Коммунальное Государственное Учреждение
«Фрунзенская средняя школа»
Рассмотрена на заседании МО учителей математики, физики, информатики Протокол №____ от «____» ___________2012г. руководитель МО _____________И.А. Головина | | | Утверждена Приказ по школе № _____ от «___» _________2012 г. Директор КГУ « » _________ Н.В. Воротникова |
| | | |
| | | |
Рабочая программа факультативного курса
по информатике
«Юный информатик»
4 класс
Автор-составитель: | Бессингер Надежда Александровна Учитель информатики КГУ «ФСШ» |
с. Фрунзенское,
2016-2017 уч.г.
Пояснительная записка
Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики.
Актуальность программы: Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи), в последние годы все интенсивнее используются площадки для новых информационных технологий во внеурочное время. В связи с этим, фундаментальной проблемой современной системы образования является создание оптимального образовательного пространства, в котором все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей.
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и программ ограничивает возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности, а также не может уделять достаточного внимания созданию необходимой среды общения и развития обучающегося в условиях информатизации общества. Новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации; условия для формирования информационной культуры школьников могут иметь занятия в рамках факультативных курсов, что может повысить эффективность обучения, определить инновационные подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого.
Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики в 4 классах.
В возрасте 10-11 лет ребенок как правило увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Paint дается ему легко и просто.
Программа факультативного курса предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, обобщающих уроков, интегрированных уроков и др.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе – создание проектов – как подведение итогов.
Обязательным условием допуска ученика к выполнению итогового проекта является прохождение контрольных тестов по каждому разделу.
Программа факультативного курса «Юный информатик 4 класс» общим объемом 17 часов изучается в течение одного полугодия.
Цель факультативного курса: Определение условий организации обучения школьников по информатике в 4 классе для достижения результата образования ученика, с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей обучающихся, для развития ключевых компетенций.
Задачи факультативного курса:
Составить рациональное планирование управления образовательным процессом.
Определить примерный резерв часов и меры гибкости планирования для коррекции программы.
Уточнить уже имеющиеся умения и навыки, и определить, которые нужно сформировать в течение второго полугодия;
Наметить приемы, методы и технологии работы в учебном процессе.
Основные принципы реализации факультативного курса:
гуманитаризация процесса образования,
открытости образовательного учреждения.
взаимодействия субъектов образования,
демократизация деятельности,
соответствие образовательным потребностям школьников,
научность и интегративность в организации обучения,
преемственность и систематичность в содержании образования,
информатизации образовательного процесса,
продвигающего мотивированного обучения,
вариативность, индивидуализация и дифференциация в образовании.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Дети, освоив назначения и возможности персонального компьютера должны знать как и из чего устроен компьютер, уметь работать на нем. Освоив среду графического редактора Paint, способны нарисовать рисунок любой сложности, обработать его, рассказать и показать как он нарисовал данный рисунок.
К концу обучения факультативного курса «Юный информатик» учащиеся должны:
Знать:
правила работы за компьютером;
назначение главного меню;
назначение и возможности графического редактора;
понятие фрагмента рисунка;
понятие файла;
точные способы построения геометрических фигур;
понятие пикселя и пиктограммы;
понятие конструирования;
технологию конструирования из меню готовых форм.
Уметь:
работать мышью;
выбирать пункты меню;
запускать программу и завершать работу с ней;
настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
сохранять и открывать графические файлы;
использовать при построении геометрических фигур клавишу shift;
редактировать графический объект по пикселям;
создавать меню типовых элементов мозаики;
создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.
Содержание учебной программы
«Юный информатик»
4 класс (17 часов – 1 час в неделю)
Тема 1. Обучение работе на компьютере
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
Тема 2. Освоение среды графического редактора Paint
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Тема 3. Редактирование рисунков
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.
Тема 4. Точные построения графических объектов
Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы.
Тема 5. Преобразование рисунка
Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.
Тема 6. Конструирование из мозаики
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
Учебно-тематический план
«Юный информатик» (4 класс, 17 часов)
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Дата проведения |
Раздел 1 | Обучение работе на компьютере | 3 | |
1.1 | Информация. Информатика. Компьютер. | 1 | |
1.2 | Как устроен компьютер. Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ. | 1 | |
1.3 | Практическая работа по теме: «Обучение работе на компьютере» | 1 | |
Раздел 2 | Освоение среды графического редактора Paint | 2 | |
2.1 | Назначение графического редактора Paint. Компьютерная графика. Инструменты рисования. Настройка инструментов. Панель Палитра. Изменение Палитры. Свободное рисование. Редактирование компьютерного рисунка. | 1 | |
2.2 | Практическая работа по теме: «Освоение среды графического редактора Paint». | 1 | |
Раздел 3 | Редактирование рисунков | 3 | |
3.1 | Понятие фрагмента рисунка. Выделение, перенос, копирование. | 1 | |
3.2 | Понятие файла. Сохранение созданного рисунка. Открытие сохраненного рисунка. Сборка рисунка из деталей. | 1 | |
3.3 | Практическая работа по теме: «Редактирование рисунков» | 1 | |
Раздел 4 | Точные построения графических объектов | 3 | |
4.1 | Геометрические инструменты. Инструменты рисования линий. Построение линий. Построение фигур. | 1 | |
4.2 | Что такое пиксель и пиктограмма. Изменение масштаба просмотра рисунков. Редактирование рисунков по пикселям. Создание пиктограммы. | 1 | |
4.3 | Практическая работа по теме: «Точные построения графических объектов» | 1 | |
Раздел 5 | Преобразование рисунка | 3 | |
5.1 | Выполнение команд наклона, отражения и поворота. | 1 | |
5.2 | Растяжение и сжатие. Исполнение надписи. | 1 | |
5.3 | Практическая работа по теме: «Преобразование рисунка» | 1 | |
Раздел 6 | Конструирование из мозаики | 3 | |
6.1 | Меню готовых форм. Конструирование из кубиков. Композиция из кубиков. | 1 | |
6.2 | Практическая работа по теме: «Конструирование из мозаики» | 1 | |
6.3 | Обобщающее занятие. Итоговое тестирование | 1 | |
| Итого: | 17 | |
| | | |
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование:
Компьютер.
Сканер.
Принтер.
Мультимедиа проектор.
Мультимедийную доску.
Цифровой фотоаппарат.
Цифровая видеокамера.
Дисковые накопители.
Программное обеспечение:
Операционная система Windows 7.
Графический редактор Paint.
Учебно-методическая литература.
Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.
Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint скачан с сайта www.instructing.ru
«Компьютерная графика» Учебный курс. Харьков – «Фолио». Москва – «АСТ», 2003г.
http://multator.ru/draw/ - «Мультатор» - онлайн - конструктор мультфильмов.
Дмитрий Лазарев. Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2009. — С. 142.
Дуг Лоу. Microsoft Office PowerPoint 2007 для "чайников" - Microsoft Office PowerPoint 2007 For Dummies. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 288.
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
Сайты в помощь учителю информатики:
www.klyaksa.net
www.metod-kopilka.ru
www.pedsovet.org
www.uroki.net
www.intel.ru.