СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факторы риска развития психосоматических нарушений в детском возрасте

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Факторы риска развития психосоматических нарушений в детском возрасте»

«Факторы риска развития психосоматических нарушений в детском возрасте» Презентацию выполнила: Педагог-психолог МБУ ЦППМСП Горелик Анастасия Владимировна

«Факторы риска развития психосоматических нарушений в детском возрасте»

Презентацию выполнила:

Педагог-психолог МБУ ЦППМСП

Горелик Анастасия Владимировна

Психосоматические   заболевания  — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы.
  • Психосоматические   заболевания  — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы.
Детская психосоматика Изучает особенности и закономерности возникновения и развития заболеваний у детей и подростков. В область интересов специалистов этого направления входят вопросы о преморбидных характеристиках (предболезненных особенностях ребёнка) и препсихосоматическом радикале (психологических особенностях ребёнка, склонного к конкретному заболеванию). В профилактических целях большое внимание уделяется изучению факторов риска и причин возникновения психосоматических расстройств в детско-подростковом возрасте. В детской психосоматике действуют свои законы и взаимосвязи, определяющими факторами становятся характер детско-родительских отношений, стиль воспитания и личность родителей.

Детская психосоматика

Изучает особенности и закономерности возникновения и развития заболеваний у детей и подростков.

  • В область интересов специалистов этого направления входят вопросы о преморбидных характеристиках (предболезненных особенностях ребёнка) и препсихосоматическом радикале (психологических особенностях ребёнка, склонного к конкретному заболеванию).
  • В профилактических целях большое внимание уделяется изучению факторов риска и причин возникновения психосоматических расстройств в детско-подростковом возрасте.
  • В детской психосоматике действуют свои законы и взаимосвязи, определяющими факторами становятся характер детско-родительских отношений, стиль воспитания и личность родителей.
Психотравмирующие факторы (по В.В. Ковалёву)   Шоковые психические травмы. Они обычно внезапны, отличаются большой силой и угрожают, как правило, жизни или благополучию. Чем младше ребёнок, тем больше неожиданных изменений ситуации может стать для него таким психотравмирующим фактором (нападение животного, появление чужого, удар грома). Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые (утрата или болезнь одного из родителей, ссора со сверстниками и т.д.). Хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ценностные ориентации ребёнка (семейные конфликты, противоречивое или деспотическое воспитание, неуспеваемость и т.д.) Факторы эмоциональной депривации составляют группу воздействий, складывающихся из недостатков ухода, заботы, ласки, т.е. таких факторов, которые препятствуют формированию у ребёнка привязанности или нарушают её развитие (разлука с матерью, неспособность матери из-за болезни создать эмоциональную теплую атмосферу и т.д.).

Психотравмирующие факторы (по В.В. Ковалёву)

  • Шоковые психические травмы. Они обычно внезапны, отличаются большой силой и угрожают, как правило, жизни или благополучию. Чем младше ребёнок, тем больше неожиданных изменений ситуации может стать для него таким психотравмирующим фактором (нападение животного, появление чужого, удар грома).
  • Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые (утрата или болезнь одного из родителей, ссора со сверстниками и т.д.). Хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ценностные ориентации ребёнка (семейные конфликты, противоречивое или деспотическое воспитание, неуспеваемость и т.д.)
  • Факторы эмоциональной депривации составляют группу воздействий, складывающихся из недостатков ухода, заботы, ласки, т.е. таких факторов, которые препятствуют формированию у ребёнка привязанности или нарушают её развитие (разлука с матерью, неспособность матери из-за болезни создать эмоциональную теплую атмосферу и т.д.).
Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков 3. Психосоциальные - Плохие условия жизни, конфликты в семье - Нарушение системы мать-дитя - Дефекты воспитания - Посещение детских учреждений -Наличие братьев, сестёр - Неполная семья - Курение и алкоголизм у родителей - Потери - Психоэмоциональные перегрузки  1. Генетические - Наследственная отягощённость психическими, психосоматическими расстройствами - Личностные особенности родителей - Личностные особенности больных 2. Церебрально-органические - Патология беременности и родов - Нарушение вскармливания - Нарушение психомоторного развития - Травмы, операции, интоксикации - Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС - Вредные привычки

Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков

  • 3. Психосоциальные
  • - Плохие условия жизни, конфликты в семье
  • - Нарушение системы мать-дитя
  • - Дефекты воспитания
  • - Посещение детских учреждений
  • -Наличие братьев, сестёр
  • - Неполная семья
  • - Курение и алкоголизм у родителей
  • - Потери
  • - Психоэмоциональные перегрузки

  • 1. Генетические
  • - Наследственная отягощённость психическими, психосоматическими расстройствами
  • - Личностные особенности родителей
  • - Личностные особенности больных
  • 2. Церебрально-органические
  • - Патология беременности и родов
  • - Нарушение вскармливания
  • - Нарушение психомоторного развития
  • - Травмы, операции, интоксикации
  • - Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС
  • - Вредные привычки

Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются: 1. Срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или круга общения); 2. Неправильное построение режима дня ребёнка; 3. Неправильные воспитательные приёмы; 4. Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности; 5. Создание односторонней аффективной привязанности; 6. Отсутствие единого подхода к ребёнку.

Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются:

  • 1. Срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или круга общения);
  • 2. Неправильное построение режима дня ребёнка;
  • 3. Неправильные воспитательные приёмы;
  • 4. Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;
  • 5. Создание односторонней аффективной привязанности;
  • 6. Отсутствие единого подхода к ребёнку.
Семейная психосоматика   С детской психосоматикой тесно переплетается семейная психосоматика. В её рамках изучают такое явление как «психосоматическая семья» - семья, в которой особенности взаимоотношений становятся причиной возникновения болезни у одного или нескольких членов семьи. При работе с резистентным (устойчивым к лечению) заболеванием большое внимание уделяется семейной выгоде болезни (условной желательности симптома), которая позволяет посредством болезни решать скрытые семейные конфликты. В семейной психосоматике есть свой взгляд и на, так называемые, «наследственные болезни», когда следующему поколению через традиции и воспитание передаётся образец поведения реагирования на те или иные жизненные события, например, привычка соматизироваться в результате стресса.

Семейная психосоматика

  • С детской психосоматикой тесно переплетается семейная психосоматика. В её рамках изучают такое явление как «психосоматическая семья» - семья, в которой особенности взаимоотношений становятся причиной возникновения болезни у одного или нескольких членов семьи. При работе с резистентным (устойчивым к лечению) заболеванием большое внимание уделяется семейной выгоде болезни (условной желательности симптома), которая позволяет посредством болезни решать скрытые семейные конфликты.
  • В семейной психосоматике есть свой взгляд и на, так называемые, «наследственные болезни», когда следующему поколению через традиции и воспитание передаётся образец поведения реагирования на те или иные жизненные события, например, привычка соматизироваться в результате стресса.
Семья и болезнь ребёнка   Роль нарушенных семейных взаимоотношений в возникновении у ребёнка соматического заболевания признаётся большинством теоретических концепций на всех этапах развития психосоматической медицины. Угрожающими ситуациями могут стать: - неадекватное воспитание (жестокое, чрезмерно изнеживающее, деспотическое, не соответствующее полу или личностным особенностям ребёнка); - развод родителей, дисгармоничная семья, внутрисемейный конфликт; - неспособность родителей выполнять функцию воспитателя.

Семья и болезнь ребёнка

  • Роль нарушенных семейных взаимоотношений в возникновении у ребёнка соматического заболевания признаётся большинством теоретических концепций на всех этапах развития психосоматической медицины.
  • Угрожающими ситуациями могут стать:

- неадекватное воспитание (жестокое, чрезмерно изнеживающее, деспотическое, не соответствующее полу или личностным особенностям ребёнка);

- развод родителей, дисгармоничная семья, внутрисемейный конфликт;

- неспособность родителей выполнять функцию воспитателя.

Представление о психосоматической семье Психосоматогенная семья – это взаимозависимая и замкнутая на себе система, где все члены крепко держатся друг за друга и осуществляют контроль. В такой семье избегают проявлений чувств, часто возникает ощущение заброшенности, конфликты не раздуваются, присутствуют негативные невербальные коммуникации. Свобода и право на личную жизнь у членов семьи отсутствуют. Болезнь члена семьи всегда является отвлекающим маневром, способом ухода от конфликта. Психосоматический больной часто является «носителем проблем» семьи. Понятие «психосоматогенная семья» было описано Х. Штирленом, а М. Малер разработала концепцию психосоматической матери. В качестве источника психической травматизации личности, приводящего к психосоматическим заболеваниям, они видят нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи, где растет и развивается ребенок.

