. В педагогике эту мысль высказал К.Д.Ушинский. Он пришёл к убеждению, что человек сам принимает участие в образовании своего характера. Преодолевая ограничения свободы, участвуя в свободном труде, человек формирует себя.
Таким образом, можно утверждать, что четвёртым фактором формирования личности является собственная преобразующая деятельность человека.[14]
Лидер современного бихевиоризма Б.Скиннер, строящий свою теорию воспитания на системе подкрепления, тоже утверждает, что подлинно свободное поведение осуществляется в борьбе за свободу. Поведение не полностью определяется средой, на его формирование воздействует стремление человека оказывать влияние на социальную среду, изменять её в соответствии со своими интересами.[13]
Для учебно – воспитательной практики установление фактора собственной преобразующей деятельности имеет чрезвычайно важное значение. Суть его можно сформулировать следующим образом: если воспитатель хочет воспитывать ребёнка, то он должен привлечь его к деятельности, которая совершенствует окружающую ребёнка среду. Если к такой деятельности ребёнок не будет привлекаться, то и воспитания в положительном смысле этого слова не будет.
Таким образом, в числе факторов развития личности мы можем выделить наследственность, среду, воспитание и собственную деятельность человека.
Заключение
Понятие „личность“ может характеризовать человека только как целостное существо в единстве как его социально значимых, так и индивидуально-особенных свойств общественной жизнедеятельности. Целостность личности нельзя выразить, если представлять ее только как статистическую единицу, без учета ее уникальности и самобытности, но одновременно невозможно ее не описывать именно как статистическую единицу, ибо иначе о ней нельзя было бы сказать ничего общего. Вот почему для того, чтобы понять, что такое личность, необходимо исключить дилемму общественного и индивидуального. Личность — это не только продукт (объект) общественных отношений, но и их субъект (существо, осознающее себя и действующее для себя). Личность — не только мера социальности — воплощения социально значимых черт общественной жизнедеятельности, культуры конкретной социальной среды, но одновременно и мера индивидуализации, отличия человека от всех других людей в обществе. Ведь всякая личность, так или иначе, в той или иной степени, осуществляет свою общественную деятельность — труд, познание, общение особым, только для нее характерным способом, поскольку реализует всегда конкретные цели и. задачи, с которыми она сталкивается в своей жизни.[10]
Важным моментом в изучении как нормального, так и аномального онтогенеза является выделенная Л.С. Выготским взаимосвязь двух линий развития: биологической и социально-психологической. Нарушения биологической линии развития создают препятствии для социально-психологического развития – усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка.
Был выделен ряд психологических параметров, определяющих характер психической дизонтогенезии. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. Второй параметр дизонтогенеза связан с временем поражения. Характер отклонения развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития. (Л.С. Выготский) Третий параметр дизонтогенеза Характеризует взаимоотношение между первичным и вторичным дефектом.
Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Вторичный дефект, по мнению Л.С. Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. В зависимости от места первичного дефекта направление вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» или «сверху вниз». Л.С. Выготский считал основной координатой вторичного недоразвития направление «снизу вверх» – от элементарных функций к более сложным.
Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений развития является фактор социальной депривации.[11]
Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сфере, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки, уровня притязаний, возникновения аутистических черт и др.).
Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшие отставания требуют уже более сложных и специальных усилий по его преодолению.
Покуда люди несовершенны, разница мнений полезна, и так же полезны разные способы жизни и свободная возможность развиваться любому характеру, кроме опасного для других; ценность любого образа жизни следует доказать на практике, позволяя каждому испробовать его.
Список литературы
Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей / Психотерапия М., 2000.
Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1981. – 367 с.
Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по специальности № 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)». В 2 ч.Ч.1.Содержание коммунистического воспитания в детском саду / Курочкина Н.А., Лейкина Б.С., Логинова В.И. и др.; Под редакцией В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника М., Педагогика 1984.
Дубинин Н. П. Общая генетика. — М.: Наука, 1986. — 560 с.
Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб: Речь, 2005.
Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология: в 3т. Т. № 3: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000 С. 173
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.
Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991 С 78
«Психиатрия детского возраста» Ковалев В.В.: 1979. – С.156
Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. Уч. пособие, М., 1985.
Макаренко А.С. Выступления и статьи по вопросам педагогики и этики. – Соч., т. V, с. 363.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — Просвещение, 1969. — С.69.
Савин Н.В. Педагогика: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по спец. №2001. – М., «Просвещение», 1972. – 303 с.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Гардарики, 2002. – 519 с.