СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факультатив "Комнатные растения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного  курса «Комнатные растения» предназначена для учащихся 6-8 классов, интересующихся биологией растений. Курс включает в себя некоторые вопросы программы общеобразовательной школы  по вопросам биологии и предусматривает участие школьников в экспериментах, индивидуальных и исследовательских работах.

Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Комнатные растения"»

Программа факультативного курс

«Комнатные растения»

Сацук А.А.

учитель биологии МБОУ СОШ с/П Село Дуди

Пояснительная записка


Программа факультативного курса «Комнатные растения» предназначена для учащихся 6-8 классов, интересующихся биологией растений. Курс включает в себя некоторые вопросы программы общеобразовательной школы по вопросам биологии и предусматривает участие школьников в экспериментах, индивидуальных и исследовательских работах.

На основе федерального государственного образовательного стандарта, в данной программе факультативного курса нашли отражения следующие цели и задачи, формирующиеся на нескольких уровнях:

Личностном:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

Метапредметном:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;

  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

Предметном:

  • Расширение знания учащихся о видовом разнообразии комнатных растений, об особенностях их выращивания, способах ухода за ними, дизайне интерьера помещений.

  • классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;

  • Формирование умения и навыков по уходу за комнатными растениями, по их выращиванию и размножению.

  • сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • Формирование знаний у учащихся лечебных свойствах комнатных растений и агротехнике комнатных растений.



Ожидаемые результаты

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию комнатных растений;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— составлять план выполнения учебной задачи.

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.

— находить и использовать причинно-следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

— систематизировать и обобщать разумные виды информации;

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— основные органические и минеральные вещества, входящих в состав растения;

— ведущих коллекционеров-путешественников

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— определять принадлежность комнатных растений к определенным систематическим категориям;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных групп комнатных растений;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— видовое разнообразие, происхождение, особенности питания, способы размножения, заболевания и вредителей комнатных растений.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать методы биологических исследований;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

—работать со справочной литературой;

—проводить паспортизацию растений;

—подобрать субстраты, соответствующие требованиям к питанию отдельных видов растений;

—выполнять приемы агротехники;

—оформить комнатными растениями интерьер помещения.

Личностные результаты обучения

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— формирование основ экологической культуры.


Материально-техническое обеспечение: Комнатные растения. Горшки для рассады. Земляные смеси. Сосуды для опрыскивания и полива растений. Посадочный материал.


Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

История комнатного цветоводства

1

2

Ассортимент комнатных растений

2

3

Облик комнатных растений

3

4

Условия содержания

8

5

Инструменты для ухода за комнатными растениями

2

6

Паспортизация комнатных растений

4

7

Лекарственные и ядовитые комнатные растения

2

8

Размножение комнатных растений

3

9

Вредители и болезни

2

10

Фитодизайн

5

11

Итоговое занятие

2


Содержание курса

Общее количество часов – 34


История комнатного цветоводства (1)

Оранжереи и теплицы. Появление первых комнатных растений. Географическая карта распространения растений закрытого грунта. Роль коллекционеров-путешественников в распространении комнатных растений. Появление и распространение комнатных растений в России.

Ассортимент комнатных растений (2)

Основные типы комнатных растений. Бромелиевые. Луковичные и клубневые. Насекомоядные растения. Папоротники. Суккуленты. Орхидные. Пальмы.

Облик комнатных растений (3)

Декоративно-лиственные комнатные растения. Ампельные, лиановидные и вьющиеся растения. Комнатные растения с ярко окрашенными листьями. Злакоподобные комнатные растения. Уход за папоротниками.

Декоративно-цветочные растения. Растения цветущие осенью или зимой. «Цветущие лианы». Цветущие однолетники.

Кактусы и другие суккуленты. Кактусы, их выращивание. Суккуленты, их выращивание.

Практическая работа.

Составление описаний декоративно-лиственных, декоративно-цветущих растений.

Составление описаний кактусов и суккулентов.

Условия содержания (8)

  1. Емкости для выращивания. Группы и типы емкостей для выращивания. Функции емкостей. Внешний вид.