Представление о психосоматической семье

  • Психосоматогенная семья – это взаимозависимая и замкнутая на себе система, где все члены крепко держатся друг за друга и осуществляют контроль. В такой семье избегают проявлений чувств, часто возникает ощущение заброшенности, конфликты не раздуваются, присутствуют негативные невербальные коммуникации. Свобода и право на личную жизнь у членов семьи отсутствуют. Болезнь члена семьи всегда является отвлекающим маневром, способом ухода от конфликта. Психосоматический больной часто является «носителем проблем» семьи.
  • Понятие «психосоматогенная семья» было описано Х. Штирленом, а М. Малер разработала концепцию психосоматической матери. В качестве источника психической травматизации личности, приводящего к психосоматическим заболеваниям, они видят нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи, где растет и развивается ребенок.
  Классификация механизмов развития психосоматогенных семей  (разработана H. Stierlin):   «Связывание » - семья с жесткими стереотипами коммуникации; дети в такой семье становятся инфантильными, отстают в эмоциональном развитии. Формула общения в такой семье: «Делай, как я тебе сказал» (причем это может быть послание не только от родителя, но и от ребенка). « Отказ (отвержение)»  -  ребенок как бы «отказывается от себя», от своей личности. Родители предъявляют требования, не учитывающие способности и возможности ребёнка. Формируется нарциссический характер «фальшивая личность». Представление о самом себе не соответствующее действительности. «Делегирование » - у родителей потеряно реалистическое восприятие достижений своих детей; они воспринимают своих детей как продолжение себя, возлагают на них надежды на осуществление своих несбывшихся планов.

  Классификация механизмов развития психосоматогенных семей  (разработана H. Stierlin):

  •   «Связывание » - семья с жесткими стереотипами коммуникации; дети в такой семье становятся инфантильными, отстают в эмоциональном развитии. Формула общения в такой семье: «Делай, как я тебе сказал» (причем это может быть послание не только от родителя, но и от ребенка).
  • « Отказ (отвержение)»  -  ребенок как бы «отказывается от себя», от своей личности. Родители предъявляют требования, не учитывающие способности и возможности ребёнка. Формируется нарциссический характер «фальшивая личность». Представление о самом себе не соответствующее действительности.
  • «Делегирование » - у родителей потеряно реалистическое восприятие достижений своих детей; они воспринимают своих детей как продолжение себя, возлагают на них надежды на осуществление своих несбывшихся планов.

ВЫДЕЛЯЮТ 7 ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОСОМАТОГЕННЫХ СЕМЕЙ:

  • Сверхчувствительность родителей   к жизненным проблемам ребенка , которая мешает развитию его самостоятельности, следовательно, снижает его адаптивную способность (повышенная тревожность родителей, склонность к возникновению страхов, гиперопекающая позиция). 
  • Сверхчувствительность каждого члена семьи к дистрессам другого ( потеря эмоциональной устойчивости  в случае болезни, несчастного случая члена семьи, аффективное реагирование в подобных ситуациях).
  • Низкая способность менять правила взаимодействия при меняющихся обстоятельствах -  взаимоотношения в семье негибкие (кризисы, неожиданные, непредвиденные ситуации, «новое» поведение члена семьи   вызывают  у близких конфликтные реакции - отторжения, порицания, осуждения, испуга).   
  • Тенденция избегать выражения несогласия и открытого обсуждения конфликтов –  запрет в семье на агрессию, как способ обозначения границ, стремление к симбиотическим отношениям («быть как все», «быть вместе», «не идти против течения», «так принято», «таковы правила семьи»).
ВЫДЕЛЯЮТ 7 ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОСОМАТОГЕННЫХ СЕМЕЙ: 5. Риск возникновения внутренних конфликтов  – погруженность в свои переживания делает человека недоступным, изолированным к контакту с близкими, и  болезнь для них иногда самый действенный способ привлечь  внимание. 6. Ребенок и его заболевание часто играют роль стабилизатора в скрытом супружеском конфликте. 7. Запрет   или игнорирование свободного выражения чувств и свободного отреагирования отрицательных эмоций , вследствие чего ребенок присваивает стереотипы подавления отрицательных эмоций, что приводит к их соматизации.    В опыте психосоматогенной семьи  могут быть некоторые  патогенные особенности : неготовность, необученность родителей (прежде всего, матери) к раннему распознаванию телесных состояний ребенка, пониманию их значений (ненаблюдательная мать или просто мать, не имеющая времени).

ВЫДЕЛЯЮТ 7 ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОСОМАТОГЕННЫХ СЕМЕЙ:

5. Риск возникновения внутренних конфликтов  – погруженность в свои переживания делает человека недоступным, изолированным к контакту с близкими, и  болезнь для них иногда самый действенный способ привлечь  внимание.

6. Ребенок и его заболевание часто играют роль стабилизатора в скрытом супружеском конфликте.

7. Запрет   или игнорирование свободного выражения чувств и свободного отреагирования отрицательных эмоций , вследствие чего ребенок присваивает стереотипы подавления отрицательных эмоций, что приводит к их соматизации. 

  •   В опыте психосоматогенной семьи  могут быть некоторые  патогенные особенности :
  • неготовность, необученность родителей (прежде всего, матери) к раннему распознаванию телесных состояний ребенка, пониманию их значений (ненаблюдательная мать или просто мать, не имеющая времени).
Психосоматическая мать Mahler описала  психосоматическую мать :  авторитарная, сверхвключенная, доминирующая, открыто тревожная и латентно враждебная, требовательная и навязчивая.    К качествам матерей, которые особенно значимы для формирования психосоматической патологии, можно отнести: высокую личностную тревожность матери; внутреннюю конфликтность матери, то есть дисгармонический склад личности (невротическая мать); тенденцию к подавлению, сдерживанию негативных чувств, преобладание чувства вины, противоречивое эмоциональное отношение к близким в семье; сильное эмоциональное реагирование на проблемные ситуации с дезорганизацией деятельности (стрессонеустойчивость), а также неспособность к конструктивному разрешению конфликтов, что приводит к хронизации, а, следовательно, и соматизации аффекта у матери.

Психосоматическая мать

Mahler описала  психосоматическую мать

  • авторитарная, сверхвключенная, доминирующая, открыто тревожная и латентно враждебная, требовательная и навязчивая.   

К качествам матерей, которые особенно значимы для формирования психосоматической патологии, можно отнести:

  • высокую личностную тревожность матери;
  • внутреннюю конфликтность матери, то есть дисгармонический склад личности (невротическая мать);
  • тенденцию к подавлению, сдерживанию негативных чувств, преобладание чувства вины, противоречивое эмоциональное отношение к близким в семье;
  • сильное эмоциональное реагирование на проблемные ситуации с дезорганизацией деятельности (стрессонеустойчивость), а также неспособность к конструктивному разрешению конфликтов, что приводит к хронизации, а, следовательно, и соматизации аффекта у матери.
Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений Психосоматогенным семьям в целом  свойственно избегание свободного выражения чувств  и  отреагирования отрицательных эмоций . Вырастая в такой семье, ребенок усваивает паттерны подавления эмоций, что приводит к их соматизации и развитию психосоматических заболеваний. Изначально следует отметить, что психосоматический симптом может быть не только вследствие какой-то определённой личной травмы человека, но и может проявляться внутри семейной системы как семейный симптом и зачастую носителем семейного симптома будет является ребёнок. Особенностью дисфункциональных семей является то, что в ней  нарушена коммуникация  между членами семьи. Это проявляется тем, что члены семьи не могут открыто говорить о своих чувствах, либо выражать несогласие с другими членом семьи. Тогда вместо открытой коммуникации появляется симптом, чтобы выразить «несогласие», либо изменить текущую ситуацию.

Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений

  • Психосоматогенным семьям в целом  свойственно избегание свободного выражения чувств  и  отреагирования отрицательных эмоций . Вырастая в такой семье, ребенок усваивает паттерны подавления эмоций, что приводит к их соматизации и развитию психосоматических заболеваний.
  • Изначально следует отметить, что психосоматический симптом может быть не только вследствие какой-то определённой личной травмы человека, но и может проявляться внутри семейной системы как семейный симптом и зачастую носителем семейного симптома будет является ребёнок.
  • Особенностью дисфункциональных семей является то, что в ней  нарушена коммуникация  между членами семьи. Это проявляется тем, что члены семьи не могут открыто говорить о своих чувствах, либо выражать несогласие с другими членом семьи. Тогда вместо открытой коммуникации появляется симптом, чтобы выразить «несогласие», либо изменить текущую ситуацию.
12 САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ  Эрик Берн  Не живи (не будь) Не расти (будь ребенком, не будь взрослым) Будь взрослым (не будь ребенком) Не будь самим собой Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым) Не будь близким Не принадлежи Не думай Не чувствуй Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся) Не делай Не делай успехов