  2. Почвенные смеси. Типы садовых земель. Необходимые варианты земельных смесей для различных комнатных растений.

  3. Световой режим. Светолюбивые и теневыносливые растения.

  4. Водный режим. Полив растения. Способы, частота полива. Температура воды. Жесткость воды. Опрыскивание. Недостаток и избыток влажности. Обмывание комнатных растений.

  5. Удобрения и подкормки. Химические элементы, необходимые для роста и развития растений. Виды удобрений. Микроэлементы. Стимуляторы роста. Время внесения удобрений. Подкормки. Избыток удобрений.


Практические работы.

  1. Приготовление почвенных смесей.

  2. Изготовление удобрений.

  3. Расположение растений в зависимости от световых предпочтений.


Инструменты для ухода за комнатными растениями (2)

Характеристика инструментов и материалов. Подготовка инструментов к работе. Правила безопасной работы.

Практическая работа. Составление инструкции по безопасности при работе с инструмента для ухода за комнатными растениями.


Паспортизация комнатных растений (4)

Ознакомление с правилами оформления паспортов комнатных растений.


Практическая работа.

  1. Работа с определителями комнатных растений.

  2. Составление паспорта растений кабинета биологии.

  3. Изготовление паспортов для комнатных растений.


Лекарственные и ядовитые комнатные растения (2)

Целебные свойства комнатных растений, их применение в народной медицине. Изучение ядовитых растений. Первая помощь при отравлениях. Правила безопасной работы с ядовитыми растениями.

Размножение комнатных растений (3)

Способы размножения: семенной, вегетативный и спорами. Посев семян (спор), черенкование комнатных растений. Размножение отпрысками, листовыми черенками. Деление куста. Деление клубней.

Практическая работа. Размножение комнатных растений.


Вредители и болезни (2)

Характеристика вредителей и болезней. Причины появления вредителей и болезней.методы защиты растений. Диагностика по симптомам на отдельных органах растений.

Практическая работа. Описание основных вредителей и болезней комнатных растений.

Фитодизайн (3)

Комнатные растения в интерьере. Задачи и функции фитодизайна. Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения. Современные приемы художественного озеленения интерьера. Примеры планировочных решений.

Практическая работа. Составление проекта уголка комнатных растений с учетом их биологических особенностей.


Итоговое занятие (2)

Защита творческих проектов. Отчет о выполненной работе.


Список литературы

  1. Бена Ж-Ш. Комнатные растения: Руководство по выращиванию.: Перевод с французского/Ж.-Ш. Бена. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

  2. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.- Государственное Издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР, Л., 1954.

  3. Галина Хейтц. Мини-энцеклопедия: Комнатные растения, - Изд. Текст, М., 1988.

  4. Герасимов С.О., ЖуравлевИ.М., Серянин А.А. редкие комнатные растения. – М.: Росагропромиздат, 1990.

  5. Дворянинова К.Ф. Декоративные комнатные растения. – Кишенев: Картя Молдовеняскэ, 1982.

  6. Комарова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Издательство МГУ, 1989.

  7. Трайтак Д.И. основы сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5-7 классов сельской школы. – М.: Мнемозина, 1998.

  8. Хейссайон Д.Г. все о комнатных растениях. Карманное издание. – издательство Кладезь-Букс, м., 2006.



Интернет ресурсы

  1. Все о комнатных растениях на flowersweb.info. http://www.flowersweb.info

  2. Мир растений. http://www.liveinternet.ru/users/viktotr/post183712552/

  3. Список комнатных растений. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. Цветы в вашем доме. http://flowers-grand.ru. «Seo-grand.ru», Ярославль, 2010-2015.

  5. Фото комнатных растений. http://www.florets.ru/fotogalereya/foto-komn-rastenii.html

  6. Энциклопедия декоративных красивоцветущих комнатных растений. http://www.florets.ru/komnatnye-rasteniya/

  7. Энциклопедия комнатных растений. http://greendom.net/catalog-plant.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!