12 САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ Эрик Берн

  • Не живи (не будь)
  • Не расти (будь ребенком, не будь взрослым)
  • Будь взрослым (не будь ребенком)
  • Не будь самим собой
  • Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым)
  • Не будь близким
  • Не принадлежи
  • Не думай
  • Не чувствуй
  • Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся)
  • Не делай
  • Не делай успехов
Психологический инструментарий   Методы диагностики Семьи и семейного воспитания, психологических особенностей больного ребёнка, факторов риска психосоматических расстройств. Методы психопрофилактики Психосоматических нарушений у детей и реакций дезадаптации, внутрисемейных нарушений  Методы психокоррекции Неправильного воспитания, внутрисемейных взаимоотношений, внутренней картины болезни  Групповые методы психокоррекции Для работы с семьёй, педколлективом, детским коллективом (в школе и мед. учреждении)  

Психологический инструментарий

  • Методы диагностики
  • Семьи и семейного воспитания, психологических особенностей больного ребёнка, факторов риска психосоматических расстройств.
  • Методы психопрофилактики
  • Психосоматических нарушений у детей и реакций дезадаптации, внутрисемейных нарушений 
  • Методы психокоррекции
  • Неправильного воспитания, внутрисемейных взаимоотношений, внутренней картины болезни 
  • Групповые методы психокоррекции
  • Для работы с семьёй, педколлективом, детским коллективом (в школе и мед. учреждении)

 

Диагностический инструментарий Тест «Рисунок семьи» Тест «Семья животных» Методика «Два дома» (И.Вандвик, П.Экблад) Тест «Почта» (Е. Антони, К. Бине) Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Тест направлен на выявление уверенности неуверенности ребенка в родительской любви. Тест «Незаконченные предложения» (модификация В. Михала) направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов в значимых переживаний. Методика Рене Жиля позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребёнка

Диагностический инструментарий

Тест «Рисунок семьи» Тест «Семья животных» Методика «Два дома» (И.Вандвик, П.Экблад)

Тест «Почта» (Е. Антони, К. Бине)

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений.

Тест направлен на выявление уверенности неуверенности ребенка в родительской любви.

Тест «Незаконченные предложения» (модификация В. Михала)

направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов в значимых переживаний.

Методика Рене Жиля

позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребёнка

Диагностика родительских представлений, установок и родительского отношения Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Методика «Родительское сочинение» Цель: диагностика родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними Цель: Изучение характера детско-родительских отношений Метод экспресс - диагностики семейной атмосферы, семейного воспитания «МЕДОР» (Р.В. Овчарова) Цель: оценка семейной атмосферы, семейного воспитания в замещающей семьи. Анкета «Ребенок глазами родителей» (РГР) (О.М. Щедринская) Цель: оценка психоэмоционального и социального развития ребенка

Диагностика родительских представлений, установок и родительского отношения

Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Методика «Родительское сочинение»

Цель: диагностика родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними

Цель: Изучение характера детско-родительских отношений

Метод экспресс - диагностики семейной атмосферы, семейного воспитания «МЕДОР» (Р.В. Овчарова)

Цель: оценка семейной атмосферы, семейного воспитания в замещающей семьи.

Анкета «Ребенок глазами родителей» (РГР) (О.М. Щедринская)

Цель: оценка психоэмоционального и социального развития ребенка

Диагностика детско-родительских отношений в паре «родитель-ребенок» Важным аспектом в диагностике детско-родительских отношений является наблюдение за взаимодействием родителя и ребенка в совместной деятельности, где можно увидеть эмоциональную окраску взаимоотношений, определить степень понимания родителем своего ребенка, уровень коммуникативного взаимодействия между ними. Основные критерии диагностики взаимодействия ребенок-родитель: эмоциональная насыщенность (доброжелательность/грубость, ласковость/жесткость, тактильный контакт/отстраненность и т.д.);  характер обращения (интонация высказываний, употребление уменьшительно-ласкательных слов/грубых слов); проявление инициативы, самостоятельность стиль общения (конфликтное, гармоничное, несогласованное, родитель «диктатор», ребенок «диктатор»).

Диагностика детско-родительских отношений в паре «родитель-ребенок»

Важным аспектом в диагностике детско-родительских отношений является наблюдение за взаимодействием родителя и ребенка в совместной деятельности, где можно увидеть эмоциональную окраску взаимоотношений, определить степень понимания родителем своего ребенка, уровень коммуникативного взаимодействия между ними.

Основные критерии диагностики взаимодействия ребенок-родитель:

  • эмоциональная насыщенность (доброжелательность/грубость, ласковость/жесткость, тактильный контакт/отстраненность и т.д.);
  • характер обращения (интонация высказываний, употребление уменьшительно-ласкательных слов/грубых слов);
  • проявление инициативы, самостоятельность
  • стиль общения (конфликтное, гармоничное, несогласованное, родитель «диктатор», ребенок «диктатор»).
Сохранение  психологического здоровья обеспечивается действиями по двум направлениям :  профилактическом – развитие стрессоустойчивости  (готовности к возможным изменениям, нарушающим равновесие) ; реабилитационном – восстановление равновесия,  работоспособности  или ресурсного потенциала. Основой профилактики эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Способствование становлению базовых свойств личности : самооценки и образа  «Я» , нравственных ценностей, смыслов и установок,  социально-психологических  ценностей в системе отношений с другими людьми. Иными словами : помочь ребенку поверить в свои силы, научить  детей  осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать  детей  этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и  взрослыми , а также проводить консультативную, профилактическую,  психодиагностическую и коррекционную работу с семьей .

Сохранение  психологического здоровья обеспечивается действиями по двум направлениям :

  • профилактическом – развитие стрессоустойчивости  (готовности к возможным изменениям, нарушающим равновесие) ;
  • реабилитационном – восстановление равновесия,  работоспособности  или ресурсного потенциала.

Основой профилактики эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.

  • Способствование становлению базовых свойств личности : самооценки и образа  «Я» , нравственных ценностей, смыслов и установок,  социально-психологических  ценностей в системе отношений с другими людьми.

Иными словами : помочь ребенку поверить в свои силы, научить  детей  осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать  детей  этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и  взрослыми , а также проводить консультативную, профилактическую,  психодиагностическую и коррекционную работу с семьей .

 Реализовать эти направления  работы можно через : -  индивидуальные  (беседы, консультации) ; - групповые  (консультации, лекции, клубы, дискуссии, диспуты) ; - фронтальные  (родительские собрания)  Невербальные  (наглядные)  методы  психологического просвещения  (стендовая информация, подборка специальной  психологической  литературы для родителей, папки-раскладушки, альбомы, распечатки тематической информации и др.).  Вербальные методы  работы с родителями  (консультации, семинары, семинары-практикумы, лекции, родительские клубы, круглые столы, дни открытых дверей и пр.)
  • Реализовать эти направления  работы можно через :
  • -  индивидуальные  (беседы, консультации) ;
  • - групповые  (консультации, лекции, клубы, дискуссии, диспуты) ;
  • - фронтальные  (родительские собрания)
  • Невербальные  (наглядные)  методы  психологического просвещения  (стендовая информация, подборка специальной  психологической  литературы для родителей, папки-раскладушки, альбомы, распечатки тематической информации и др.).
  • Вербальные методы  работы с родителями  (консультации, семинары, семинары-практикумы, лекции, родительские клубы, круглые столы, дни открытых дверей и пр.)
Упражнение «Закончи предложение» 1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – ... 2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -... 3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – ... 4. Мой ребенок заставляет меня  смеяться, когда – ... Упражнение «Ассоциация». Каждый называет ассоциацию к слову СЕМЬЯ. У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? • Если семья — это здание, то какое… • Если семья — это цвет, то какой… • Если семья — это музыка, то какая … • Если семья — это геометрическая фигура, то какая… • Если семья — это настроение, то какое…
  • Упражнение «Закончи предложение»

1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – ...

2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -...

3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – ...

4. Мой ребенок заставляет меня  смеяться, когда – ...

  • Упражнение «Ассоциация». Каждый называет ассоциацию к слову СЕМЬЯ.

У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

• Если семья — это здание, то какое…

• Если семья — это цвет, то какой…

• Если семья — это музыка, то какая …

• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…

• Если семья — это настроение, то какое…

  • Упражнение «Двое с одним фломастером»  
  • Цель: обучение навыкам сотрудничества.
  • Инструкция: « Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одним и тем же фломастером. При этом строго-настрого запрещается говорить друг с другом. Оба человека в паре должны постоянно держать фломастер в руке, не выпуская его ни на мгновение. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. Рисуем в течение 5ти минут.
  • Обсуждение упражнения.

1.         Сложно ли вам было рисовать молча?

2.         Пришли ли вы со своим партнером к единому мнению?

3.         Трудно ли было от того, что изображение постоянно менялось?(10 мин).

  • Упражнение «Мой уникальный ребенок». Инструкция психолога: "Представьте, что какой-то сумасшедший генетик создал точную копию вашего ребенка, которая внешне абсолютно во всех деталях на него похожа. Ваша задача узнать, где истинно ваш ребенок». • Вспомните и расскажите, что в вашем ребенке есть такого, что нельзя продублировать. • Есть ли в окружении вашего ребенка такой человек, который знает его уникальные качества и сможет идентифицировать реального человека от копии? • Наличие какого качества сам в себе отмечает ваш ребенок? Что именно по его мнению может отличить его от любой, даже самой совершенной копии? Ответы родителей анализируются. Необходимо, чтобы родитель сам оценил свои суждения и определился, нравится ли им тот образ ребенка, который он только что представил, как бы на самом деле хотелось отвечать на поставленные вопросы и почему.
Упражнение Родители отвечают на вопросы: 1.Как необходимо реагировать на несерьёзные болезни, дурные привычки,  страхи ребёнка? 2. Как отвечать и реагировать на откровенные вопросы детей? 3. Как разделить свою любовь между несколькими детьми в семье? 4. Когда и как нужно хвалить ребёнка? 5. Должен  ли  ребёнок быть свидетелем конфликтов родителей? Почему? 6. Как и когда вы начинаете разговор с ребёнком о его плохом поступке? 7. Следует ли просить прощения у ребёнка, если Вы виноваты? 8. Можно ли использовать физические наказания? Почему? 9.Можно ли упоминать о проступке ребёнка несколько раз? В присутствии  посторонних или родственников? 10. Почему ребёнку необходимо переживать вместе с вами не только  положительные, но и отрицательные эмоции? 11. Сколько времени необходимо проводить вместе с ребёнком? 12. Каковы последствия излишней опеки, заботы о ребёнке?
  • Упражнение
  • Родители отвечают на вопросы:

1.Как необходимо реагировать на несерьёзные болезни, дурные привычки, страхи ребёнка?

2. Как отвечать и реагировать на откровенные вопросы детей?

3. Как разделить свою любовь между несколькими детьми в семье?

4. Когда и как нужно хвалить ребёнка?

5. Должен  ли  ребёнок быть свидетелем конфликтов родителей? Почему?

6. Как и когда вы начинаете разговор с ребёнком о его плохом поступке?

7. Следует ли просить прощения у ребёнка, если Вы виноваты?

8. Можно ли использовать физические наказания? Почему?

9.Можно ли упоминать о проступке ребёнка несколько раз? В присутствии посторонних или родственников?

10. Почему ребёнку необходимо переживать вместе с вами не только положительные, но и отрицательные эмоции?

11. Сколько времени необходимо проводить вместе с ребёнком?

12. Каковы последствия излишней опеки, заботы о ребёнке?

Заключение Таким образом, для сохранения  психологического  здоровья и социального благополучия  детей необходимо выполнение следующих условий : включение в профилактическую  работу  всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям  детей  дошкольного возраста. Оценка показателей  психологического  здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности. Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость  взрослых дает ему защиту , так как именно окружающие ребенка  взрослые  способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является  психологическое здоровье , от которого во многом зависит здоровье в целом.

Заключение

  • Таким образом, для сохранения  психологического  здоровья и социального благополучия  детей необходимо выполнение следующих условий : включение в профилактическую  работу  всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям  детей  дошкольного возраста. Оценка показателей  психологического  здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности.
  • Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость  взрослых дает ему защиту , так как именно окружающие ребенка  взрослые  способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является  психологическое здоровье , от которого во многом зависит здоровье в целом.
Благодарю за внимание!

Благодарю

за внимание!